Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию

2019-05-27 151
Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Может показаться, что моторное развитие неуместно обсуждать в книге о нарушениях зрения. Однако зрительные нарушения и недостаточное развитие движений тесно взаимосвязаны. Моторное развитие тормозится в результате того, что зрительные стимулы, инициирующие движение, слабее, чем в норме. Ослабленные моторные возможности задерживают развитие познавательных способностей, и ребенок не может в полной мере научиться использовать свое зрение. Прежде чем постичь смысл абстрактных понятий, ребенку обязательно нужно научиться брать в руки и ощупывать конкретные предметы.

У младенцев с нарушениями зрения двигательная активность меньше, чем у нормально видящих. Однако она возрастает, когда ребенка держат на руках, а также во время стимуляции слуха на доске-резонаторе. Моторные функции часто развиваются в другой последовательности, нежели у нормально видящего ребенка. Однако должным образом организованная стимуляция может настолько улучшить развитие движений у ребенка с нарушениями зрения, что оно будет очень близко к нормальному.

Описанные ниже игровые ситуации оказались полезными для абилитации некоторых слепых детей и детей с ослабленным зрением. Ребенку не нужно все время проводить за этими занятиями. Ими дополняют обычные игры. Для слепого младенца очень важна обыкновенная ласка, даже в большей степени, чем для нормально видящего. Специальные упражнения всегда должны сопровождаться счастливым ощущением единения ребенка и взрослого.

 

Как упоминалось выше, упражнения для шейной мускулатуры со слепым или слабовидящим ребенком нужно начинать делать как можно раньше. Таким младенцам обычно не нравится лежать на животе, значит, это положение нужно сделать очень приятным. Если ребенок лежит на груди взрослого, а взрослый поглаживает его шею и спину, мягко нажимает на ягодицы и при этом что-то приговаривает, то ребенок может поднять голову. В этом случае лицо взрослого будет находиться на оптимальном расстоянии и служить эффективным зрительным стимулом. Эта игровая ситуация – типичный пример полисенсорной стимуляции (одновременной стимуляции через несколько сенсорных каналов). Она осуществляется через такие сенсорные каналы, как осязание, мышечное чувство, чувство равновесия, слух, а также возможно, через зрение. Ребенок чувствует себя при этом в безопасности благодаря контакту с телом взрослого.

Существуют и другие способы, чтобы побудить ребенка поднять голову. Вот они:

- положите младенца в кровать, разговаривайте с ним, стоя рядом и поглаживая его лоб и лицо;

- посадите младенца на колени, пусть другой взрослый стоит рядом и разговаривает с ребенком.

Когда шейная мускулатура достаточно окрепла, можно поместить младенца на доску-резонатор, положив ему под грудь маленькую подушечку. Это положение укрепляет мышцы рук и плечевого пояса ребенка, и потом он быстрее научится ползать.

Умение держать голову удобно тренировать, когда младенец находится на руках у взрослого, при этом ребенок чувствует себя в безопасности.

Важное звено в обучении пространственным взаимоотношениям – это повороты из стороны в сторону и со спины на живот. Нормально видящий младенец начинает поворачиваться случайно, когда тянется правой рукой за игрушками, находящимися слева от него, или наоборот, т.е. когда он «пересекает» среднюю линию тела. Если зрительные стимулы недостаточно сильны, ребенок не будет этого делать, и поворот не инициируется. Обучение начинают с того, что родители сами переворачивают ребенка. Это делают на полу или используя в качестве гамака одеяло, которое держат двое взрослых, а младенец при этом перекатывается по одеялу с боку на бок. Когда ребенок привыкнет качаться на одеяле, ему позволяют перевернуться несколько раз подряд в каждом направлении. Кроме того, для инициирования поворотов приподнимают один край доски-резонатора, так как на наклонной поверхности переворачиваться легче.

Рефлекторные движения продолжают использовать для тренировки шейной мускулатуры и когда малыш подрастает. Например, весьма эффективно упражнение, при котором ребенка поднимают вверх ногами. Его начинают выполнять, когда исчезает рефлекс Моро.

Защитные рефлексы тренируют самыми разными способами. Когда младенец сидит на коленях у взрослого, взрослый двигает поочередно левым и правым коленом вверх и вниз и таким образом наклоняет ребенка то в одну, то в другую сторону. После того как ребенок научится сидеть самостоятельно, его легонько толкают вбок, а позднее и назад, чтобы научить реагировать на изменение позы. Большие мягкие мячи – эффективные игрушки, доставляющие ребенку удовольствие, служат для обучения моторным навыкам.

К моменту, когда младенец готов начать ползать или ходить на четвереньках, у него должны окрепнуть мышцы плечевого пояса и рук. Важно, чтобы ребенок сначала пополз, и лишь затем начал стоять и ходить. Во время ползания совершенствуются навыки сохранения равновесия и координации движений, необходимые для уверенной ходьбы. Одни дети ползут вперед, другие назад, некоторые ползают, сидя на одной ноге. Варианты ползания детей зрячих и с нарушениями зрения одни и те же, хотя у последних ползание назад встречается чаще.

Иногда бывает трудно добиться, чтобы младенец начал ползать. Зрячий младенец, играющий вместе со слепым сверстником, подчас служит для него примером и помогает больному ребенку приобрести интерес к движению. Обучение идет лучше, когда дети часто встречаются. Они хорошо влияют друг на друга: слепой ребенок учится у зрячего, а зрячий начинает понимать, что может и чего не может ребенок с нарушениями зрения.

Когда ребенок достаточно хорошо научился стоять и сохранять равновесие, он готов пойти. На первых порах ему полезно держаться за ноги взрослого, чтобы усвоить способ ходьбы. Взрослый шагает назад и рассказывает ребенку, куда они направляются.

Устойчивая тележка для кукол – очень хорошая игрушка. Она помогает ребенку ходить, а также служит длинной тростью, не позволяющей ребенку натыкаться на предметы. Если ребенок идет без поддержки, он должен научиться выставлять вперед руки. Эту полезную привычку постарайтесь выработать у ребенка как можно раньше.

Когда ребенок начинает уверенно ходить, предложите ему игрушки, которые он будет тянуть за собой. Это хорошее упражнение не только для поддержания равновесия, но и для зрения – оглядываясь, ребенок смотрит вдаль.

Игры и упражнения должны доставлять ребенку удовольствие и ни в коем случае не пугать его. Новые движения следует вводить мягко, поддерживая ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Когда ребенок привыкнет к игре, ее можно проводить более энергично. Обычно, играя со зрячим ребенком, мы разговариваем или поем. Для слепого ребенка еще важнее акустический контакт со взрослым во время игры. Такой контакт поддерживает хороший эмоциональный фон и дает ребенку возможность понять, где находится взрослый.

Основной принцип всех тренировок – обучение должно определяться уровнем развития ребенка. Этот уровень не всегда соответствует возрасту. Если начать тренировать какие-либо навыки слишком рано, могут ухудшиться отношения между взрослым и ребенком, и это задержит обучение на длительное время. Полезные советы Вам даст опытный психотерапевт, знающий особенности развития детей со зрительными нарушениями, который наблюдает Вашего ребенка.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.