Обучение в Мяксинской средней школе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обучение в Мяксинской средней школе

2019-05-27 341
Обучение в Мяксинской средней школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средняя школа, в которую я по личному заявлению поступил в 1960 году, располагалась в селе Мякса Череповецкого района в 23 километрах от деревни Воротишино. Директором школы была Гейфман Бронислава Изралиевна, завучем  и одновременно учителем словесности Воронов Николай Алексеевич. В деревне Воротишино существовала практика после получения неполного среднего образования (семи классов) дальнейшее обучение продолжить в ПТУ (профессионально-техническое училище) и по его окончании начинать работать по рабочей специальности. В нашей семье такого не было. Нам родителями с детства внушалось об обязательном окончании  средней школы. Они говорили так: «десятилетку чтобы закончили все, а дальше сами решайте». Я Мяксинскую школу закончил в 1966 году, брат Толя в 1968,  а сестра

30

Люба в 1972 году. Я после школы стал военным, Люба после техникума поваром, а Толя после специальных курсов газоспасателем.  До села Мякса ездили по морю на сельсоветской лодке, которая ходила два раза в неделю, в понедельник и в субботу. Проезжая наблюдали колокольню, которая стояла на месте села Ольхова. В настоящее время её уже нет, она упала примерно в середине семидесятых годов, а вслед за ней в 1994 году не стало и Любецкой колокольни. Места, где стояли эти памятники прошлой активной жизни,  напоминают пустые острова с грудой кирпичных обломков, которые видны в периоды малой воды. Как правило, на первый урок мы часто опаздывали. В школе нас прозвали «заморскими». Зимой ходили пешком, ездили на лыжах и, если повезёт, то на попутной подводе. Я в последние годы ездил (бегал) на лыжах.  Идти в тёмное время по вешкам было не всегда лёгким делом, бывали случаи, когда сбивались. Помню случай, когда мы с Киселёвым Женей в оттепель шли и заблудились. В декабре день короткий, темнота наступила быстро. Была оттепель, дул  сильный ветер, который нас, шестиклассников, сбивал с ног и тащил по скользкому мокрому льду. Случайно, в противоположной стороне, как нам тогда казалось, мы увидели слабый огонёк и на него, сырые и замёрзшие, вышли к деревне Горлово. Отогревались в бане, которая ещё не остыла, после нас ждал поставленный на стол чугун с варёной картошкой от которой исходил пар. Вкуснота была необыкновенной!  Из Горлово добирались с помощью моего отца, который в позднее время находился в Веретье для передачи результатов голосования в с. Мякса. Домой попали только далеко за полночь.  В Мяксе нас размещали в помещениях школы-интерната. Стоимость содержания колебалась от 1 руб. 80 коп. до 3 руб. 00 коп. в неделю. У отца зарплата от 37 до 50 рублей. Была школа-интернат и на полном государственном обеспечении,  перед зданием которой находился памятник В.И. Ленину. Из деревни Воротишино там жили и учились Смирнов Саша, Кузнецова Вера, из деревни Костино Парамонов Коля. За время учёбы я сменил четыре места. С 1960 по 1961 год моим первым местом было помещение в одноэтажном доме рядом с домом учителей Никифоровых Ивана Егоровича и Лидии Николаевны. Было обязательным дежурство – для кухни обеспечение водой, которую приходилось  брать из колодца, находящегося под склоном у дороги. Обратный путь с наполненными водой 40 литровыми баками для нас пяти-шестиклассников было нелёгким делом. С осени 1961 года по 1964 для нас было выделено одноэтажное помещение, располагавшееся около дороги на Рыбинск напротив детского садика. Там также обязательным делом было колоть дрова для школы и помещений интерната. Кухни сначала располагались внутри этих помещений, затем с 1964 года, с приходом нового директора школы Кабанова Юрия Ивановича,  мы стали питаться  в Мяксинской столовой, еду в ней готовили прежние повара. В школе на большой перемене работал буфет. Не забываемой осталась дата 12 апреля 1961 года. Учебный день начался как обычно. Затем началось что-то невообразимое, начался какой-то нам не понятный  ажиотаж, сменившийся общим ликованием. Эмоциональный подъём был впечатляющим, уроки были прекращены, радовались все, и учителя и школьники. Из всех окон классов на землю летели бумажки, тетради и ещё что-то, получалось в виде необычного фейерверка.  Мы, пятиклашки, узнали, что причиной всему стал орбитальный полёт в космическое пространство нашего космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Когда страсти улеглись, все ученики вышли на улицу и принялись за уборку территории вокруг школы. Вот так мы восприняли первый в мире полёт человека в космос. В 1964 году мы перешли в двухэтажное деревянное здание, располагавшееся  на горе села около бывшего продовольственного магазина, одним из продавцов которого была женщина по фамилии Бондаренко. На этом месте сейчас находится храм. Мальчики располагались на первом этаже, девочки на втором. В настоящее время сохранилось только это здание.  Заканчивал я обучение с

31

1965 по 1966 год в здании бывшей начальной школы у реки «Мякса». В межсезонье, когда попасть домой было невозможно (поздняя осень или ранняя весна), иногда по приглашению своих школьных товарищей из деревень мы на воскресенье уходили в их семьи. Родители с пониманием относились к этому. Я выражаю свою признательность семьям Лестиным, Деруновым, Маликовым, Маховым, Мастаковым, Елесиным, Булатовым, которые принимали меня в то время.   В школе-интернате соблюдался установленный режим, мы всегда были под присмотром взрослых. Выполнение домашнего задания было обязательным. В свободное время нам разрешалось кататься с гор Софонтьевская и Песочная. Моими  воспитателями в разное время были: Кузнецова Александра Васильевна, Кузнецов Анатолий Михайлович, Жданов Василий Павлович, Панузина Зинаида, в старших классах Лелецкий Фёдор Михайлович. Периодически к нам приходили и учителя для контроля и оказания помощи Никифоров Иван Егорович и Семёнов Леонид Сергеевич, а также некоторые члены родительского комитета, в том числе Перцева и Базлов. С 5 по 6 классы мы писали перьевыми ручками, затем разрешалось писать авторучками. В то время наибольшей популярностью стали пользоваться авторучки с поршнем для забора чернил, но в Мяксинском универмаге их не было. Из положения вышли так. Собрали деньги и наш воспитатель Жданов Василий Павлович всех желающих обеспечил. Моими учителями за период с 1960 по 1966 годы были 15 женщин и столько же мужчин! Все они заслуживают самого высокого уважения и поэтому я их назову поимённо:

1.  Кабанов Юрий Иванович, директор школы, история КПСС.

2. Никифоров Иван Егорович, алгебра, физика.

3. Семёнов Леонид Сергеевич, физика, астрономия.

4. Смирнов Николай Анатольевич, физика, черчение.

5. Симаков Валерий Николаевич, обществоведение.

6. Сапожников Тихон Павлович, география.

7. Портретов Николай Васильевич, труд.

8. Овсянников Геннадий, пение. Васильев Владимир Георгиевич, физкультура.

9. Струков Юрий Викторович, военное дело, гражданская оборона.

10. Смирнов Николай Александрович, история древнего мира.

11. Тюлюков Николай Григорьевич, тракторы МТЗ-5, МТЗ-50 «Беларусь», ДТ-54.

12. Балдычев Александр Сергеевич, физика.

13. Елькин Геннадий, физкультура.

14. Серёгин с совхоза, сельскохозяйственные машины, комбайны СК-3, СК-4.

Иногда во время болезни основных учителей их подменяли пенсионеры. Так,  вместо заболевшего учителя алгебры в декабре 1960 года, когда я учился в пятом классе, на занятие пришёл Медынский Андрей Викторович, который не глядя в классный журнал,  вызвал меня к доске отвечать – основное свойство дроби. Поскольку я был опрошен на прошлом занятии, то к уроку не готовился и стоял безмолвно у доски. Тогда он вплотную подошёл ко мне и тихо на ухо произнёс: «если числитель и знаменатель дроби одновременно увеличить или уменьшить в одинаковое число раз, то величина дроби не изменится», по окончании тихонько коснулся своим указательным пальцем моего лба и после этого посадил меня на место. А рядом с прошлой пятёркой появилась жирная «два»!  Этот урок опытного учителя я запомнил на всю жизнь.    

 Среди женщин моими учителями были:

1. Балова Фаина Фёдоровна, французский язык, классный руководитель 5-8 классов.

32

2. Смирнова Елена Ивановна математика, классный руководитель 9-10 классов.

3. Савина Нина Ивановна, геометрия.

4. Медынская Зоя Сергеевна, химия.

5. Ульяновская Нелли Григорьевна, русский язык, литература.

6. Родина Клара Ивановна, русский язык, литература.

7. Дунаева Дина Ивановна, русский язык, литература.

8. Коломинова Дина Дмитриевна, ботаника.

9. Никифорова Лидия Николаевна, ботаника, биология.

10. Кабанова Полина Васильевна, биология.

11. Неклюдова Вера Сергеевна, география.

12. Бабанова Ангелина Михайловна, физкультура.

13. Беляева Генриетта Алексеевна, пение.

14. Шумилова Римма Ивановна, русский, литература.

15. Надежда Фёдоровна, история средних веков.

Особое отношение у всех было к предмету химия и её учительнице Медынской Зое Сергеевне. Немногословная, она каким-то непонятно нам образом притягивала к обязательному знанию её предмета, при этом, не прибегая к конкретным призывающим словам. Увязывая  материал с жизнью,  у нас постепенно складывалось мнение, что химию надо знать обязательно. Даже самые шаловливые  школьники её уважали и всегда готовились к занятиям. Любимчиков у неё не было, поблажек она не давала никому, даже своей ассистентке Марии.  Вовлечению в изучении химии способствовало и то, что под её руководством организовывались показные опыты под названием «чудеса без чудес». Они проводились в старом школьном спортзале, который находился недалеко от школы под горой у дороги. И мы, юные школьники, с неизменным восторгом и завораживающим взглядом смотрели, как на наших глазах менялся цвет жидкостей в пробирках, как неожиданно вспыхивал ярким светом какой-то порошок, как быстро увеличивалась масса какого-то вещества.  Позднее мы узнали, что Медынская Зоя Сергеевна награждена правительственной наградой «Заслуженный учитель РСФСР». По праву. Ассистентом  при проведении опытов был её младший сын Медынский Сергей Андреевич, 1944г.р., который в дальнейшем в моей судьбе сыграет заметную роль.  Первое знакомство с этим замечательным человеком произошло в общежитии школы-интерната, куда он регулярно приходил к своим сверстникам играть в шахматы. Уже тогда наблюдались его исключительные способности. Он мог по памяти расставить все фигуры неоконченной партии, игравшейся накануне. Далее, будучи в отпуске во время прохождения срочной военной службы, Сергей Андреевич заинтересовал меня тем, что показал на турнике основные упражнения, обязательные для выполнения каждому солдату. Научившись их выполнять, мне это очень помогло при сдаче вступительного экзамена по физической подготовке  в Череповецкое военное училище связи  в 1966 году, который я сдал на «отлично». Следующий эпизод встречи произошёл в 1975 году во время сдачи вступительного экзамена в Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники. Поскольку первый диплом у меня был с отличием, то для поступления достаточно было сдать только один экзамен на «отлично»  по математике. Хорошо подготовившись, я уже успешно заканчивал ответ по билету и думал, что поступил, как в класс неожиданно вошёл Сергей Андреевич и сходу задал мне дополнительный вопрос построить график повышенной сложности. Времени на его построение я затратил больше, чем на все пять вопросов по билету, но справился. Позднее Сергей Андреевич мне сказал: «теперь ты получил твёрдую пять». А через год он стал нашим преподавателем. Непродолжительное  время преподавала дисциплину «инженерная графика» и

33

его жена Тамара Васильевна. Медынский Сергей Андреевич проработал в училище с 1970 года более 45 лет, длительное время возглавлял кафедру математики, он,  как и его мать, Зоя Сергеевна, награждён правительственной наградой «Заслуженный работник высшего образования Российской Федерации». В настоящее время с женой Тамарой Васильевной, мудрой и гостеприимной женщиной, проживает в городе Череповце.   В январе 1963 года сгорело одно из двух двухэтажных зданий, и учиться стали в две смены. Новым директором школы прибыл  Кабанов Юрий Иванович, энергичный и принципиальный человек, отличный организатор. С его прибытием обстановка в школе заметно оживилась, появилась и новая техника, грузовой автомобиль «ГАЗ-51», колёсный трактор «МТЗ-50 «Беларусь». В ближайшее время была построена новая кирпичная двухэтажная школа, по окончании которой в 1966 году в спортивном зале с разрешённым сухим вином мы участвовали в выпускном вечере. Концерт проводили шефы с города Череповца, он проходил в школьной столовой. Кабанов Юрий Иванович, он же учитель истории СССР, прививал нам первые навыки ведения конспекта своих лекций. Он называл это «набивать руку», так как настраивал нас  на дальнейшую учёбу и первые конспекты у меня появились на его уроках. Юрий Иванович на своих уроках использовал и новый метод преподавания, он организовал просмотр кинофильма «Обыкновенный фашизм», по окончании которого было его обсуждение. Выпускники нашей родной сельской Мяксинской средней школы получали знания, достаточные для поступления в любые учебные заведения нашей страны. В аттестате о среднем образовании имеется запись «прошел производственное обучение по специальности «тракторист-машинист третьего класса», что давало возможность желающим квалифицированно работать в сельском хозяйстве. Производственную практику мы проходили на совхозных полях и для нужд школы. В 1965 году на гусеничном тракторе «ДТ-54» я вместе со своим напарником вспахал целое поле около деревни Григорево, а на колёсном «МТЗ-50» с прицепом подвозил своих сверстниц на работу в поле. Нашим учителем по изучению тракторов был Тюлюков Николай Григорьевич, который также вёл и кружок мотоциклистов. После его окончания и сдачи экзаменов в городе Череповце на право управления мотоциклом, я получил заветные права, которые действительны и в настоящее время. В то же время такие права получили Олег Беляев из деревни Минино Сурковского сельсовета и Анатолий Лобашков из деревни Лукинское Череповецкого района. Для сдачи экзамена по практической езде свой мотоцикл нам одолжил какой-то добрый мужчина, который сдавал экзамен вместе с нами. Знание материальной части тракторов и сельхозмашин, полученных в школе,  мне намного упростило дальнейшее  изучение авто-техники и совершенствование навыков вождения  в стенах военного училища и в сдаче практического экзамена на грузовом автомобиле «ГАЗ-51» на право управления. После окончания девятых-десятых классов в 1965 году (в 1966 году выпускались ученики с 10 и 11 годами обучения) во время производственной практики мы принимали участие в строительстве овощехранилища для нужд школы под руководством Портретова Николая Васильевича.  Камни для фундамента и стен брали с берега моря, за которыми ездили на тракторе. В это время произошёл такой случай, что мы, юноши, по инициативе Олега Беляева не вышли на работу. Причиной этого стало плохое питание в сельской столовой. Всех нарушителей, а также нашего воспитателя Лелецкого Фёдора Михайловича, завхоза школы Федотова Павла Михайловича  для выявления причин происшествия вызвали к директору школы Кабанову Юрию Ивановичу. В кабинет входили только завхоз, воспитатель и организатор  «забастовки» Олег Беляев, а мы молча стояли в приёмной и ждали своей участи.  Всё закончилось тем, что питание было улучшено и никаких наказаний не последовало.  Во время прохождения школьной практики мне также пришлось принять участие в походе по Рыбинскому водохранилищу и реке Шексна на

34

барже небольшого водоизмещения «ГТ-274»   в поселок Шексна за каким-то грузом для нужд школы. Выбор на меня, возможно, пал потому, что только я один относился к «заморским». На обратном пути капитан баржи Ловков Валентин  с завхозом школы Федотовым Павлом Михайловичем ушли в каюту отдыхать. Перед тем, как покинуть рубку, Ловков Валентин меня  проинструктировал о флотских правилах прохождения судов, обратив особое внимание на порядок их расхождения, какими бортами и что для этого надо делать. При этом он мне рассказал и на примере показал, с какого расстояния и с какой стороны нужно правильно подавать отмашку белым флажком. На вахте за штурвалом баржи я прошёл больше половины пути, не скрою, при прохождении по реке Шексна было страшновато.  Наша Мяксинская школа давала хорошую путёвку в жизнь. В своё время наш пролетарский писатель Алексей Максимович Горький говорил: «Учиться для того, чтобы делать». Девизом Мяксинской школы, можно сказать, было: «Учиться, чтобы жить и работать». В то время система образования в стране не являлась только предоставлением услуги за обучение, она была общим государственным делом, обучение и  воспитание не разделялись, они составляли единое целое. В тот период в школе не было ни заместителя директора по воспитательной работе, ни психолога, ни класса коррекции. Просто был здоровый, сплочённый, квалифицированный учительский коллектив, был энергичный, требовательный и справедливый  директор, были опытные  классные руководители.

Идёт время и его не остановишь, всё изменяется и возврата к прошлому уже нет.  С постепенным уходом старожилов деревни в мир иной стал меняться и облик деревни Воротишино, стал исчезать её дух, её уклад. Только в 1998-1999 годах умерли основные жители деревни Морозова Зоя Михайловна, Кузнецов Александр Михайлович, Курочкин Николай Фёдорович, а в 2000 году случился тяжёлый инсульт у моей мамы. С началом 21 века стала уже не та деревня, что была раньше. Остались только два дома, в которых жизнь идёт круглогодично. Приезжающие на лето дачники  и охотники внесли в её облик своё мироощущение. Посещая «Лыжню здоровья» в городе Череповце и, пробегая по Пуловскому лесу, встречающиеся сосны и ели напоминают мне ту первую лыжню, по которой мы, школьники,  друг за другом ездили на самодельных лыжах в Веретьевскую школу и как на обратном пути ухитрялись играть в прятки, прячась под раскидавшимися кронами елей.

Детские годы, учёба и жизнь в деревне Воротишино не исчезнут из моей памяти никогда, мой родимый край сохранится в моём сознании на всю оставшуюся жизнь.

 

 

 

 

 

 

  35


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.