III. Работа над расширением словаря. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

III. Работа над расширением словаря.

2019-05-26 145
III. Работа над расширением словаря. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Борщ — суп со свёклой и другими овощами.

Клещ — мелкое животное из отряда паукообразных (маленький паук).

Лещ — рыба.

Плащ — лёгкое, обычно непромокаемое пальто.

Плющ — ползучее растение, цепляющееся за опору, которую обвивает.

Прыщ — небольшой воспалённый бугорок на коже.

Свищ — изъян, щель в каком-либо предмете (в литье, в коже, в десне).

Товарищ — человек, близкий по общности взглядов, интересов, условий жизни.

Хвощ — растение с мелкими чешуйчатыми листьями, сросшимися в трубочку.

Хрущ — майский жук (название жука).

Хрящ — соединительная ткань в костях животных и человека.

IV. Работа над анализом и синтезом.

1. Вспомнить название рыбы из трёх букв (лещ).

2. Какое слово получится, если к прибавить к названию рыбы? (клещ)

3. Превратить:

а) лёгкое непромокаемое пальто в растение:

(плащ - а + ю = плющ);

б) соединительную ткань в костях животных и человека в название майского жука:

(хрящ – я + у = хрущ).

4. Вспомнить слова, которые состоят:

а) из одного слога (лещ, борщ, клещ, плащ);

б) из трёх букв (лещ); четырёх букв (плющ, прыщ);

в) из трёх слогов (товарищ).

5. Вставить пропущенную гласную.

хр... щ (я, у)    пл...щ (а, ю)    кл...щ

хв..щ               св..щ               л...щ

пр...щ              б...рщ                       т...в...р…щ

6. Определить, сколько звуков и букв в словах.

Лещ (3 звука, 3 буквы), борщ (4 звука, 4 буквы), товарищ (7 звуков, 7 букв).

V. Определить, к одушевлённым или неодушевлённым относятся существительные.

Вспомнить слова, которые отвечают на вопрос кто? (лещ, товарищ, клещ, хрущ) ина вопрос что? (борщ, плащ, плющ, свищ, хвощ, хрящ).

VI. Работа над смыслом и запись словосочетаний.

Боевой товарищ, свищ в десне, прыщ на носу, плющ на стене, светлый плащ, борщ в кастрюле, товарищ детства, товарищ по оружию, непромокаемый плащ, старый товарищ, серебристый лещ.

VII. Закрепление в письменных упражнениях.

Записать предложения.

1. Собаке дали хрящ. 2. Школьный товарищ навестил Ваню. 3. Плащ нужен в дождливую погоду. 4. Плющ поднялся до окон второго этажа. 5. На первое подали борщ. 6. Клещ впился в ухо. 7. Лещ ушёл из сетей. 8. Хвощ — удивительное растение.


Урок 2
Сочетание щь в конце слов — имён
существительных женского рода

План

I. Организационный момент, тема, цель.

II. Развитие слухового внимания и памяти.

Слушать и слышать, запоминать и произносить:

• вещь, мощь, немощь;

• помощь, взаимопомощь, мощь;

• мощь, помощь, немощь;

• мощь, помощь, немощь, вещь;

• взаимопомощь, вещь, немощь.

III. Работа над расширением словаря.

Уточнение словаря.

Вещь — предмет, изделие, произведение науки, искусства, литературы.

Мощь — большая сила, могущество, нечто крепкое, несокрушимое.

Немощь — слабость, болезнь.

Помощь — содействие в чём-нибудь, участие, приносящее облегчение.

Взаимопомощь — взаимная помочь, помощь друг другу.

Систематизация словаря.

1. Подобрать слова, близкие по значению.

Слабость, болезнь... Þ немощь.

Предмет... Þ вещь.

2. Подобрать слово, противоположное по значению к слову немощь (немощь ® мощь).

3. Чем различаются слова помощь и взаимопомощь?


IV. Работа над анализом и синтезом.

1.Сколько слогов в словах? (Вещь, мощь — 1 слог; немощь, помощь — 2 слога; взаимопомощь — 5 слогов.)

2. Сколько звуков и букв? (Вещь, мощь — 3 звука, 4 буквы; немощь, помощь — 5 звуков, 6 букв; взаимопомощь — 11 звуков, 12 букв.)

Вывод: в словах женского рода с щ на конце букв больше, чем звуков.

3. На каком месте стоит звук (буква) [щ] в словах?

4. После какого слога, звука (буквы) стоит [щ]? Какой это звук (буква) — гласный или согласный?

5. Какие буквы пропущены в данных словах? (Гласные.)

в...щь              м...щь              вз...м...п...м...щь

п...м...щь         н...м...шь

Вставить пропущенные буквы в следующие слова, ве... мо... немо... помо...

V. Закрепление умения определять женский род существительных.

Выбрать слово в нужной форме и составить с ним словосочетания.

Мой, моя — вещь, мощь, немощь.

Этот, эта — помощь, взаимопомощь.

Какого рода эти имена существительные?

VI. Закрепление в письменных упражнениях.

1. Записать словосочетания.

Слабая вещь, вещь на столе, вещь на месте, непонятная вещь, старческая немощь, мощь армии, помощь друг другу, помощь слабым, помощь старым, солдатская взаимопомощь, просить о помощи, медицинская помощь, «скорая помощь», помощь на дому, оказать помощь, просить о помощи.

2. Записать предложения.

1. Непонятная вещь произошла со мной сегодня. 2. Каждая вещь должна быть на своём месте. 3. «Скорая помощь» приехала быстро. 4. Немощь одолела Василия. 5. Оказывайте помощь друг другу в учёбе. 6. Мощь армии основана на любви народа. 7. Клещ впился в кошачье ухо.

Урок 3
Буква щ в конце слов — имён существительных
мужского и женского рода

План

I. Организационный момент, тема, цель.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.