История развития жестового языка в России — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития жестового языка в России

2019-05-27 1099
История развития жестового языка в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая Российская сурдопедагогическая школа была открыта в городе Петропавловске, в 1806 году. Подобно сурдопедагогическим школам в Соединённых Штатах Америки. Она работала по французской методике.

В Москве первая сурдопедагогическая школа начала свою работу в 1860 году и использовала в обучении немецкую методику. И до сих пор, спустя много лет, мы можем наблюдать отголоски борьбы этих двух методик в обучении.

Первые в России исследования жестового языка были проведены педагогом Виктором Ивановичем Флери (1800-1856), который являлся директором Петербургского училища. Вклад Флери в развитие сурдопедагогики в России сложно переоценить. Его труды легли в основу многих методик обучения и оказали большое влияние на следующих исследователей. В главном труде Виктора Ивановича, книге ―Глухонемые. увидевшей свет в 1835 году, анализируется жестовое общение глухих.

В своей работе Виктор Иванович выделяет три основные разновидности речи, и считает, что в обществе глухих формируется особенная жестовая система, которая обладает отличными от словесной речи закономерностями. В своей книге Флери большую роль отводит роли жестовой речи в обучении глухих детей, и призывает их родителей стараться максимально использовать ЖЯ в повседневной жизни для полноценного развития ребенка. Автор создает первое лексическое и лексикографическое описание русского жестового языка, помещает в книге первый словарь РЖЯ. В этот словарь он помещает жесты, собранные им у глухонемых.

Стоит отметить, что большое количество жестов, описанных в книге В.И. Флери, практически не подверглись изменениям.

Автор проводит анализ ЖЯ, проводя параллель между русскими и парижскими жестами, выделяя их особенности и сходства. Флери старается рассказать нам об особенностях синтаксиса РЖЯ и приводит ряд особенно точных лингвистических описаний. Флери делает акцент на том, что современные исследователи называют не мануальной характеристикой жеста - он считает, что большую роль в выражении различных значений играет «искра взора», передача эмоций по средствам мимики лица, нахмуривание бровей, качание головы и т. п. В своей работе автор затрагивает вопрос жестового перевода, и призывает отказаться от механического перевода. Он считает, что не нужно пытаться перевести отдельную фразу, а нужно стараться овладеть мыслью и донести ее. Как мы можем видеть, его идеи актуальны до сих пор.

Начиная с конца XIX века в Европе и в России, стал доминировать устный метод обучения слабослышащих, что в значительной мере отразилось на отношении к жестовому языку. Как считают многие историки, вытеснение жестового языка зависело от развития научной и философской тенденции того времени.

Вера в науку, теорию эволюции Чарльза Дарвина и мнение, предполагающее, что сам жестовый язык является примитивной и самой первичной формой общения, привели к тому, что главной и независимой целью обучения глухих и слабослышащих лиц, стало обучение устной речи, как превалирующее достижение человеческой культуры.

Однако, исходя из своего большого практического опыта работы со слабослышащими детьми, он признает, что жестовая речь могла бы быть достаточно полезной как дополнительное средство обучения для детей, имеющих нарушение слуха, но, к сожалению, она с большим трудом поддается контролю.

Наиболее значимый след в истории сурдопедагогики и лингвистики оставил Лев Семенович Выготский (1886-1934). Его работы по обучению слабослышащих студентов легли в основу многих трудов современности, а его высказывания касательно ЖЯ становятся историческим архивом.

На начальном этапе своих исследований он выдвинул первое положение, которое полагало, что жестовое общение несколько ограничено и не доходит до «абстрактных понятий», но уже к началу 1930-х годов Выготский приходит к выводу, что жестовый язык является сложной и своеобразной лингвистической системой с богато развитым языком.

Лев Семенович считает, что жестовый язык - это не только средство межличностного общения глухих, но и главное «средство внутреннего мышления самого ребенка».

Особенно актуально звучат некоторые высказывания о ЖЯ другого выдающегося сурдо и сурдотифлопедагога И.А. Соколянского (1889- 1960). В своих работах он уделял внимание на роли жестовой речи в обучении, и особенности ее использования на начальных этапах обучения.

Он полагал, что нельзя не игнорировать жестикуляцию ребенка с нарушением слуха. И для него было очевидным, что необходимо изучать язык жестов слабослышащих, в отрыве от слышащих нормально детей. Соколянский с детства свободно владел жестовым языком, который неоднократно выручал его в различных жизненных ситуациях. В настоящее время особый интерес вызывает его дискуссия о жестовом языке с известным лингвистом Л.В. Щербой, где глухие приравниваются к «иностранцам», а их язык рассматривается как языковая система, которую необходимо знать и изучать». Соколянский называет жестовый язык «родным языком» глухих. Все вышеописанные точки зрения, принадлежали слышащим специалистам.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.