Исторические этапы формирования науки о БЖД. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Исторические этапы формирования науки о БЖД.

2018-01-14 815
Исторические этапы формирования науки о БЖД. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аксиомы науки о БЖД.

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно-допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно-допустимых значений создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном их использовании, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Аксиома

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Существует взаимная связьсистемм «техносфера-человек» «техносфера –природная среда». Техногенные опасности воздеиствуют одновременно на все элементы систем, если они оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, и деградации природной среды.

Аксиома 6 .Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

Исторические этапы формирования науки о БЖД.

Аристотель (384-322 г до н.э), Гиппократ (460-377 до н.э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». (идея принципа нормирования)

Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».

Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».

М.В.Ломоносов (1711-1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития капитализма. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится».

В.И.Ленин (1870-1924) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев» и других содержатся основополагающие идеи, которые составляли фундамент советской системы охраны и безопасности труда. Например, «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека» (полн.собр.соч.5-е изд.Т.36 с.141).

Значительный вклад в развитие теолрии безопасности внесли русские ученые: В.Л.Кирпичев (1845-1913), А.А.Пресс (1857-1930), Д.П.Никольский (1855-1918),, В.А.Левицкий (1867-1936), А.А.Скочинский (1874-1960), С.И.Каплун (1897-1943) и др.

Проблемам безопасности развития техносферыпосвящены труды академика В.А.Легасова (1988г). История научных исследований в области безопасности почти не изучена. А без истории не может быть и полноценных знаний.

Нормативно-правовые акты РФ

Законы(федеральные и субъектов РФ)

Подзаконные акты

-указы президента

-постановления правительства

НПА ФОИВ(ведомственные решения)

НПА органов исполнительной власти субъектов Рф

НПА органов местного самоуправления

Рабочее время и время отдыха.

Рабочее время- это установленное законом (или на его основе) время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией должен выполнять свои обязанности, трудовые функции.

Законодательство устанавливает две нормы рабочего времени: ежедневную и еженедельную. Это семичасовой рабочий день и 40-часовая рабочая неделя

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.Рабочий день может быть нормированным или ненормированным.Для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников моложе восемнадцати лет: в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет в период каникул, не более 24 часов в неделю.

Время отдыха,-- т. е. время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению предоставляется в течение рабочего дня, между рабочими днями, между неделями.

-Это также праздничные дни и отпуска. Работнику по трудовому договору гарантируются установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.ст. 57—76 КЗоТ).

-перерывы на обед

-междусменный отдых

-выходные дни

 

Структура:

1.Стандарт группы «0»-организационно –методические стандарты.

2.Стандарт группы «1»-стандарты требований и норм по видам ОПФ и ВПФ.

3.Стандарт группы «2»-стандарты требований безопастности к производственному оборудованию.

3.Стандарт группы «3»-стандарты требований безопастности к производственным процессам.

4.Стандарт группы «4»-стандарты требований к средствам защиты рабочих.

Назначение:

1. Стандарт группы «0» - устанавливает организационно-методические основы стандартизации в области БТ(цели,задачи,внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ)

2. Стандарт группы «1» -устанавливает требования по видам ОПФ и ВПФ,предельно допустимые значения параметров и характеристик.

3. Стандарт группы «2» -устанавливает общие требования безопастности к производственному оборудованию.

4. Стандарт группы «3» -устанавливает общие требования к производственным процессам,требованиябезопастности к отдельным видам технических процессов.

5. Стандарт группы «4» -устанавливает требования к отдельным классам,видам,типам средств защиты,методы контроля и оценки средств защиты.

21) Особенности охраны труда женщин.

-Запрещается применение труда женщин на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах.

предел переноски и передвижения тяжестей:

-постоянно в течение рабочей смены - 7 кг;

-при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) - 10 кг.

-подъём и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) -2,5кг;

-подъём и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 1,25 кг;

-суммарная масса грузов, перемещаемая за 8-часовую рабочую смену (допускается с рабочей поверхности) - 480 кг.

-Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет.

-Привлечение женщин, имеющих детей в возрасте от трёх до четырнадцати лет, к сверхурочным работам или их направление в командировку осуществляется с их согласия.

 

-Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением, снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу.

-Запрещается отказывать женщинам в приёме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

-Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Труд молодёжи

-Существуют возрастные ограничения при приёме на работу. Так, например, не допускается приём на работу лиц моложе 15 лет.

-Для подготовки молодёжи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учёбы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей.

-Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним.

- Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах.

- Работников, не достигших возраста 18 лет, запрещено направлять в служебные командировки, привлекать кработе в ночное время, к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

-Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

-Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до 16 лет — не более 24 ч в неделю;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 ч в неделю.

Комитеты по ОТ.

По инициативе работодателя и (или) инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по ОТ. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по ОТ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Комитет (комиссия) по ОТ организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований ОТ, предупреждению производственного травматизма и ПЗ, а также организуют проведение проверок условий и ОТ на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об ОТ.

Аттестация рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Результаты аттестации используются в целях:

• планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

• сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

• обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

• решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

• рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

• включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;

• ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

• составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда); • применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным \

Аксиомы науки о БЖД.

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно-допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно-допустимых значений создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном их использовании, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Аксиома

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Существует взаимная связьсистемм «техносфера-человек» «техносфера –природная среда». Техногенные опасности воздеиствуют одновременно на все элементы систем, если они оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, и деградации природной среды.

Аксиома 6 .Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

Исторические этапы формирования науки о БЖД.

Аристотель (384-322 г до н.э), Гиппократ (460-377 до н.э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». (идея принципа нормирования)

Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».

Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».

М.В.Ломоносов (1711-1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития капитализма. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится».

В.И.Ленин (1870-1924) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев» и других содержатся основополагающие идеи, которые составляли фундамент советской системы охраны и безопасности труда. Например, «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека» (полн.собр.соч.5-е изд.Т.36 с.141).

Значительный вклад в развитие теолрии безопасности внесли русские ученые: В.Л.Кирпичев (1845-1913), А.А.Пресс (1857-1930), Д.П.Никольский (1855-1918),, В.А.Левицкий (1867-1936), А.А.Скочинский (1874-1960), С.И.Каплун (1897-1943) и др.

Проблемам безопасности развития техносферыпосвящены труды академика В.А.Легасова (1988г). История научных исследований в области безопасности почти не изучена. А без истории не может быть и полноценных знаний.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.