Характеристика методов и приёмов развития речи детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Характеристика методов и приёмов развития речи детей дошкольного возраста.

2019-05-27 165
Характеристика методов и приёмов развития речи детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наглядные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечи­вают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам). Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов (наблюдение и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры, т.е.методы, при которых дети усваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, грамматические явления (управление слов), овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога).

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом заключается творческий характер речевой деятельности. Продуктивные методы используются при обучении связной речи (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания).

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Прием – это элемент метода. Образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей, но может использоваться и после речи детей, при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Используется для раскрытия значений слов, объяснения правил и действий в дидактических играх, в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания (обучающие, организационные и дисциплинирующие) — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.

Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка имеет констатирующий и обучающий характер. Она дается, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогатель­ные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо пра­вильно определять место логического ударения в вопро­се, направлять внимание детей на слово, несущее основ­ную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна слу­жить образцом вопросительной интонации, облегчать ре­бенку ответ.

Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, положения органов артикуляции при обучении пра­вильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обога­щают мотивы речи, создают положительный эмоциональ­ный фон процесса обучения и тем самым повышают рече­вую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В зависимости от роли приемов в процессе обучения выделяют прямые и косвенные при­емы. Все выше названные словесные приемы можно на­звать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, под­сказ, совет — косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы использу­ются комплексно, зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.