Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и обогащения словаря — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и обогащения словаря

2019-05-27 256
Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и обогащения словаря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина «Теория и технология развития речи детей»

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1) Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2) Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5) Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6) Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

 

4. Основные задачи образовательной области «Коммуникация»

примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (2014 г.)

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

 Основные цели и задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

 

Дисциплина «Теория и технология развития речи детей»

Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и обогащения словаря

Словарная работа — неотъемлемая часть работы по ознакомлению детей с окружающей жизнью; она осуществляется разными методами и приемами.

Есть два пути ознакомления детей с действительностью:

1) непосредственное восприятие внешнего мира органами чувств — дети рассматривают, трогают, слушают, пробуют, действуют с предметом;

2) дети получают сведения об окружающем опосредствованно: воспитатель рассказывает о труде людей, о жизни природы, объясняет наблюдаемые детьми явления, читает книги, показывает картинки, диафильмы, кинофильмы.

Большое значение имеют наблюдения на экскурсиях и во время осмотра объектов ближайшего окружения на занятиях. Наблюдение окружающего начинается с самого близкого — своей комнаты. Воспитатель с детьми осматривает групповую комнату и то, что в ней есть: мебель, картины и портреты, посуду, уголок живой природы.

Чтобы представление о предмете было отчетливым, нужно внимательно осмотреть с детьми этот предмет, указать его признаки, назначение, сообщить название. Осмотр предметов ближайшего окружения не должен превращаться в скучный урок, когда дети только слушают, а воспитатель показывает предметы и называет их. Детей не удовлетворяет одно созерцание явлений и предметов.

Воспитатель знакомит детей и с другими помещениями детского сада, он ведет их осматривать комнаты других групп, кабинет заведующей, кухню — это своего рода местные экскурсии, методику которых разработала Е. И. Тихеева.

Во время посещений комнат детского сада нужно обращать внимание детей на труд обслуживающего персонала, воспитывать уважение к этому труду.

В соответствии с программой воспитатель проводит с детьми экскурсии за пределы детского сада: по ближайшим улицам, в парк, в лес и т. д. Чтобы дети хорошо усвоили и хорошо закрепили полученные знания и пополнили запас слов, необходимо повторять экскурсии в одно и то же место, но в разное время.

Повторение — обязательная предпосылка усвоения. Благодаря повторению экскурсий в одно и то же место, но в разное время, представления и знания детей становятся более отчетливыми и упорядоченными; дети лучше запоминают увиденное, с каждой повторной экскурсией они получают и новые впечатления; они начинают припоминать и сравнивать то, что видели прежде и сейчас, начинают устанавливать связи между явлениями. Во время экскурсий воспитатель, расширяя и уточняя представления детей об окружающей жизни, обогащает и уточняет их словарь, развивает их мышление.

При проведении экскурсий и осмотров воспитатель должен соблюдать следующие правила:

а) экскурсии и осмотры должны проводиться так, чтобы они вызывали у детей интерес. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия;

б) для каждой экскурсии и осмотра нужно отбирать небольшое количество объектов, которые дети должны наблюдать;

в) не надо перегружать внимание детей многочисленными подробностями. Это отвлекает от главного и существенного, что наметил дать воспитатель, и быстро утомляет детей;

г) во время осмотра надо обеспечить активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают; им разрешается потрогать вещь, подержать, а малышам и поиграть с нею (если это можно);

д) при проведении осмотров в детском саду лучше всего младшую группу делить на две части, так как трудно организовать одновременное наблюдение для всех 25 малышей. Ведь каждому ребенку хочется подойти к наблюдаемому предмету близко, иной раз даже потрогать, пощупать его.

В течение года проводится ряд бесед о предметах домашнего обихода (посуда, одежда, орудия труда, школьные принадлежности). Кроме того, на подобных занятиях рассматриваются некоторые объекты живой природы: разные овощи, фрукты, листья и ветки различных деревьев, комнатные растения, рыбка в аквариуме и т. д.

Беседы о предметах расширяют кругозор детей, удовлетворяют их любознательность, дают правильное понимание окружающего мира. В то же время наряду с расширением представлений детей и классификацией окружающих предметов воспитатель в процессе подобных бесед проводит большую словарную работу, обогащая словарь детей точными названиями предметов и их качеств (материал, форма, размер, цвет и т. п.), названиями действий (например, пером пишут, ножом режут и т. п.).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.