Организационно-методическое направление — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организационно-методическое направление

2018-01-14 429
Организационно-методическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заключается в подготовке и участии специального педаго­га в консилиумах, методических объединениях, педагогиче­ских советах, оформлении документации.

Не вызывает сомнения, что среди перечисленных направ­лений приоритетным в работе специального педагога будут диагностическое и коррекционное. Рассмотрим содержание этих видов деятельности более детально.

Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка. Ре­зультаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, пе­дагогическими данными и обсуждаются на заседаниях

пмпк.

Диагностическое направление работы включает в себя: этап первичного обследования; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией пси­хического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным дости­жениям и уровню развития ребенка. Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения и определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Поэтому дефектологическое обследование обуча­ющихся классов КРО должно содержать изучение уровня познавательного развития ребенка, анализ письменных ра­бот, т.е. качественную характеристику ошибок, наблюдение за учащимися в учебной фронтальной деятельности и, по необходимости, дополнительное изучение сформирован­ности школьных умений и навыков.

Важной особенностью диагностической работы учителя-дефектолога является направленность не столько на конеч­ный результат деятельности, сколько на сам процесс ее вы­полнения. Известно, что у нескольких детей 68может быть одна и та же симптоматика, а сущность и механизмы нарушения

будут разными. Отсюда и закономерности протекания де­фекта, и методы его преодоления будут неодинаковыми. По­этому дефектологическое обследование должно опираться на качественный анализ разных аспектов дефекта, квалифи­цировать структуру нарушения.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную деятельность ребенка с ЗПР в динамике об­разовательного процесса.

Содержание коррекционной работы зависит от структуры дефекта и степени его выраженности.

Мозаичность поражения ЦНС при ЗПР церебрально-ор­ганического генеза приводит к значительной неоднороднос­ти нарушенных и сохранных звеньев психической деятель­ности ребенка, к выраженной неравномерности формирова­ния разных ее сторон. Этим определяется необходимость дифференцированного подхода в работе специального педа­гога. При этом характер нарушений в развитии ребенка, оп­ределяющий структуру дефекта при ЗПР в каждом отдель­ном случае, является показателем дифференцированного подхода.

Основной формой организации дефектологической рабо­ты являются групповые и индивидуальные занятия. В груп­пы зачисляются дети с однородной структурой дефекта. Ко­личество детей в группах варьируется в зависимости от сте­пени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся во внеурочное время с уче­том режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодич­ность и продолжительность занятий определяются тяжестью и характером дефекта. Также принимается во внимание сум­марная нагрузка на ребенка (на основе учета работы всех специалистов).

Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом школьном журнале.

Основные направления коррекционной работы специаль­ного педагога были определены в ходе экспериментального изучения познавательного развития детей 1—4 классов КРО. Исследованием, начатым в 2001 г., было охвачено 83 учащих­ся с ЗПР различного происхождения. Психолого-педагоги-

ческое изучение проводилось по следующим параметрам: общее интеллектуальное и речевое развитие, сенсорное раз­витие, развитие двигательной сферы, слухо- и зрительно-моторная координация, представления о пространстве и времени, сформированность навыков учебной деятельнос­ти. Осуществляется качественный анализ ошибок текущих и итоговых работ учащихся. Полученные данные обобщались и соотносились с психологическими, медицинскими, педа­гогическими характеристиками. Результаты исследования показали, что в специализированной помощи учителя-дефектолога нуждаются 30-40% детей, обучающихся в классах КРО, и позволили выявить необходимость проведения с ни­ми коррекционной работы по следующим направлениям:

— сенсорное и сенсомоторное развитие;

— формирование пространственно-временных отноше­ний;

— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответству­ющих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие на­глядных и словесных форм мышления);

— коррекция и нормализация ведущей (учебной) дея­тельности возраста;

— формирование разносторонних представлений о пред­метах и явлениях окружающей действительности, обогаще­ние словаря, развитие связной речи.

Работа специального педагога строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, пси­хологической структуры нарушений и анализа их генеза. По­этому среди перечисленных направлений работы основное место в работе учителя-дефектолога занимает коррекция ум­ственного развития.

Учебная деятельность как ведущая деятельность рассмат­риваемого возраста приводит к качественным преобразова­ниям психики ребенка (Д.Б. Эльконин, И.В.Дубровина, Л.И. Божович, М.В. Матюхина, В.С.Мухина и др.). Мышле­ние переходит на более высокую ступень развития, тем са­мым перестраивая все остальные психические процессы: «память становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Д.Б. Эльконин, 1974). Этот переход составляет основное со­держание умственного развития.

Самые разные школьные предметы предъявляют ряд сход­ных требований к особенностям умственного развития ре­бенка. В процессе усвоения знаний школьник приобретает и способы оперирования ими, т.е. достаточно сложную систе­му умственных действий, мыслительных операций, которые необходимы для использования знаний в решении учебных задач. Большинство учащихся массовой школы овладевают способами умственной деятельности в процессе работы, осуществляемой на уроке. Детям с ЗПР часто учебной рабо­ты в классе бывает недостаточно. Кроме того, сама мысли­тельная деятельность детей с ЗПР характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направ­ленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности (Т.В.Егорова, У.В. Ульенкова, Т.А.Стрекалова, С.Г.Шевченко, И.Ю.Кулагина, З.И.Кал­мыкова, Т.Д. Пускаева, А.Н. Цымбалюк и др.).

Способы умственной деятельности у детей с задержкой психического развития должны стать предметом специаль­ного формирования на занятиях у педагога-дефектолога. При этом очень важно, чтобы в работе использовался учеб­ный материал, осуществлялся перенос формируемых спосо­бов умственной деятельности в учебную деятельность ре­бенка.

Итак, основное содержание работы специального педаго­га состоит в следующем:

— выявление и обследование детей, нуждающихся в спе­циализированной помощи;

— дифференциация детей с задержкой психического раз­вития церебрально-органического генеза, а также детей, подлежащих выводу в систему специального образования I—VI и VTII вида;

— разработка индивидуальных коррекционных программ развития учащихся в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПК;

— определение причин и механизмов нарушений в разви­тии ребенка, путей работы с ним (в т.ч. приемов наиболее эффективной помощи учителя в каждом отдельном случае);

— динамическое изучение психического развития ребен­ка, определение соответствия выбранной программы обуче­ния реальным учебным достижениям и уровню развития ре­бенка;

— проведение коррекционных занятий с детьми с ЗПР це­ребрально-органического генеза, испытывающими труднос­ти в системе КРО, содержание и результаты которых фикси­руются в «Комплексной карте динамического развития»;

— разработка совместно с логопедом, психологом, учите­лем комплексной программы индивидуального развития ре­бенка по результатам системной диагностики;

— анализ уровня обученности и качества знаний детей;

— систематическая работа с документацией по подготов­ке к ПМ ПК;

— консультирование родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания ребенка, основам коррекционной педагогики.

 

Приложение 1

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.