Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-05-26 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ТИП пробы |
Группы школьников
| Возраст, лет | ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
Нормальное | Негрубые нарушения | Выраженные нарушения | |||
Рисование геометрических фигур, связанных пространственными отношениями | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 67 75 80 | 33 25 20 | - - - |
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | 38 53 39 | 31 37 39 | 31 10 22 | |
Копирование куба | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 39 50 80 | 56 50 20 | 11 - - |
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | - 5 9 | 42 60 55 | 58 35 36 |
Выполнение рисунка 2-х или 3-х фигур, связанных пространственными отношениями (например, «нарисовать треугольник справа от квадрата» и т.п.), обнаруживает те же закономерности, хотя является несколько более доступным для всех детей (таблица 7).
Особый вид нарушений пространственной деятельности был обнаружен у детей-левшей. Выяснилось, что ряд навыков, опирающихся на ориентировку в пространстве, может в случае более или менее длительного неупражнения подвергаться почти полному регрессу. Примером является выполнение двумя мальчиками пробы на определение времени по часам без цифр и реальным часам со стрелками. При этом очень высокой была частота зеркальных ошибок, затруднений при дифференцировании часовой и минутных стрелок, при интеграции показаний стрелок; иногда тип ошибок было даже затруднительно обозначить, настолько нелепыми и неожиданными были ответы. Следует отметить, что серьезные трудности вызывала и просьба «назвать время по-другому» (т.е. про извести пространственное преобразование в речевом плане); это коррелировало с замедленным и развернутым выполнением многих заданий, направленных на изучение пространственных и квазипространственных синтезов в речевой деятельности. Мальчики жаловались, что раньше умели определять время, а теперь разучились. Не исключено, что одной из причин столь явных трудностей было то, что обоим мальчикам некоторое время назад купили электронные наручные часы типа цифрового табло, показывающие время без помощи стрелок. Можно предположить, что особая организация при левшестве функциональных систем мозга, связанных с пространственной деятельностью, привела в данном случае к быстрому распаду упроченного навыка.
|
Исследование речевой функции показывает, что у неуспевающих школьников имеют место такие симптомы, как ограничение объема речевой памяти и словарного запаса, недостаточная сформированность семантической стороны речи, затруднения нахождения родственных слов, необходимых для проверки словонаписания. У них преобладает «фонетический» тип письма, связанный с отсутствием четких представлении о звуковом составе слова. Обнаруживаются также нарушения речевой моторики, отчетливо выступающие при повторении скороговорок в виде инертных повторов, пропусков и перестановок звуков и слогов. Недостаточно сформирован у неуспевающих школьников и внутренний план речи, лежащий в основе произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью. Что касается успевающих школьников, то у них в целом можно встретить лишь отдельные слабо выраженные сходные проявления в структуре речевой деятельности, которые легко поддаются самоконтролю и коррекции.
Исследование произвольного внимания с помощью таблиц Шульте показало, что у успевающих школьников эта функция сформирована уже в начале обучения в школе. Конечно; у них имеют место колебание внимания и некоторая истощаемость этой функции (таблица 8).
Однако эти симптомы не носят такого выраженного характера, как у неуспевающих детей. У них процесс поиска чисел в таблицах замедлен, часто имеют место значительные колебания уровня внимания, сильнее выражена истощаемость (таблица 8). В некоторых случаях при интенсивном «подталкивании» со стороны психолога ребятам удавалось выполнять задание лучше. Таким образом, дополнительная стимуляция со стороны взрослого помогает ребенку в организации собственной деятельности, что косвенно указывает на недостаточную сформированность способов ауторегуляции деятельности. Достаточно часто подобный «допинг» оказывался неэффективным, что свидетельствует о более выраженной дефицитарности произвольной регуляции внимания.
|
Результаты* выполнения таблиц Шульте младшими школьниками (числами обозначено время (в сек.), затрачиваемое на поиск чисел в натуральном ряду от 1 до 25)
Оцениваемый параметр | Группы школьников | Возраст, лет | ЧИСЛА В ТАБЛИЦЕ ШУЛЬТЕ | ||||||||||||
1-5 | 6-10 | 11-15 | 15-20 | 21-25 | |||||||||||
Среднее время поиска чисел в таблицах | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 9 8 6 | 14 11 8 | 21 15 11 | 14 14 11 | 13 10 9 | ||||||||
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | 20 11 9 | 18 14 13 | 31 22 17 | 23 19 14 | 35 15 12 | |||||||||
| НОМЕР ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ | ||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
Среднее время нахождения всех чисел в таблицах | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 67 53 45 | 68 60 47 | 72 64 44 | 61 51 39 | 73 56 41 | ||||||||
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | 92 67 48 | 121 77 66 | 108 77 67 | 87 75 64 | 73 74 66 | |||||||||
*По ряду причин мы отказались в данном случае от квалификации выполнения как нормального или нарушенного и приводим только данные о различных временных параметрах деятельности.
Информативной пробой для исследования мышления (в частности, степени сформированности внутреннего плана психических действий) является серийный устный счет (вычитание «от 100 по 7»). Не все успевающие дети успешно справляются с этими заданиями, хотя у большинства навык серийного устного счета можно считать сформированным. Допускаемые ими ошибки, как правило, немногочисленны, возникают в основном в начале или в середине выполнения при переходе через десяток и исправляются самостоятельно (таблица 9). У неуспевающих школьников характер выполнения этой задачи иной: выполнить задание в быстром темпе и без ошибок удалось крайне незначительному числу детей. Часть детей испытывали трудности при включении в деятельность, другие совершали много ошибок при переходе через десяток или при истощении в конце задания. Наконец, у подавляющего большинства неуспевающих детей устный серийный счет был нарушен настолько грубо, что не помогла даже развернутая помощь психолога. Характер нарушений указывал на то, что в этих случаях имеет меСТ9 не только дефицитарность счетных операций, но и дефицит произвольного внимания, оперативной памяти, пространственных функций, самоконтроля, несформированность внутреннего плана действия. Отметим и следующий факт: в группе неуспевающих школьников дефект усугубляется с увеличением возраста (таблица 9).
|
Таблица 9
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!