Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста . — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста .

2019-05-27 147
Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.

Усвоение родной речи происходит в строгой закономерности и характеризуется рядом возрастных особенностей, а также черт общих для всех детей.

Знание закономерностей речевого развития необходимо:

1. Для того, чтобы вовремя заметить отклонение в речевом развитии.

2. Для диагностики нарушения речи.

3. Для построения правильной коррекционно-воспитательной работы.

Ряд ученых таких как: Гвоздев А.Н; Леонтьев А.Н; Жинкин Н.И; Розенгард-Пупко Г.Л. и другие ученые выдвигают разное количество этапов становление речи детей.

 

Классификация А.Н. Леонтьева выдвигает 4 этапа становления речи детей:

1. Подготовительный до1 года

2. Преддошкольный до 3 лет

3. Дошкольный до 7 лет

4. Школьный от 7-17 лет

 

1. Подготовительный. Подготовка к овладению речи.

Развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Появляются голосовые реакции - крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений речевого аппарата. (Дыхательного, артикуляционного, голосового аппарата).

Крик является первой интонацией, примерно к 2-3 месяцам крик обогащается интонационно, начинает прислушиваться к звукам, реагирует на интонацию. Появляются специфические голосовые реакции - гуление, кряхтение. В 4-5 месяцев возникает лепет. Голосовой поток распадается на слоги.

Очень важно, что гуление и первый этап лепета не зависит от состояния физического слуха и не отражает фонетический строй родного языка. Является филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи.

Лепетная речь ритмически организованна, тесно связанна с ритмическими движениями. Должна быть свободна в движении. С момента возникновения лепета особое значение имеет зрительный контакт. В этот период развивается явление аутоэхолалия. Это явление возникает только у детей с сохранным слухом. Ребенок способен повторять один слог. При этом ребенок себя сосредоточенно слушает. К 8 месяцем часть звуков не соответствующих фонетической системе родного языка утрачивается, появляется звуки сходные с фонетической системой родного языка. Очень важно отметить, у ребенка начинает формироваться собственная филогенетическая память.

Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи.

К 7-8 месяцам дети начинают адекватно реагировать на слова, жесты, которые сопровождаются соответствующим жестом. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с его предметов в конкретной ситуации.

Первые слова появляются к году. В двигательной активности - первые шаги+ двигательная активность рук.

2. Преддошкольный (1 год- 3 года)

Этап становления активной речи.

У ребенка появляется активное внимание к артикуляции взрослых. Появляется потребность общаться глаза в глаза. Много и охотно повторяет за говорящим, сам пытается произносить слова, но они еще не совершенны. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. (Одним и тем же словом обозначает предметы, просьбу, слова.) Понять малыша можно в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Такая речь ситуационная.

1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно, что свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи. Исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря у детей.

1 г.6 мес -10-15 слов.

К концу второго года жизни -300 слов

К 3-м годам -1000 слов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки её появления зависят от генетической программы развития ребенка, состояния слуха, условия воспитания.

Сначала ребенок высказывает свои желания одним словом, затем появляются примитивные фразы без согласования, затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если к 2.5 годам не формируется элементы связанной речи, считается, что темп его развития начинает отставать от нормы.

На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству. Вначале это рифмовано, затем процесс изобретение новых слов.

3. Дошкольный (3-7)

После трех лет активно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением.

Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована к 4-5 годам.

Появление звуков русского языка:

Сначала возникают взрывные, затем щелевые, затем аффрикаты, затем дрожащие.

При этом отличаются неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Продолжает формироваться активный словарь 5-6 лет 3-4 тыс. слов.

Значение слов уточняются, и во многом обогащается, формируется чувства языка, словотворчества.

Параллельно идет развитие грамматического строя речи, овладение связанной речью. Используются простые и сложные предложения из 5-6 слов. Запоминают стихи, сказки. «Оречевляют» свои действия.

Следовательно, происходит формирование регуляторной функции речи. К концу 5 года жизни начинает овладевать контекстной речью, т.е. речью отвлеченной, обобщенной, лишенной опоры. В этот период качественно улучшается фонематическое восприятие и заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

К 7 годам ребенок употребляет слова с переносом значениям, полностью овладевает разговорно-бытовым стилем речи.

4. Школьный (от7-до17) Период сознательного усвоения речи. т.е. овладевать звуковым анализом в полном объёме. Усваивает грамматические правила, построения высказываний. Кроме этого письменная речь играет ведущую роль.

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1) Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2) Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5) Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6) Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

 

4. Основные задачи образовательной области «Коммуникация»

примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (2014 г.)

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

 Основные цели и задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.