Занятие 2. «Командный дух или развитие коллективизма» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Занятие 2. «Командный дух или развитие коллективизма»

2019-05-27 173
Занятие 2. «Командный дух или развитие коллективизма» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: создание благоприятного психологического климата, положительной мотивации и заинтересованности на занятиях, снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: лист участника коррекционной группы, бейджики, предмет (мяч или игрушка).

Ход занятия

Вступительное слово тренера. Психолог встречает старшеклассников, показывает радость от встречи. Старшеклассники садятся в круг на стулья.

Психолог сообщает, что они будут встречаться на занятиях, где будут общаться, делиться с другими своими радостями и проблемами, помогать и поддерживать. Они научатся лучше понимать себя и других, узнают много нового и интересного.

Психолог: «Предлагаю курс занятий, на которых вы лучше узнаете себя и других людей, сможете легче понимать внутренние конфликты, наладить отношения с другими. Занятия будут проходить в виде тренингов, благодаря которым вы сможете стать сплоченной командой, выявить и развить в себе личностные качества. Главное - поделиться собственными неудачами и достижениями, горестями и радостями, получить помощь и поддержку, почувствовать значимость и ценность своей личности. А все это возможно только благодаря доброжелательной и душевной атмосфере».

Затем знакомит с правилами групповой работы.

1. Участие в тренинговых упражнениях и выполнения отдельных задач является добровольным.

2. Слушать других внимательно, не перебивая.

3. Каждая личность имеет право на свое мнение, проявление чувств, свое видение.

4. Быть активными, откровенными и искренними.

5. Не позволять дразнить, высмеивать и давить участниками друг на друга.

6. Правило «Стоп» - возможность не выполнять определенные тренинговые действия

(«пропустить ход») без дополнительных объяснений причин.

Ритуал приветствия. Рефлексия личного самочувствия.

Упражнение «Знакомство»

Цель: развитие умения слушать друг друга, доброжелательное отношение друг к другу.

Психолог выбирает предмет (мяч или игрушку), показывает его старшеклассникам и говорит, что это будет символом группы и будет помогать на занятиях.

Психолог: «Сегодня он поможет нам поздороваться, но при этом необходимо назвать свое имя и рассказать о своем настроении, своих предпочтениях».

Затем каждый по очереди желает всем что - нибудь хорошее.

Психолог: «Спасибо всем, мы сделали первый шаг на встречу друг другу».

Упражнение «Стройтесь по росту!»

Это упражнение способствует преодолению барьеров в общении между участниками.

Упражнение «Продолжим знакомство»

Цель: способствовать близкому знакомству участников между собой и преодолению сопротивления перед выражением себя в группе.

Ведущий: «возьмите стул одного из участников за круг».

Участники занимают свои места. Желающий становится в центре (это может быть при необходимости и ведущий) и говорит одно предложение о себе «Я человек...», продолжая его названием. Называет наиболее характерные свои черты. Например, «Я человек, который часто бывает раздраженный».

Другие сидят и слушают. Если кто - то решит, что мог бы сказать о себе то же, должен быстро встать и поменяться местами с другим участником, который имеет аналогичную характеристику. Нельзя садиться на то же место. Тот, кто останется без стула, становится в круг и говорит о себе «Я человек...». И так все участники круга.

Ритуал прощания. Самоотчет участников о работе в группе.

Что Вам больше всего запомнилось? Что понравилось больше всего?

Психолог интересуется впечатлением старшеклассников от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующее занятие. [2, с. 288]

Занятие 5. «Имя на ладони»

Цель: организовать пространство для откровенного общения и проявления творчества; дать возможность символически выразить образ Я, презентовать себя другим и узнать об их впечатлениях.

Оборудование: большой лист бумаги (на весь стол, можно рулон) гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, пастель, кисти, стаканы для воды, полотенце для рук, журнальные вырезки для коллажа «Мир, в котором я живу».

Ход занятия

На большом листе бумаги, лежащий на столе, каждый из участников обводит свою ладонь карандашом такого цвета, который ему больше всего понравился.

Ведущий предлагает раскрасить изображение. Старшеклассники выбирают, чем красить. Нравятся ли вам рисунки? Теперь вокруг своего рисунка добавьте изображения, подходящие названию «Мир, в котором я живу». Рисовать можно все, что захочется. [1, с. 20].

Вы закончили работу? Теперь можете провести линию - дорогу к рисунку другого участника. Сначала надо спросить, можно ли вам «прийти» к другому рисунку. Вот как это можно сделать: «Антон, можно я приду в гости к тебе?» Ведущий проводит линию только тогда, когда получает подтверждение). Можно пригласить к себе в гости. Когда интерес к рисованию снижается, ведущий предлагает закончить рисунки и обсудить, кому что понравилось.

Рефлексия занятия. [1, с. 66].

  Занятие 6. «Метафорический автопортрет»

Цель: создать условия для идентификации образа собственного Я в символической форме растения, посуды, украшения, оружия.

Оборудование: средства для изображения, бумага формата А - 5.

Ход занятия

Изобразить себя на отдельных листах в образах оружия, украшения, растения, посуды. Разложить в порядке рисования. Разложить от приятного к неприятному. Описать рисунки. Беседа обратной связи. Какая это посуда? Опишите. С чем ассоциируется? Чем наполнена? Кто может пользоваться? Когда её используют? Как себя чувствует этот предмет? Где предмет хочется поставить? Как ощущается мера? Какое это украшение? С какого материала? Откуда взялся? Кто владелец? Кем сделан?

Занятие 7. «Стихийный рисунок»

Цель: способствовать созданию условий для самовыражения и позитивного преобразования негативных эмоций.

Оборудование: бумага формата А - 4, кисти, гуашь.

Ход занятия

На стихийном рисунке в технике «мазки» изобразить негативное переживание: «Тяжелый день», «Скучная работа», «Хмурое утро», «Снова в школу», «Все надоело» и другие. Добавить белой краски, не создавая нового рисунка или сюжета.

Беседа обратной связи. Что изменилось в рисунке? В переживаниях? Как вы себя сейчас чувствуете? Что запомнилось, было приятным, ярким? Что вызвало сильные чувства? Что вас удивило? Что не очень понравилось? Что хочется рассказать?

Занятие 8. «Лепим ощущение»

Цель: создать условия для трансформации образа Я через прикосновение к материалу.

Оборудование: пластилин (на первых этапах работы), глина серая, рыжая (сохраняют большим куском, участники берут часть для работы, затем отработанную глину возвращают в общую емкость для переработки), защитное покрытие для стола, чаши с водой для дополнительного размачивания глины, ткань для завязывания глаз, запись музыкального фрагмента.

Ход занятия

Ведущий предлагает посмотреть на глину и осознать свои чувства и желания по отношению к ней: приятно, неприятно, хочется прикоснуться, не хочется прикоснуться.

Участникам предлагают взять для работы столько глины, сколько хочется, и взаимодействовать с целым куском глины, наблюдая за своими ощущениями, настроениями, желаниями. Можно экспериментировать с глиной, изменяя ее влажность, объем и форму.

Действия с глиной символизируют преодоление сопротивления: «Все в твоих руках». Когда глина станет достаточно пластичной, придают ей определенной (произвольной) формы, работая сначала с закрытыми глазами, затем - с открытыми.

Участники определяют и записывают свое эмоциональное состояние.

Рефлексия личного самочувствия.

Занятие 9. «Создаем имя»

Цель: стимулировать процесс идентификации путем создания нового имени и его целостного образа.

Оборудование: бумага формата А - 4, разноцветная бумага разной фактуры, цветная восковая и пастельная, мел, фломастеры, гуашь, клей, ножницы, скотч, нитки, ткань различных размеров, пластилин, декоративные материалы для украшения, веревка длиной 50 см (для каждого участника), игрушки среднего и маленького размеров.

Ход занятия

Напишите в воздухе свое имя. Пишите очень красиво, поочередно левой и правой рукой, затем - обеими руками одновременно.

Представьте, что вы взяли ведро с краской и кистью. Пишите свое имя, занимая как можно больше пространства - от пола до потолка. Изменился при этом образ вашего имени? Вспомните, когда вам было приятно услышать свое имя? В каких обстоятельствах это произошло? Кто вас так называл? Нарисуйте в воздухе эту ситуацию. Напишите свое имя на бумаге. Используя различные материалы, создайте бумажную куклу с вашим именем, похожую на вас. Поставьте куклу прямо перед собой. Обратитесь к ней в своих мыслях. Пусть кукла ответит вам. Запомните свои впечатления, слова, чувства. Поставьте кукле вопрос: как ее зовут сейчас? Придумайте историю с названием, которое вы от имени своей куклы хотели бы рассказать другим.

Сядьте в круг. Куклы по очереди рассказывают свои истории. Все внимательно слушают, затем могут задавать вопросы куклам.

Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали во время «рождения» куклы, и рассказывают истории от ее имени.

Ведущий осторожно спрашивает, откуда появилось имя куклы. С помощью других участников можно добавить кукле качеств, которых, по мнению автора или группы, ей не хватает: осторожность, сдержанности, терпения, смелости и тому подобное.

Обновленная кукла возвращается к своему автора. Автор делает вдох и выдох и говорит: «Кукла, живи!»

Рефлексия занятия.

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: создание благоприятного психологического климата, положительной мотивации и заинтересованности на занятиях, снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: лист участника коррекционной группы, бейджики, предмет (мяч или игрушка).

Ход занятия

Вступительное слово тренера. Психолог встречает старшеклассников, показывает радость от встречи. Старшеклассники садятся в круг на стулья.

Психолог сообщает, что они будут встречаться на занятиях, где будут общаться, делиться с другими своими радостями и проблемами, помогать и поддерживать. Они научатся лучше понимать себя и других, узнают много нового и интересного.

Психолог: «Предлагаю курс занятий, на которых вы лучше узнаете себя и других людей, сможете легче понимать внутренние конфликты, наладить отношения с другими. Занятия будут проходить в виде тренингов, благодаря которым вы сможете стать сплоченной командой, выявить и развить в себе личностные качества. Главное - поделиться собственными неудачами и достижениями, горестями и радостями, получить помощь и поддержку, почувствовать значимость и ценность своей личности. А все это возможно только благодаря доброжелательной и душевной атмосфере».

Затем знакомит с правилами групповой работы.

1. Участие в тренинговых упражнениях и выполнения отдельных задач является добровольным.

2. Слушать других внимательно, не перебивая.

3. Каждая личность имеет право на свое мнение, проявление чувств, свое видение.

4. Быть активными, откровенными и искренними.

5. Не позволять дразнить, высмеивать и давить участниками друг на друга.

6. Правило «Стоп» - возможность не выполнять определенные тренинговые действия

(«пропустить ход») без дополнительных объяснений причин.

Ритуал приветствия. Рефлексия личного самочувствия.

Упражнение «Знакомство»

Цель: развитие умения слушать друг друга, доброжелательное отношение друг к другу.

Психолог выбирает предмет (мяч или игрушку), показывает его старшеклассникам и говорит, что это будет символом группы и будет помогать на занятиях.

Психолог: «Сегодня он поможет нам поздороваться, но при этом необходимо назвать свое имя и рассказать о своем настроении, своих предпочтениях».

Затем каждый по очереди желает всем что - нибудь хорошее.

Психолог: «Спасибо всем, мы сделали первый шаг на встречу друг другу».

Упражнение «Стройтесь по росту!»

Это упражнение способствует преодолению барьеров в общении между участниками.

Упражнение «Продолжим знакомство»

Цель: способствовать близкому знакомству участников между собой и преодолению сопротивления перед выражением себя в группе.

Ведущий: «возьмите стул одного из участников за круг».

Участники занимают свои места. Желающий становится в центре (это может быть при необходимости и ведущий) и говорит одно предложение о себе «Я человек...», продолжая его названием. Называет наиболее характерные свои черты. Например, «Я человек, который часто бывает раздраженный».

Другие сидят и слушают. Если кто - то решит, что мог бы сказать о себе то же, должен быстро встать и поменяться местами с другим участником, который имеет аналогичную характеристику. Нельзя садиться на то же место. Тот, кто останется без стула, становится в круг и говорит о себе «Я человек...». И так все участники круга.

Ритуал прощания. Самоотчет участников о работе в группе.

Что Вам больше всего запомнилось? Что понравилось больше всего?

Психолог интересуется впечатлением старшеклассников от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующее занятие. [2, с. 288]

Занятие 2. «Командный дух или развитие коллективизма»

Цель: формирование навыков сотрудничества в коллективе, развитие способностей слаженно работать в группе, сплочение группы.

Оборудование: лист бумаги, фломастеры, карандаши, шаблоны для визиток, булавки или бейджики.

Ход занятия

Игра «Групповая картина»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается представить себе картину. Он начинает подробно ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на письме то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику. Он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже новыми деталями. Затем лист передается дальше.

Описания должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное расположение деталей. Задача заключается также в том, чтобы, не перегружая «картину» лишними деталями, так рассчитать ее «сюжет», чтобы хватило места для всех участников.

Игра «Снимается фильм»

Участники рассаживаются в круг. Распределяются роли: сценарист, режиссер, оператор и т. Затем начинается «съемка» фильма. Задача участников - выполняя свои роли, найти средство сотрудничества в процессе «съемки» и довести его до конца.    [5, с. 174 - 182].

Игра «Времена года»

Класс объединяется в четыре группы - по временам года, когда дети родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток, булавки или бейджики. Всем группам предлагается общая задача:

1) подготовить визитки, на которых каждому участнику написать имя цветом, который понравился;

2) каждому прикрепить карточку к одежде;

3) команде подобрать к имени каждого участника прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), которая начинается на букву его имени (важно, чтобы было услышано мнение каждого участника группы);

4) каждой группе найти что-то общее, что объединяет всех участников группы (любимые занятия, увлечения, личностные качества и т.п.);

5) подготовить и представить презентацию своей поры года.

Рефлексия занятия.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.