И ндивидуальная психология Альфреда Адлера — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

И ндивидуальная психология Альфреда Адлера

2019-06-06 457
И ндивидуальная психология Альфреда Адлера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А) Система категорий и понятий. Характеристика структуры личности. Типология личности. Цель  и этапы терапии.

Цель терапии по Альфреду Адлеру:

Целью терапии является развитие социального интереса клиента. Для достижения этого терапия должна включать в себя изменение ложных социальных ценностей. Клиент проходит через переобучение – изменение своего стиля жизни и отношения к жизненным целям. При изучении «базовых ошибок» в своей когнитивной карте у него есть возможность решить, хочет ли он продолжать идти по старому пути или выбрать другие направления. «В любых обстоятельствах клиент должен иметь абсолютную свободу. Он может двинуться в сторону изменения или отказаться от него, это как ему заблагорассудится» (Adler, 1956). Он может сделать выбор между интересом к себе и социальным интересом. Данный образовательный процесс имеет следующие цели.

1. Стимуляция социального интереса.

2. Уменьшение чувства неполноценности и преодоление уныния, а также осознание и использование собственных ресурсов.

3. Изменение стиля жизни личности, то есть восприятия и целей. Как уже было упомянуто, терапевтическая цель включает в себя трансформацию больших ошибок в маленькие (так же, как автомобили, одни люди нуждаются в «настройке», другим требуется «капитальный ремонт»).

4. Изменение ошибочной мотивации, даже если она лежит в основе приемлемого поведения, или изменение ценностей.

5. Помощь в осознании равенства среди своих коллег и товарищей (Dreikurs, 1971).

6. Помощь в стремлении стать человеком, делающим свой вклад в общее дело.

7. Если «ученик» достигает этих образовательных целей, он начинает принимать себя и других, к которым он принадлежит. Он начинает ожидать, что другие примут его так же, как он принял себя. Он почувствует, что «мотивационная сила» лежит внутри него, что он, хотя и в пределах существующих жизненных возможностей, но активно строит свою судьбу. Симптомы уйдут, и он будет чувствовать себя бодро, оптимистично, уверенно и мужественно.

 

Этапы терапии по Адлеру:

Что касается этапов терапии, то Адлер в разное время описывает их по-разному. Здесь все зависит от терапевтической ситуации. Но вероятно, в связи с необходимостью обучать своей психотерапии он останавливается на необходимости трех этапов. Таким образом, индивидуальная психотерапия делится на три этапа, имеющих различную продолжительность и различные функции и задачи.

1) На первом этапе основная задача врача состоит в том, чтобы выслушать пациента и понять его проблемы. Пациент рассказывает о своих трудностях, а врач задает вопросы, уточняя сказанное, а также расспрашивая о первых воспоминаниях пациента, о запомнившихся ситуациях раннего детства, о характере его семьи и родителей, о сновидениях, об особенностях личности пациента. Таким образом терапевт собирает материал для установления цели и стиля жизни пациента. Любимым вопросом Адлера был такой: «Допустим, что вы не болели бы этой болезнью, тогда что бы вы делали?» И ответ пациента часто открывал, чего бы он хотел избежать с помощью своей болезни или скрываясь за ней. Сам Адлер был известен быстрой постановкой диагноза. В зависимости от опыта на постановку диагноза могло понадобиться от одного дня до двух и более недель. Таким образом, функция первого этапа психотерапии состоит в глубинном понимании проблем пациента, характера его чувства неполноценности, стиля жизни и т.п. Первый этап заканчивается, когда это понимание складывается по крайней мере у психотерапевта.

2) На втором этапе врач должен постепенно довести до осознания пациента ложность его жизненной цели и жизненного стиля. Врач шаг за шагом добивается все большего понимания пациентом своей жизненной цели в ходе обсуждения его личных проблем, жизненных неудач и болезненного поведения. Такое доведение до сознания пациента его жизненной цели и стиля жизни осуществляется не прямо, а косвенно, при обсуждении его повседневных проблем и трудностей. Затем врач должен подвести пациента к пониманию того, насколько жизненная цель и стиль жизни пациента противоречат действительной жизни и интересам общества.

3) Когда достигнуты осознание и принятие пациентом собственной личности, жизненной цели и стиля жизни, наступает третий этап психотерапии. Здесь прежде всего пациент должен решить для себя, хочет ли он изменить цель и стиль своей жизни. Если он действительно желает это сделать, то на третьем этапе терапии врач должен помочь ему в его усилиях, направленных на построение новой цели, стиля жизни и на приспособление к новой реальности. Для этого может понадобиться еще несколько месяцев. В целом же индивидуальная психотерапия редко длилась больше года (см.: Элленбергер Г.Ф., 2004).

 

Явления переноса и сопротивления Адлер и его сторонники считали артефактами, от которых необходимо избавиться. Адлер приравнивал сопротивление к одной из форм мужского протеста и считал, что нужно немедленно указать пациенту на его нежелательность. А перенос Адлер рассматривал как невротическое желание, от которого также необходимо избавиться. В целом результат психотерапии должен привести к тому, чтобы у пациента появилась способность справляться с жизненными трудностями и адаптироваться к обществу и социальной жизни. «Нормальный человек — это человек, который живет в обществе и в своем образе жизни столь хорошо адаптирован, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности. Кроме того, с точки зрения психологической у него достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встретить проблемы и трудности, которые случаются в его жизни. У людей же с психопатологическими отклонениями отсутствуют оба эти качества — и социальная адаптация, и способность справляться с повседневными трудностями жизни» (Адлер А., 1997а, с. 75). В целом же Адлер в качестве критерия успешности психотерапии принимал способность человека решить три основные жизненные задачи: работать, любить и иметь семью, испытывать чувство общности (у Фрейда здоровый человек — человек, получающий удовольствие от работы и от любви).

Психотехника в аналитической психотерапии А.Адлера.Следующие процедуры: установление правильных психотерапевтических отношений; анализ и проработку личностной позиции клиента, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти же процедурысоответствуют и по названию, и по содержанию четырём этапам психотерапии.

 

1 этап. Установление правильных отношений. Основное здесь - соответствующие установки в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Никаких особых приёмов, кроме соответствующих коммуникативных умений, не требуется.

 

2 этап. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе - добиться понимания, осознания специфики стиля жизни клиента. Важное место уделяется поэтому опросу о целях жизни: ("В чем вы видите своё предназначение?", "Вам нравится, на что вы расходуете свою жизнь?") и т.д.

 

3 этап. Поощрение инсайта. Основное здесь - создание условий для инсайта ("озарения") - путём сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций, с тем чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности и стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента. Реальноесамопонимание - вот смысл третьего этапа.

 

4 этап. Помощь в переориентации. Эта, заключительная, стадия психотерапии известна также под названием "воплощение инсайта в действие". Существуют специальные психотерапевтические приёмы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

 Фикциональный финализм – идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченными целями в отношении будущего. Наши основные цели представляют собой фиктивные цели (фикцию), соотнесенность которых с реальность нельзя ни проверить, ни подтвердить.

Б) Анализ методов и  приемов.

сследование ранних воспоминаний.

Метод ранних воспоминаний является центральным в практике адлерианской консультации и психотерапии. Он используется в исследовательских, диагностических и психотерапевтических целях. Такое исключительное положение метода ранних воспоминаний в системе индивидуальной психологии объясняется по крайней мере двумя причинами:

 

1. "В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения...это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются" (цит. по: Сидоренко, с. 72-73);

 

2. "Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает... Поэтому мы часто обнаруживаем в нем контраст между переживавшимся тогда состоянием слабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя" (там же).

 

Адлер писал, что "каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему:

 

"Вот чего ты должен ожидать", или: "Вот чего ты должен избегать", или: "Вот что такое жизнь". И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание" (там же). Кроме того, "воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит" (там же).

 

Методика ранних воспоминаний обладает рядом как преимуществ, так и недостатков. К ее преимуществам относится следующее:

 

1. "Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание - ведь это "просто факты", и значение их не осознается. Едва ли кто-нибудь понимает свое раннее воспоминание... Таким образом, через ранние воспоминания люди признаются в своих жизненных целях, в своем отношении к окружающим и своем взгляде на мир нейтральным и не затруднительным для себя образом" (там же).

 

2. "Для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить, и даже является ли оно вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые принимаются: их значение - в их интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь..." (там же).

 

3. Компактность и простота метода позволяют использовать его для групповых исследований.

 

4. Очень важен тот факт, что, как отмечает Е. В Сидоренко, метод ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности.80

 

80 "Объективный тест - это методика получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последовательность при условии, что испытуемый: а) либо не знает истинного значения своей реакции; б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении" /20/

 

К ограничениям методики ранних воспоминаний относится то, что "иногда люди не дают ответа или заверяют, что они не знают, какое событие было первым; но это само по себе уже их раскрывает. Мы можем догадаться, что они не хотят обсуждать свои фундаментальные значения и не готовы к сотрудничеству" (цит. по: Сидоренко, с. 74).

 

На желание и способность пациента воспроизвести какое-либо раннее воспоминание могут отрицательно влиять самые разнообразные факторы, в частности травмирующие события детства (например, инцест), изменение жизненного стиля, к которому не подходит никакое действительное воспоминание, мозговые нарушения и неврологические расстройства либо просто недостаточное доверие по отношению к психотерапевту и психотерапии. Кроме того, то, что субъект не может воспроизвести свои ранние воспоминания, часто имеет клиническое объяснение. "Эти люди не развивают у себя индивидуальных базовых убеждений и поэтому наобум бредут по жизни, по существу не представляя себе, что они такое и что такое жизнь. Они не обязательно должны быть тревожными или помешанными, скорее они растеряны, бесцельны... Наверняка им предлагали обратиться за терапевтической помощью, и они послушно обращались за ней, сами не зная почему..." (Manaster, Corsini, p. 188). Впрочем, возможен вариант, когда "люди, которые говорят, что у них "нет ранних воспоминаний", позволяют нам прийти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают" (цит. по: Сидоренко, с. 74).

 

Иногда в таких случаях психотерапевты-адлерианцы предлагают человеку "придумать воспоминание". Многим людям это помогает спонтанно вспомнить что-нибудь, некоторые же оказываются в состоянии придумать лишь общие контуры "воображаемого" воспоминания, нечто фрагментарное, смутно выражающее какую-либо надежду или желание.81 Впрочем, практика показывает, что пациенты редко оказываются не в состоянии вспомнить что-либо из своего раннего детства. В крайнем случае им можно помочь, стимулируя их память. Например, Р. Пауэрс и Дж. Гриффит советуют предложить начать воспоминания с 6 или 7 лет и постепенно возвращаться к моменту рождения, вспоминая места, где пациент жил, играл или делал что-то еще, и людей, с которыми он тогда был. Можно предложить вспомнить какие-то особенные события, от которых потом можно будет оттолкнуться (рождение брата или сестры, семейные праздники, первый школьный день и т. п.). Дж. Манестер и Р. Корзини даже рекомендуют в таком случае сначала рассказать пациенту свое собственное раннее воспоминание.

 

81 Однако в специальном эксперименте, где одни и те же испытуемые (72 слушателя университетских курсов) рассказывали по 3 реальных и 3 "воображаемых" воспоминания, было показано, что "надуманные" воспоминания отражают более высокие значения социального интереса по ERRS шкале оценки ранних воспоминаний.

 

Ранние воспоминания могут отражать актуальное состояние пациента, обусловленное какими-либо серьезными внешними факторами. В этом случае они имеют скорее ситуативное, а не фундаментально обусловленное значение. Адлер отмечал: "Использование воспоминаний для стабилизации настроения легко видеть в обычном поведении. Если человек переживает поражение и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некоей проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею. Таким образом, воспоминания в значительной степени служат той же цели, что и сны" (цит. по: Сидоренко, с. 76). Манестер и Корзини предлагают для исключения случайных ситуативных влияний анализировать не одно, а 3, 6 или даже 10 ранних воспоминаний.

Методика ранних воспоминаний, являющаяся одной из проективных методик, обладает их обычным недостатком - известной субъективностью интерпретаций. Свою роль здесь играет и то обстоятельство, что Адлер не оставил подробно разработанной системы интерпретации ранних воспоминаний. В своих произведениях он лишь на примерах показывал, как могут быть истолкованы те или иные их элементы, при этом напоминая, что в психологии "все может быть совсем по-другому".

Подробнее: https://bookap.info/genpsy/burlpsyter/gl14.shtm

 

В) Деловая игра – консультирование в рамках индивидальной психологии Адлера (подготовить случай).

Задание: Разработать тренинг навыков практического психолога. Направление – психоаналитическая терапия. Дать обоснования и примеры упражнений/техник. (Тематика тренинга – на выбор студентов). В группах по 3 человека.

Психоаналитическая игра «Судьба»


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.