Занятие 4. «Командный дух или развитие коллективизма» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Занятие 4. «Командный дух или развитие коллективизма»

2019-05-27 198
Занятие 4. «Командный дух или развитие коллективизма» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение «Слово»

Участники распределяются по подгруппам, каждая из которых получают буквы. Нужно как можно быстрее подобрать ответ к загадке: 1) этот предмет носят на голове; 2) этим предметом играют дети; 3) назовите хищного зверя.

Упражнение «Кораблекрушение»

Сейчас мы с вами немного поиграем. Представьте себе, что вы находитесь на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груз уничтожен. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение непонятное из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже представлен список 15 предметов, которые остались целыми невредимыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочный надувной спасательный плот с веслами, достаточно большой, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество, оставшееся в живых людей, составляет пачку сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот. Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Далее руководитель раздает каждому листок со списком этих предметов.

Зеркало для бритья

Канистра с водой (20 литров)

Противомоскитная сетка

Одна коробка с армейским рационом

Карты Тихого океана

Спасательный жилет

Канистра с нефтегазовой смесью (40 литров)

Маленький транзисторный приемник

Репеллент, отпугивающий акул

Двадцать квадратных метров полиэтиленовой пленки

Медицинский спирт (1 литр)

Нейлоновый канат (40 метров)

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

Руководитель: «Сейчас вы в течение 5 - 10 минут самостоятельно пронумеруете все эти предметы в порядке важности. Начали».

После того, как завершена индивидуальная классификация, группа разбивается на 2 - 3 подгруппы. Им дается 20 - 30 минут. Каждая группа делает то же самое. Для этого им нужно дать еще по одному списку предметов. Каждую команду можно назвать именем какого корабля. Руководитель: «Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша команда, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии общего решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения». После того, как группы проранжировали 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации. Далее Вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования данным, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно время для обсуждения процесса принятия решений. Виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Которые появились лидеры? Кто принимал участие, а кто нет? Кто активность проявлял во время группового принятия решения? Кто оказывал влияние на других при принятии решения? Какая была атмосфера в группе во время дискуссии? Какие действия делали участники группы для продвижения своих мыслей, индивидуальных решений?

Важнейшими являются зеркало для бритья и канистра с нефтегазовой смесью. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания:

1. Зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с нефтегазовой смесью важна для сигнализации. Смесь может быть зажжена спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой необходимо для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом обеспечивает основную пищу.

5. Полиэтиленовая пленка используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада - резервный запас пищи.

7. Рыболовные принадлежности оцениваются ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Спасательный жилет для спасения упавшего за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Спирт для обработки ран, растирания. Употребление внутрь может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов.

14. Противомоскитная сетка.

15. Секстант. Без таблиц и хронометра бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Упражнение: «Заблудившиеся в тайге»

В прошлый раз мы с вами совершали кругосветное путешествие. Теперь мы пойдем в поход в тайгу. И, как вы уже, наверное, догадываетесь, мы заблудились. Всю еду съели и ничего из вещей, кроме одежды, у нас не осталось. Как известно, охотники строят в тайге домики и оставляют в них пищу и снаряжение, которое может понадобиться другому охотнику. И, вот, мы нашли такой полусгнивший уже домик, в котором чудом уцелели такие вещи:

- нож охотничий;

- спички;

- канистра с водой (20 литров);

- палатка;

- спальные мешки;

- радиоприемник;

- ракетница;

- спирт (1 литр);

- противомоскитная сетка;

- ружье с патронами;

- вяленое мясо;

- удочка.

Ваша задача - классифицировать эти предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до двенадцатого, наименее важного для вас. Далее руководитель раздает каждому листок со списком этих предметов: «Сейчас вы в течение 5 - 10 минут самостоятельно пронумеруете все эти предметы в порядке важности. Начали».

После того, как завершена индивидуальная классификация, группа разбивается на 2 - 3 подгруппы. Им дается 20 - 30 минут. Каждая группа делает то же самое. Для этого им нужно дать еще по одному списку предметов. Каждой команде можно присвоить имя.

Руководитель: «Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша команда, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии общего решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из двенадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения». Далее Вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования, к которым пришла группа в результате согласия. Потратьте дополнительно определенное время для обсуждения процесса принятия решений. Виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились лидеры? Кто принимал участие, а кто нет? Кто активность проявлял во время группового принятия решения? Кто оказывал влияние на других при принятии решения? Какая была атмосфера в группе во время дискуссии? [Интернет ресурс/http://laiko.narod.ru/posobie_voz.html]

II этап. Реконструктивный или учебный этап (10 занятий)

Занятие 5. «Имя на ладони»

Цель: организовать пространство для откровенного общения и проявления творчества; дать возможность символически выразить образ Я, презентовать себя другим и узнать об их впечатлениях.

Оборудование: большой лист бумаги (на весь стол, можно рулон) гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, пастель, кисти, стаканы для воды, полотенце для рук, журнальные вырезки для коллажа «Мир, в котором я живу».

Ход занятия

На большом листе бумаги, лежащий на столе, каждый из участников обводит свою ладонь карандашом такого цвета, который ему больше всего понравился.

Ведущий предлагает раскрасить изображение. Старшеклассники выбирают, чем красить. Нравятся ли вам рисунки? Теперь вокруг своего рисунка добавьте изображения, подходящие названию «Мир, в котором я живу». Рисовать можно все, что захочется. [1, с. 20].

Вы закончили работу? Теперь можете провести линию - дорогу к рисунку другого участника. Сначала надо спросить, можно ли вам «прийти» к другому рисунку. Вот как это можно сделать: «Антон, можно я приду в гости к тебе?» Ведущий проводит линию только тогда, когда получает подтверждение). Можно пригласить к себе в гости. Когда интерес к рисованию снижается, ведущий предлагает закончить рисунки и обсудить, кому что понравилось.

Рефлексия занятия. [1, с. 66].

  Занятие 6. «Метафорический автопортрет»

Цель: создать условия для идентификации образа собственного Я в символической форме растения, посуды, украшения, оружия.

Оборудование: средства для изображения, бумага формата А - 5.

Ход занятия

Изобразить себя на отдельных листах в образах оружия, украшения, растения, посуды. Разложить в порядке рисования. Разложить от приятного к неприятному. Описать рисунки. Беседа обратной связи. Какая это посуда? Опишите. С чем ассоциируется? Чем наполнена? Кто может пользоваться? Когда её используют? Как себя чувствует этот предмет? Где предмет хочется поставить? Как ощущается мера? Какое это украшение? С какого материала? Откуда взялся? Кто владелец? Кем сделан?

Занятие 7. «Стихийный рисунок»

Цель: способствовать созданию условий для самовыражения и позитивного преобразования негативных эмоций.

Оборудование: бумага формата А - 4, кисти, гуашь.

Ход занятия

На стихийном рисунке в технике «мазки» изобразить негативное переживание: «Тяжелый день», «Скучная работа», «Хмурое утро», «Снова в школу», «Все надоело» и другие. Добавить белой краски, не создавая нового рисунка или сюжета.

Беседа обратной связи. Что изменилось в рисунке? В переживаниях? Как вы себя сейчас чувствуете? Что запомнилось, было приятным, ярким? Что вызвало сильные чувства? Что вас удивило? Что не очень понравилось? Что хочется рассказать?

Занятие 8. «Лепим ощущение»

Цель: создать условия для трансформации образа Я через прикосновение к материалу.

Оборудование: пластилин (на первых этапах работы), глина серая, рыжая (сохраняют большим куском, участники берут часть для работы, затем отработанную глину возвращают в общую емкость для переработки), защитное покрытие для стола, чаши с водой для дополнительного размачивания глины, ткань для завязывания глаз, запись музыкального фрагмента.

Ход занятия

Ведущий предлагает посмотреть на глину и осознать свои чувства и желания по отношению к ней: приятно, неприятно, хочется прикоснуться, не хочется прикоснуться.

Участникам предлагают взять для работы столько глины, сколько хочется, и взаимодействовать с целым куском глины, наблюдая за своими ощущениями, настроениями, желаниями. Можно экспериментировать с глиной, изменяя ее влажность, объем и форму.

Действия с глиной символизируют преодоление сопротивления: «Все в твоих руках». Когда глина станет достаточно пластичной, придают ей определенной (произвольной) формы, работая сначала с закрытыми глазами, затем - с открытыми.

Участники определяют и записывают свое эмоциональное состояние.

Рефлексия личного самочувствия.

Занятие 9. «Создаем имя»

Цель: стимулировать процесс идентификации путем создания нового имени и его целостного образа.

Оборудование: бумага формата А - 4, разноцветная бумага разной фактуры, цветная восковая и пастельная, мел, фломастеры, гуашь, клей, ножницы, скотч, нитки, ткань различных размеров, пластилин, декоративные материалы для украшения, веревка длиной 50 см (для каждого участника), игрушки среднего и маленького размеров.

Ход занятия

Напишите в воздухе свое имя. Пишите очень красиво, поочередно левой и правой рукой, затем - обеими руками одновременно.

Представьте, что вы взяли ведро с краской и кистью. Пишите свое имя, занимая как можно больше пространства - от пола до потолка. Изменился при этом образ вашего имени? Вспомните, когда вам было приятно услышать свое имя? В каких обстоятельствах это произошло? Кто вас так называл? Нарисуйте в воздухе эту ситуацию. Напишите свое имя на бумаге. Используя различные материалы, создайте бумажную куклу с вашим именем, похожую на вас. Поставьте куклу прямо перед собой. Обратитесь к ней в своих мыслях. Пусть кукла ответит вам. Запомните свои впечатления, слова, чувства. Поставьте кукле вопрос: как ее зовут сейчас? Придумайте историю с названием, которое вы от имени своей куклы хотели бы рассказать другим.

Сядьте в круг. Куклы по очереди рассказывают свои истории. Все внимательно слушают, затем могут задавать вопросы куклам.

Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали во время «рождения» куклы, и рассказывают истории от ее имени.

Ведущий осторожно спрашивает, откуда появилось имя куклы. С помощью других участников можно добавить кукле качеств, которых, по мнению автора или группы, ей не хватает: осторожность, сдержанности, терпения, смелости и тому подобное.

Обновленная кукла возвращается к своему автора. Автор делает вдох и выдох и говорит: «Кукла, живи!»

Рефлексия занятия.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.