Нейропсихологическая диагностика познавательных функций в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Нейропсихологическая диагностика познавательных функций в младшем школьном возрасте

2019-05-26 238
Нейропсихологическая диагностика познавательных функций в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материал предыдущей главы показывает возможно­сти нейропсихологического синдромного анализа в психологической диагностике когнитивной сферы ребенка, в том числе и для изучения индивидуально-типологи­ческих различий в психическом развитии детей младшего школьного возраста, в частности, для анализа причин школьной неуспеваемости.

Применение нейропсихологических методик для этих целей адекватно и плодотворно потому, что зачас­тую неуспеваемость возникает как прямое или косвенное следствие мозговых дисфункций и асинхроний развития мозга и психических процессов разной степени выра­женности. В таких случаях объективное нейропсихологи­ческое обследование, выявляя даже очень тонкие «пробелы» в состоянии высших психических функций, позволяет сделать точные 'выводы о деятельности мозга в целом и его отдельных систем. При этом не менее, а может быть и более значимым является выявление сла­бого звена в структуре психических функций, которое в свою очередь должно стать «мишенью» психолого-­педагогического воздействия с целью оказания помощи ребенку в преодолении трудностей в обучении.

 При построении и проведении такого обследования необходимо в первую очередь учитывать возрастные осо­бенности познавательных процессов и поведения детей. Нежелательно, чтобы обследование было слишком дол­гим. Оптимальная продолжительность обследования со­ставляет 40-50 минут. Предлагаемые тестовые задания должны быть понятны и доступны детям. Другим необ­ходимым правилам является реализация синдромального подхода в обследовании, то есть применяется комплекс методик, который включает в себя исследование произ­вольных движений (праксиса), памяти, различных видов восприятия (гнозиса), пространственных функций, речи и связанных с ней процессов письма и чтения, внима­ния, вербального и невербального мышления.

В методику нейропсихологического обследования входят следующие субтесты.

Исследование произвольных движений направлено на анализ кинестетической, кинетической, пространствен­ной и регуляторной составляющих праксиса и осуществ­ляется с помощью различных проб. Выполнение этих заданий требует воспроизведения различных поз пальцев рук (с закрытыми глазами), воспроизведения по зритель­ному образцу и по речевой инструкции моторных про­грамм (проба «кулак-ребро-ладонь»), двуручных реци­прокных движений -(проба на реципрокную координа­цию), различных пространственных поз рук относитель­но тела (пробы Хеда), выбора, фиксации и смены двига­тельного стереотипа (проба на т.н. «реакцию выбора»), копирование серийно организованных графических кон­туров (проба «забор»). ­

Исследование памяти направлено на изучение объе­ма, скорости и прочности заучивания слухоречевого и зрительного материала. Оно осуществляется с помощью запоминания ряда из пяти слов в заданном порядке«дом-лес-кот-стол-звон»), двух серий слов, следую­щих одна за другой «(ночь-игла-пирог», «рама­-холод-книга»), двух фраз «В саду за высоким забором росли яблони», «На опушке леса охотник убил волка»), двух рассказов «Курица и золотые яйца», «Галка и голу­би»).

Специальное внимание уделяется исследованию зри­тельной памяти (запоминание пяти контурных фигур, не имеющих словесного эквивалента) и воспроизведению ранее упроченных знаний.

Исследование различных видов восприятия включает методики, направленные на изучение зрительного, аку­стического, тактильного гнозиса. В качестве заданий предлагается опознание различных по сложности изо­бражений предметов, а также портретов известных лиц; оценка и воспроизведение ритмических структур; опо­знание предметов путем осязания; чтение букв и цифр, наносимых на тыльную сторону ладоней.

Исследование пространственных функций произво­дится с помощью набора субтестов, позволяющих оце­нить различные пространственные представления и зри­тельно-конструктивные навыки. К ним относится рисо­вание по инструкции простых геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата), домика, человека, куба; срисовывание тех же объектов с образца; изображение по речевой инструкции двух геометрических фигур, свя­занных пространственными отношениями «треугольник справа от квадрата», «крёст под кругом» и т.п.), опреде­ление времени по реальным часам со стрелками и по часам с расставленными стрелками, но без циферблата.

Исследование речевой сферы направлено на изучение понимания речи, построения высказывания в устной и письменной форме и степени сформированности рече­вой регуляции психической деятельности. Методический комплекс включает исследование письма под диктовку, чтения, а также специальные пробы, позволяющие оце­нить возможности ребенка в анализе звукового состава слов и в. понимании слов, фраз, текстов. В комплекс входят также пробы, исследующие речевую моторику и артикуляцию, сформированность номинативной функ­ции речи (называние предметов), грамматики и словар­ного запаса. В процессе нейропсихологического обследо­вания уделяется особое внимание тому, как ребенок вы­полняет различные речевые инструкции и самостоя­тельно регулирует с помощью речи свою деятельность.

Исследование внимания направлено на оценку дина­мики и селективности психических процессов. Оно включает как оценку динамических параметров и качест­ва выполнения отдельных перечисленных выше заданий, так и специальные пробы - отыскивание чисел на таб­лицах Шульте..

Исследование мышления проводится с помощью та­ких заданий, как выполнение отдельных и серийных (вычитание «от 100 по 7») счетных операций, решение арифметических и логических задач, интерпретация со­держания сюжетных картинок, понимание прямого и переносного смысла рассказов, пословиц и метафор.

Очевидно, что особенности выполнения всех проб не только дают возможность оценить состояние отдельных психических функций и процессов, но и позволяют судить о степени сформированности таких компонентов психической деятельности, как произвольная регуляция ребенком собственного поведения, возможность само­стоятельного выполнения проб и работы совместно с психологом, контроль, критичность к допускаемым ошибкам. Следует также подчеркнуть, что подавляющее большинство описанных выше проб так «портативны» и просты в применении, что могут быть использованы почти полностью в рамках одного обследования, зани­мающего 40-50 минут (l).

Более того, при применении данных методик нет не­обходимости в жесткой стандартизации порядка их сле­дования. Достаточно придерживаться принципа чередо­вания проб, направленных на исследование одной и той же функции, с другими заданиями чтобы не вызывать пресыщения и утомления.

Обработка результатов - подобного нейропсихологиче­ского обследования включает ряд последовательных этапов и позволяет провести их качественный и количест­венный анализ.

Нормальным считается быстрое выполнение задания без ошибок. Как негрубые нарушения интерпретируются те случаи, когда имеют место изменения динамических параметров деятельности (например, замедление ее тем­па) и допускаются отдельные ошибки, доступные само­стоятельной коррекции. Нарушения оцениваются как грубые, если при выполнении проб допускается много ошибок, доступных коррекции только с помощью обсле­дующего или вообще некорректируемых.

Анализ данных о характере допускаемых при выполнении заданий ошибок, о динамических и временных параметрах деятельности, об особенностях реакции ре­бенка на ошибки и о возможности их самостоятельной коррекции позволяет сделать выводы об уровне сформи­рованности тех иди иных функций, об их качественных особенностях, о степени выраженности их дефицитарно­сти. Индивидуальные результаты могут быть при необхо­димости количественно оценены, статистически обра­ботаны, могут послужить предпосылкой для анализа осо­бенностей развития психических функций - в различных группах детей.

Апробация данного методического комплекса была проведена в трех общеобразовательных школах г. Моск­вы. В целом нейропсихологическое обследование про­шли 103 учащихся в возрасте от 7 до 12 лет, из них 68 детей были направлены на обследование учителями в связи с трудностями обучения. Контрольную группу со­ставили 35 учащихся, отнесенных педагогами к успе­вающим в учебе. Данные о количественном соотношении и распределении по возрастным рангам детей в об­следованных группах приведены в таблице 2.

Выбор успевающих школьников в качестве контрольной группы целесообразен по ряду причин. Во­-первых, успевающие и неуспевающие школьники учатся вместе, в одинаковых условиях, т. е. подвергаются сход­ным микросоциальным и педагогическим влияниям. Во ­вторых, представляет специальный интерес выделение особенностей тех психических функций, которые позво­ляют успешно осваивать школьную программу.

В-третьих, нейропсихологическое обследование по­зволяет и среди успевающих школьников выявить детей, относящихся по определенным показателям к «группам риска», осуществлять прогноз в отношении возможных декомпенсаторных проявлений и определить коррекци­онные мероприятия, направленные на профилактику де­компенсации.

 

____________________

(1) В случае выявления очевидных расстройств в каких-либо со­ставляющих речи их квалификация и коррекция осуществля­ется совместно с логопедом.

 

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.