Вопрос 2. Виды административно – правовых норм — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 2. Виды административно – правовых норм

2018-01-13 196
Вопрос 2. Виды административно – правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным основаниям, в зависимости от которых можно выделить их виды. Наиболее важными для понимания сущности и содержания административно – правовых норм являются следующие критерии: 1) содержание; 2) метод воздействия на поведение субъектов; 3) целевое назначение; 4) сфера применения; 5) юридическая сила; 6) предел действия (действие в пространстве, во времени, по субъектам).

По содержанию различают материальные и процессуальные нормы административного права.

Материальные нормы закрепляют административно – правовой статус граждан, организаций, органов исполнительной власти. Это, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти, права, обязанности, а также ответственность участников регулируемых административным правом отношений.

Под процессуальной нормой понимается установленное или санкционированное государством правило осуществления организующих отношений в процессе применения материальных норм и издания НПА органами государственного управления.

Процессуальными нормами регулируются отношения по применению материальных норм административного, природоохранного, гражданского и других отраслей права.

По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (дозволительные) административно – правовые нормы.

Обязывающими являются нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером могут служить нормы об обязательной регистрации юридических лиц в органах юстиции; о необходимости рассмотрения жалоб граждан органами управления (должностными лицами) в течение определенного срока и т.п.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данными нормами. Запреты носят общий или специальный характер. Примером общего запрета является требование не совершать действий, подпадающих под признаки административного правонарушения. Специальный запрет содержат положения Налогового кодекса, запрещающие работникам налоговой службы осуществлять профессиональные обязанности в отношении налогоплательщика, с которым у них имеются родственные отношения по прямой линии либо когда существует прямая или косвенная заинтересованность. Или когда нормативный правовой акт (ч.3, 4 ст.9 КоАП РК) запрещает судам применять законы или иные НПА, ущемляющие закрепленные КРК права и свободы человека и гражданина.

Отличительной чертой уполномочивающих (дозволительных) норм является предоставляемая субъектам административно – правовых отношений возможность действовать по своему усмотрению в рамках требований определенной нормы.

Помимо вышеперечисленных норм, некоторые авторы склонны выделять еще и поощрительные нормы. Как правило, такие нормы устанавливают те или иные виды льгот (экономические, социальные) и этим обеспечивается должное поведение субъектов административного правоотношения.

По целевому назначению выделяют регулятивные и охранительные административно – правовые нормы.

Общепринято, что к регулятивным, или первичным, относятся нормы, возникающие в процессе организации органов исполнительной власти и реализации ими административно – властных полномочий.

Охранительными (вторичными) являются нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушения, т.е. составы административных проступков и взыскания за их совершение (зафиксированы в КоАП РК).

Административно – правовые нормы в зависимости от юридической силы делятся на законодательные и подзаконные. Отнесение норм к одному из указанных видов напрямую зависит от места органа, их издавшего, в иерархии органов государства.

Законодательные нормы содержатся в законах, принимаемых Парламентом, а также издаваемых Президентом в период делегирования ему Парламентом законодательных полномочий (п.4 ст.53 КРК) и указах Президента, имеющих силу закона, в случаях, предусмотренных п.2 ст. 61 КРК.

Подзаконные нормы – в указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, других НПА, издаваемых органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Важное практическое значение имеет разделение норм на общие и специальные. Примером общей нормы является ст. 330 КоАП РК, устанавливающая административную ответственность за мелкое хулиганство. Соответственно, ст. 331 КоАП может рассматриваться как специальная, которая устанавливает ответственность за эти же деяния подростков.

По пределу действия в пространстве различают нормы общеобязательные, установленные для исполнения всеми субъектами административно - правовых отношений, и внутрисистемные, распространяющие требования на нижестоящие звенья исполнительной власти.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.