Занятие 12. «Развитие позитивного самовосприятия» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Занятие 12. «Развитие позитивного самовосприятия»

2019-05-27 525
Занятие 12. «Развитие позитивного самовосприятия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: усвоить одно из средств реагирования на поражение, конфликты, повысить самооценку, подтвердить значимость своих успехов, достижений, своей личностной ценности, преобразования негативных установок на положительные.

Оборудование: листы.

Ход занятия

Упражнение «Контраргументы»

Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. Против каждого пункта укажите то положительное, какое можно противопоставить.

К примеру:

Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь. Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.

Я ленивый, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям. Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это очень необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им соответствующие примеры. Выберите одного из ваших товарищей в группе и наведите ему эти контраргументы, подтвердив их примерами.

Упражнение «Представьте себя ребенком»

В каждом из нас живет ребенок. Мы несем груз тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария - то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте слева список всего негативного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А потом дело запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя.

Вопросы для обсуждения. Какой из этих списков длиннее? Один из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что есть или может быть точкой опоры в разные периоды жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если». Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в позитивном ключе. Поэтому, выполняя ее, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Другие члены группы не задают вопросов и  не высказываются. Они остаются только слушателями. Через 3 - 4 минуты начинает говорить следующий человек, сидящий справа от предыдущих, и так до тех пор, пока не скажут все по очереди. После этого предлагается всем попробовать пронести «инвентаризацию» своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

Упражнение «Кто я?»

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

Я горжусь собой, когда я...

Я симпатичный человек, потому что...

У меня есть такие замечательные качества...

Вопросы для обсуждения. Трудно было отвечать на эти вопросы? Почему? Испытывали вы трудности, когда писали о себе «хорошо»?

Упражнение «Кинопробы»

    (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и скажите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своих достижениях.

Вопросы для обсуждения. Что вы чувствовали, когда делились своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие чувствовали то же, что и вы? Почему?

Занятие 13. «Развитие положительного восприятия»

Цель: усвоить одно из средств реагирования на поражение, на конфликты, повысить самооценку, подтвердить значимость своих успехов, достижений, своей личностной ценности, преобразования негативных установок на положительные.

Оборудование: листы.

Ход занятия

Упражнение «Преимущества»

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои качества, а затем повторяет качества других в том порядке, в котором те назывались.

Упражнение «Восприятие жизни»

Всем участникам предлагается разделить лист на две колонки. В левой - записать негативные события своей жизни, в правой - положительные аспекты тех же событий.

Упражнение «Зеркальное отражение суждений»

Группа делится на пары. Один человек описывает любую ситуацию с отрицательной стороны. Вторая находит положительные аспекты этой же ситуации.

Упражнение «Тост»

Группа собирается в круг. Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке». Отмечаете праздничную дату. В руках у всех бокалы. Гости по очереди поднимают бокалы и произносят тост в свою честь. После каждого тоста все «выпивают» содержимое бокалов в знак согласия со сказанным тостом.

Упражнение «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3 - 5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет сам о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои преимущества, которыми он мог бы заинтересовать другого человека важно выделить психологические характеристики, а не восхищаться описанием внешнего вида, наличием квартиры, дачи и т.д. Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает добавлять то, что участник пропустил - идет редактирование объявлений.

Завершение работы. Обмен впечатлениями о сегодняшнем дне и в целом о тренинге. Заполнение бланка «Мое мнение о тренинге».

               Занятие 14. «Развитие положительного восприятия»

Цель: усвоить одно из средств реагирования на поражение, конфликты, повысить самооценку, подтвердить значимость своих успехов, достижений, своей личностной ценности, преобразования негативных установок на положительные.

Оборудование: листы.

Ход занятия

Упражнение «На уроке»

Участникам предлагается разыграть варианты поведения в такой проблемной ситуации: «Идет урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников не слушает его. Они заняты другим, вполне посторонним делом: переговариваются друг с другом, передают какие - то записки». Предложите возможные варианты поведения учителя (представьте на месте учителя человека, глубоко уважающего себя и человека, который мало себя уважает). Проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...». Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что...». Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения. Кто не смог выполнить задание? Почему? Что чувствовал человек, к которому была обращена поддержка?

Упражнение «Как предоставлять и принимать знаки внимания?»

Все участники группы стоят лицом друг к другу, образуя два круга - внутренний и внешний. Стоящие лицом друг к другу, образуют пару. Первый человек в паре искренне делает знаки внимания партнеру, что стоит напротив. Знаками внимания оцениваются поступки, навыки, внешность и прочее. Партнер отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и...» (называет те качества, которые он в себе ценит и считает, что они заслуживают внимания). Затем партнеры обменяются ролями. После обмена знаками внимания в парах все делают шаг влево, образуя новые пары, и процедура повторяется.

Вопросы для обсуждения. От чего зависит формирование Я - концепции личности? Что такое Я - концепция? Какую роль в развитии личности занимает позитивное самовосприятие, адекватность самооценки? Насколько, по Вашему мнению, положительное ваше самосознание? Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самосознанием?

[3, с. 10 - 11].

Упражнение «Мои негативные установки»

Задача: превратить негативные установки на позитивные с помощью таких высказываний.

Негативные высказывания: я такая неорганизованная. Я - полная неудачница. Мои мысли ошибочны. Ты ничего не поделаешь.

Положительные высказывания: я такая творческая, не всегда могу отказать, но у меня много друзей.  Моя работа - одна из самых необходимых в мире. Мои мысли тоже могут кого-то заинтересовать. Но я хочу совершенствоваться. Я вижу свои слабые стороны. В нашей жизни бесконечно много радостных моментов. Многое зависит от тебя.

Упражнение «Зато я...»

Каждый участник должен написать 7 своих достижений, умений, навыков, используя фразу «Зато я...».

Обсуждение что в этой работе было легким или сложным и почему? Что каждый из участников узнал о другом нового и неожиданного? [4, с. 63 - 64]

Актуальное состояние участников. Подведение итогов.

Закрепляющий или итоговый этап (1 занятие)

Упражнение «Качества»

Каждый из участников рассказывает поочередно о себе. Необходимо говорить о своих положительных личностных качествах (назвать 5 наиболее характерных качеств). Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы:

- Твое главное достоинство?

- Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Далее проводится торг личностными качествами.

Занятие 15. «Прощание. В лучах солнца»

Цель: интегрировать приобретенный опыт, осознать полученные навыки, установить обратную связь с участниками.

Оборудование: листы, клубок ниток.

Ход занятия

Нарисуйте в центре листа круг, а в нем - метафорический образ вашего Я.

Вокруг добавьте лучей. На каждом из лучей напишите, что вы для себя открыли, что понравилось, запомнилось на занятиях. Рассмотрите рисунки других участников. Найдите похожие записи. Запишите общие мысли на лучах солнца на общем рисунке.

Проанализируйте историю нашей группы. В рабочей тетради изобразите ассоциации, они будут символически отображать вас и ваши чувства от начала работы в группе и сегодня. Ключевыми словами отметьте наиболее яркие ситуации. Изобразите моменты, когда вы были наиболее счастливы в группе, когда вам было очень неприятно и когда вы просто чувствовали себя спокойно и комфортно.

Упражнение «Клубок»

Ведущий держит клубок ниток, наматывает кончик его себе на палец. Затем передает клубок соседу с пожеланиями. Выслушав пожелания, этот игрок также наматывает на палец нить и с пожеланиями передает клубок соседу. И так далее. Когда круг замкнется, можно продолжать упражнение. Игрок, в руках которого клубок, привязавшись к нему, бросает клубок кому хочет, говоря при этом свои пожелания. И так далее. Игра заканчивается сматыванием клубка от конца к началу.

Ведущий: «Станем в тесный круг. Положим руки на плечи друг другу. Закроем на минуту глаза и мысленно передадим друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания».

Беседа обратной святи. Участники делятся своими впечатлениями от путешествия длиной в 15 занятий. Как вы себя сейчас чувствуете? Что запомнилось, было приятным, ярким? Что вызвало сильные чувства? Что вас удивило? Что не очень понравилось? Что хочется рассказать? [1, с. 120]

Список использованных источников

1) Бернацька А. «Арт - терапия в воспитании самостоятельности подростков». –

М.: Редакции общепед. газет, 2012. - 120 с. (Библиотека «Школьного мира»).

2) Джонсон Дэвид В. Социальная психология: тренинг межличностного общения \ Дэвид В. Джонсон; пер. с англ. В. Хомика. - М.: Изд. дом «КМ Академия», 2003. - 288 с.

3) Журнал «Практическая психология и социальная работа», №1 (166) 2013 –

с. 10 - 11.

4) Журнал «Психологическая служба школы», №3 сентябрь, 2012 с. 63 – 64.

5) Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - с. 174 - 182.

6) Настольная книга школьного психолога \ Авт. - Уклад. А. Е. Маринушкина. –

М.: Изд - во «Ранок», 2011. - 288 с.

7) http://laiko.narod.ru/posobie_voz.html

8) Http://www.saitar.com/blog/2009-12-06-1


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.