Развитие зрения у детей со зрительными нарушениями — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Развитие зрения у детей со зрительными нарушениями

2019-05-27 181
Развитие зрения у детей со зрительными нарушениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раньше считали, что зрение у детей со зрительными нарушениями развивается и без тренировки настолько, насколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь, однако, известно, что зрение – это функция организма, поддающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью тренировки, осуществляемой в определенный (чувствительный к тренировке) период развития ребенка. Дети с ослабленным зрением, как и нормально видящие дети, должны научиться аккомодировать, прослеживать движущиеся объекты и осуществлять конвергенционные движения глаз. Все эти функции необходимы для того, чтобы получить на сетчатке четкое изображение и обеспечить слияние изображений от двух сетчаток в мозгу.

У нормально видящего ребенка время от времени на сетчатке возникает четкое изображение. Его нормальные зрительные пути передают это четкое изображение в мозг. Таким образом ребенок вознаграждается за свои попытки аккомодировать и конвергировать, и это поддерживает его усилия. Ребенок получает удовольствие от четкого изображения, и постепенно функция становится автоматической.

Дети с нормальным зрением и дети с нарушениями зрения могут иметь одни и те же нейронные механизмы, необходимые для фокусировки изображения и удержания получающихся картинок на соответственных областях сетчаток обоих глаз. Однако у детей с нарушениями зрения возникающее на уровне сетчатки изображение не получается четким или зрительные пути неправильно передают изображение в высшие отделы мозга. Таким образом, ребенок не может научиться точной аккомодации. Часто координация глазодвигательных мышц не столь точна, как у нормально видящих детей, и иногда развивается нистагм. В этом случае у ребенка отмечается не только первичное, сенсорное, ухудшение зрения, но и несовершенная глазодвигательная функция.

Если ребенок с ослабленным зрением не в состоянии фиксировать ничего, кроме источника света, можно обучить его прослеживанию и фиксации с помощью нескольких электрических фонариков с прикрепленными к ним различными простыми геометрическими фигурами. Зрительный стимул, который включают и выключают, очень эффективен. Когда ребенок обучен реагировать на вспышки света соответствующими движениями глаз, ему можно начать показывать высококонтрастные простые картинки. После того как ребенок научится смотреть на эти картинки вблизи, их целесообразно отодвинуть подальше, чтобы зрительная сфера ребенка расширялась.

Очень трудно убедить слабовидящего ребенка смотреть на удаленные объекты. Не существует общего правила для решения этой проблемы, с каждым ребенком следует решать эту трудную задачу индивидуально. Ниже предлагаются отдельные методы, которые можно использовать для тренировки зрения детей со зрительными нарушениями.

Члены семьи должны носить что-нибудь хорошо различимое, чтобы ребенок имел возможность научиться узнавать их на расстоянии. Этим «хорошо различимым» могут быть очки, яркое украшение в волосах, разноцветная косынка и т.п.

Если ребенка кормят молоком из бутылочки, она может стать эффективным зрительным стимулом. Для этого нужно сделать полосатый чехол на бутылочку или разрисовать ее. Младенцы очень рано начинают узнавать бульканье молока в бутылочке, но поскольку их основанная на слухе ориентация еще несовершенна, они пытаются отыскать бутылочку с помощью зрения.

Многие слабовидящие дети имеют и другие нарушения. Их способность использовать зрительную информацию может быть ниже, чем у нормальных детей. Ели зрение используется только время от времени и зрительный образ не анализируется, шансы для развития нормальных зрительных функций минимальны. Ребенок, который не научился использовать свое зрение, нуждается в том, чтобы проводить много времени с родителями, другими взрослыми и детьми. В общении с ними он получает знания об окружающих людях и о самом себе.

Если есть надежда, что зрение еще может развиться, следует продолжать зрительную стимуляцию как часть ежедневных игр. Иногда дети, которые, кажется, не используют свое зрение во время первого года жизни, учатся этому на протяжении второго года. Как только они начинают смотреть на предметы, зрительные функции быстро развиваются. Поскольку количество связей между мозговыми клетками увеличивается в течение первого года, не исключено, что достаточная зрительная информация постепенно достигнет высших ассоциативных зон и ребенок начнет осознавать свои зрительные возможности. Если это произойдет, он начнет использовать зрение и быстро обучаться по мере созревания межнейронных связей.

Чтобы лучше рассмотреть предметы, дети с ослабленным зрением часто подносят их близко к глазам. Когда ребенок делает слишком большие аккомодационные усилия, может развиться сходящееся косоглазие. Эта чрезмерная аккомодация предотвращается с помощью очков с положительными стеклами, которые можно применять с 3 – 4-месячного возраста. Дети, не умеющие аккомодировать, также видят гораздо более четкое изображение, когда надевают такие очки.

Сейчас доступны хорошие оправы для младенцев. Дети, как правило, легко соглашаются носить очки в младенчестве. Когда зрительная сфера ребенка расширится, первые очки с положительными стеклами нужно заменить бифокальными с большим сегментом для близи.

Дети с нарушениями зрения нуждаются в точной оценке их зрения и общего развития один раз в месяц на протяжении первого года жизни и по крайне мере дважды в год в дошкольном возрасте. Следует обратить внимание на развитие всех зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, цветового зрения, контрастной чувствительности) и на их возможные изменения при различных уровнях освещенности.

Многие дети с нарушениями зрения видят хорошо только в очень ограниченном диапазоне освещенности. То, что считается «хорошим освещением» по общепринятым стандартам, может быть им очень неприятно. Подбор соответствующего уровня освещенности комнаты и темные очки зачастую необходимы детям, страдающим дегенерацией сетчатки или помутнением оптических сред глаз.

Использование зрения детьми со слабой концентрацией внимания или с помутнением оптических сред глаз можно улучшить, если уменьшить количество предъявляемой зрительной информации и увеличить контраст. Коробки с подсветкой, с помощью которых рассматривают снимки в рентгеновском кабинете, это хороший игровой стол для некоторых детей: на нем гораздо лучше видны игрушки.

 

Для других детей игровые ситуации могут быть созданы в затемненной комнате. Рисунки и игрушки, раскрашенные флуоресцентными красками, хорошо видны на фоне темных занавесок или стола. В этом случае окружение не отвлекает ребенка и ему легче рассматривать предметы.

 

 

 

Такие приемы для некоторых детей с ослабленным зрением являются единственной возможностью увидеть то, что они рисуют, а это очень важно для развития координации глаза и руки.

Многие дети с ослабленным зрением извлекут больше знаний из книг и из всего того, что их окружает, если они будут снабжены соответствующими приспособлениями. Очки, светозащитные стекла, лупы, телекамеры с обратной связью полезны даже в очень раннем возрасте. Когда ребенок начинает контролировать движения рук, он может пользоваться телескопом (биноклем) для расширения своего мира. Поскольку дети с ослабленным зрением часто низко наклоняются при рисовании, целесообразно применять мольберты или высокие наклонные столы, чтобы предотвратить развитие плохой осанки.

Тренировка зрения – это неотъемлемая часть ранней абилитации. Сейчас недостаточно педагогов, обученных работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Следовательно, приходится придумывать игровые ситуации, которые основаны на том, что ребенок делает каждый день, и давать соответствующую информацию тем, кто заботится о ребенке. Наша цель – помочь каждому ребенку как можно эффективнее использовать зрение, поскольку даже слабое зрение очень важно для обучения.

Игровые ситуации должны научить ребенка фиксации и прослеживанию предметов на различных расстояниях, оценке расстояния, направления, скорости, различению формы предметов и т.п., а также тому, как объединить зрительную информацию и информацию, полученную с помощью других органов чувств. Все это должно происходить в форме игры и не должно восприниматься ребенком как формальное обучение или тренировка.

Небольшое ухудшение зрения часто остается невыявленным на протяжении первого и даже второго года жизни. Когда ребенок не обращает внимания на удаленные предметы, это порой ошибочно интерпретируется как специфическая черта его личности. Если малыш не видит то, что видят его ровесники, члены семьи должны обратить внимание на зрение ребенка.

Небольшое ухудшение зрения не будет влиять на раннее развитие ребенка, если те, кто заботится о нем, понимают природу его зрительных трудностей и учитывают их. Небольшие нарушения зрения можно просто не заметить, поскольку ребенок ведет себя нормально в повседневной жизни. Ребенок иногда кажется бестолковым или невнимательным, если он неправильно оценивает ситуацию в результате получения неадекватной зрительной информации. Важно, чтобы такие недоразумения были улажены спокойно, без резких замечаний. Всем детям следует знать пословицу: «Погляди, прежде чем прыгнуть», а дети со зрительными нарушениями должны запомнить, что нужно «дважды поглядеть, прежде чем прыгнуть». Если вы будете их по-дружески предупреждать, они этому обязательно научатся.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.