История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-05-27 | 945 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие речи и двигательной функции взаимообусловлены. Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы. Подробное исследование моторики у детей с речевой патологией позволяет строить дифференцированную работу по коррекции двигательной сферы школьников с учетом клинической формы речевой патологии и конкретного уровня нарушения управления движениями. Огромное внимание уделено этому вопросу в работе Г. А. Волковой.
Речевой аппарат состоит из трех отделов: центрального, проводникового и периферического. В свою очередь части также выделяют три отдела: дыхательный, голосовой и артикуляционный. Развитием движений артикуляционного аппарата занимается логопед, а вот развитие дыхательного и, частично, голосового отделов речевого аппарата должно осуществляться на уроках физкультуры, в процессе физкультминуток и др.
Опираясь на клинико-педагогическую классификацию, можно выделить следующие нарушения воспроизведения речи, при которых в той или иной степени страдает двигательная сфера:
1. При дислалии, ринолалии и дизартрии страдают звукопроизношение и тембр голоса.
2. При тахилалии, брадилалии, заикании нарушены темп и ритм речи.
3. При алалии, афазии выявляются системные нарушения речи, т. е. всех ее сторон, в том числе, в двигательной.
4. При афонии (дисфонии) — нарушения голоса.
При функциональной дислалии не отмечается серьезных нарушений общей моторики. У части детей при обследовании выявляются незначительные нарушения тонкой произвольной моторики рук и пальцев, и недостаточное развитие движений артикуляционного аппарата. При механических дислалиях в значительной степени нарушены речедвигательные акты и мимические движения. Могут выявляться нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.
|
При ринолалии в большинстве случаев нарушена общая, тонкая произвольная, лицевая и речевая моторика. Дети физически плохо развиты, часто болеют. У них наблюдается астенизация организма, нарушения координации, плавности, чувства темпа и ритма движений.
При дизартрии нарушения двигательной сферы сводятся либо к гипертонусу, либо гипотонусу мускулатуры не только речевого аппарата, но и мышц всего тела. У детей нарушена произвольная общая, тонкая и артикуляционная моторика, нарушена координация движений, встречаются патологические двигательные стереотипы.
При тахилалии и брадилалии наблюдается чрезмерное убыстрение и замедление темпа речи. При брадилалии выявляется общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, и, часто, брадикинезия — замедленный темп всех движений.
Большинство заикающихся имеют различные нарушения двигательной сферы. У одних они проявляются в сопутствующих движениях в момент речи, у других — это нарушение всей двигательной сферы в целом: нарушения координации, включаемости в процесс движения, их ритм. У части заикающихся нарушены не сами движения, а управляемость ими, т. е. отсутствует согласованность движений различных групп мышц в заданном темпе.
Необходима работа над двигательной сферой по следующим направлениям:
1. Развитие управляемости движениями.
2. Быстрота включаемости движений.
3. Скорость переключаемости с одной серии движений на другую.
4. Распределение внимания в процессе контроля за движениями.
При моторной алалии (или моторных формах афазии) страдает как артикуляционная моторика, так и двигательная сфера в целом. Нарушены произвольность движений, координация, темп, плавность. В тяжелых случаях у детей наблюдается апраксия — распад схем артикуляторного действия, напряженность, замедленность определенных движений, распад артикуляторных действий на составляющие их элементы.
|
При афонии (дисфонии) нарушения двигательной сферы, как правило, вторичные. В силу эмоциональных проблем, переживания из-за своего заболевания у них появляется стеснительность, робость в поведении, движения становятся скованными и неловкими, избегают общения.
При всех вышеперечисленных формах речевых нарушений развитие и коррекция нарушений двигательной сферы является важной составляющей в комплексной работе логопеда, психолога, учителя, методиста по лечебной физкультуре, массажиста. Такая работа, проводимая систематически и целенаправленно, позволит перевоспитать речь через тренировку и развитие необходимых качеств общей, тонкой и речевой моторики.
Особую группу учащихся представляют дети, у которых тяжелая речевая патология вторично осложнена задержкой психического развития. У таких школьников нарушения двигательной сферы проявляются наиболее ярко. Физическая подготовленность учащихся ниже возрастной нормы. Они физически мало активны, отличаются плохой координацией движений, не могут даже секунду стоять по стойке «смирно!», совершают конечностями, всем телом хаотичные движения, не замечая этого. При выполнении сложного задания у них часто возникают непроизвольные содружественные лишние движения в различных отделах тела и конечностей, поверхностное и неритмичное дыхание. Дети не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласованно с коллективом. Для многих характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименной рукой и ногой. Они не понимают, где у них правая, где левая рука или нога, при соответствующем вопросе одну и ту же руку (ногу) поднимают и как правую, и как левую.
Вместе с тем обнаруживаются такие особенности, которые связаны со своеобразием познавательной деятельности этих детей. Они отличаются плохой памятью, поэтому долго не могут запомнить свое место в строю, рядом стоящего товарища. Для них характерны затруднения в восприятии и понимании общепринятых строевых команд и игровых правил. На уроке возникает впечатление, будто дети не слышат учителя, хотя смотрят на него и не отвлекаются, однако задания не воспринимают и не понимают. Они плохо знают названия частей тела и движений, поэтому не могут осуществлять заданные движения по словесной инструкции, с трудом соотносят словесное описание с показом образца. При выполнении заданий и даже игр дети быстро утомляются и теряют к ним интерес. В процессе упражнений проявляется такая их отличительная особенность, как боязливость. Следует отметить также большую неловкость учеников в обращении с физкультурной формой: многие не умеют завязать шнурки на спортивной обуви, отличить лицевую сторону одежды от изнаночной.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!