Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-05-27 | 147 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.
Усвоение родной речи происходит в строгой закономерности и характеризуется рядом возрастных особенностей, а также черт общих для всех детей.
Знание закономерностей речевого развития необходимо:
1. Для того, чтобы вовремя заметить отклонение в речевом развитии.
2. Для диагностики нарушения речи.
3. Для построения правильной коррекционно-воспитательной работы.
Ряд ученых таких как: Гвоздев А.Н; Леонтьев А.Н; Жинкин Н.И; Розенгард-Пупко Г.Л. и другие ученые выдвигают разное количество этапов становление речи детей.
Классификация А.Н. Леонтьева выдвигает 4 этапа становления речи детей:
1. Подготовительный до1 года
2. Преддошкольный до 3 лет
3. Дошкольный до 7 лет
4. Школьный от 7-17 лет
1. Подготовительный. Подготовка к овладению речи.
Развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Появляются голосовые реакции - крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений речевого аппарата. (Дыхательного, артикуляционного, голосового аппарата).
Крик является первой интонацией, примерно к 2-3 месяцам крик обогащается интонационно, начинает прислушиваться к звукам, реагирует на интонацию. Появляются специфические голосовые реакции - гуление, кряхтение. В 4-5 месяцев возникает лепет. Голосовой поток распадается на слоги.
Очень важно, что гуление и первый этап лепета не зависит от состояния физического слуха и не отражает фонетический строй родного языка. Является филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи.
Лепетная речь ритмически организованна, тесно связанна с ритмическими движениями. Должна быть свободна в движении. С момента возникновения лепета особое значение имеет зрительный контакт. В этот период развивается явление аутоэхолалия. Это явление возникает только у детей с сохранным слухом. Ребенок способен повторять один слог. При этом ребенок себя сосредоточенно слушает. К 8 месяцем часть звуков не соответствующих фонетической системе родного языка утрачивается, появляется звуки сходные с фонетической системой родного языка. Очень важно отметить, у ребенка начинает формироваться собственная филогенетическая память.
|
Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи.
К 7-8 месяцам дети начинают адекватно реагировать на слова, жесты, которые сопровождаются соответствующим жестом. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с его предметов в конкретной ситуации.
Первые слова появляются к году. В двигательной активности - первые шаги+ двигательная активность рук.
2. Преддошкольный (1 год- 3 года)
Этап становления активной речи.
У ребенка появляется активное внимание к артикуляции взрослых. Появляется потребность общаться глаза в глаза. Много и охотно повторяет за говорящим, сам пытается произносить слова, но они еще не совершенны. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. (Одним и тем же словом обозначает предметы, просьбу, слова.) Понять малыша можно в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Такая речь ситуационная.
1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно, что свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи. Исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря у детей.
1 г.6 мес -10-15 слов.
К концу второго года жизни -300 слов
К 3-м годам -1000 слов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки её появления зависят от генетической программы развития ребенка, состояния слуха, условия воспитания.
|
Сначала ребенок высказывает свои желания одним словом, затем появляются примитивные фразы без согласования, затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если к 2.5 годам не формируется элементы связанной речи, считается, что темп его развития начинает отставать от нормы.
На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству. Вначале это рифмовано, затем процесс изобретение новых слов.
3. Дошкольный (3-7)
После трех лет активно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением.
Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована к 4-5 годам.
Появление звуков русского языка:
Сначала возникают взрывные, затем щелевые, затем аффрикаты, затем дрожащие.
При этом отличаются неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Продолжает формироваться активный словарь 5-6 лет 3-4 тыс. слов.
Значение слов уточняются, и во многом обогащается, формируется чувства языка, словотворчества.
Параллельно идет развитие грамматического строя речи, овладение связанной речью. Используются простые и сложные предложения из 5-6 слов. Запоминают стихи, сказки. «Оречевляют» свои действия.
Следовательно, происходит формирование регуляторной функции речи. К концу 5 года жизни начинает овладевать контекстной речью, т.е. речью отвлеченной, обобщенной, лишенной опоры. В этот период качественно улучшается фонематическое восприятие и заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
К 7 годам ребенок употребляет слова с переносом значениям, полностью овладевает разговорно-бытовым стилем речи.
4. Школьный (от7-до17) Период сознательного усвоения речи. т.е. овладевать звуковым анализом в полном объёме. Усваивает грамматические правила, построения высказываний. Кроме этого письменная речь играет ведущую роль.
Причины речевых нарушений
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.
|
Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
1) Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2) Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5) Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6) Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
|
В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.
4. Основные задачи образовательной области «Коммуникация»
примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (2014 г.)
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Основные цели и задачи:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!