Урок 43. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Урок 43. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

2018-01-14 330
Урок 43. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЧК, КН, ЧТ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Выборочный диктант

— Запишите только слова с шипящими согласными. Под­черкните буквы, которые обозначают шипящие соглас­ные звуки,

Работа, щётка, шутка, время, чисто, угол, жук.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Какие согласные звуки называются шипящими?

— Что вы знаете о звуках [Ж], [Ш]? А о звуках [Ч'], [Щ']?

III. Самоопределение к деятельности

Ёлочка и белочка, Шуточка, минуточка. Строчный, уличный, ночной, Точный, шуточный, речной.

 

Знаем мы наверняка. ГдеЧН,агдеЧК, В сочетаниях никак Нам не нужен мягкий знак. ' — Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока

Наблюдения над словами с сочетаниями ЧК, ЧН

— Отгадайте загадку.

Кто приклеил майским днём

Рукавичку над окном,

Поселил в неё жильцов —

Непоседливых птенцов? (Ласточка.) (Слово ласточка учитель записывает на доске.)

Материал для учителя

Ласточки отличаются элегантностью и отменной способно­стью к полёту. Питаются они насекомыми, которых ловят на лету. Из европейских видов ласточек наиболее известны два — дере­венская ласточка и городская. Часто эти птицы живут бок о бок с человеком.

Деревенская ласточка предпочитает гнездиться внутри зданий. Городская ласточка, напротив, высиживает птенцов в наружных I нёздах. В полёте она сильнее машет крыльями и дольше планирует. И отличие от деревенской ласточки городская кормит не только своих птенцов, но и птенцов в гнёздах соседей.

— Произнесите все звуки в слове ласточка.

Что вы знаете о звуке [Ч']? (Он всегда мягкий.)

Обозначена ли мягкость этого звука? (Нет.)

Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак? (Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому нет необходимости писать мягкий знак.)

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Пра-иописание этих сочетаний нужно запомнить.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЧК, ЧН,ЧТ.)

2. Работа по учебнику Упр. 1 (с. ПО).

Прочитайте. Почему каждая строка начинается со знака «тире»? (Это диалог.)

Прочитайте диалог по ролям в парах.

— Найдите слова с мягким знаком. Какую «работу» вы­полняет мягкий знак? (Показывает мягкость согласных.)

 

Упр. 2 (с. ПО).

Произнесите в слове девочки все мягкие согласные.

— Как обозначена мягкость согласных звуков Щ'], [К']? (Гласными буквами.)

Как ещё может быть обозначена мягкость согласных на письме? (Мягким знаком.)

А как обозначена мягкость согласного [Ч1]? (Не обозна­чена.)

Почему? (Согласный звук [Ч'] всегда мягкий.)

Какой можно сделать вывод о написании сочетания ЧК?

— Прочитайте сведения о языке на с. 111.

— Что нужно знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ? Упр. 3 (с. 111).

Прочитайте.

— Выполните задания.

— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?

Прочитайте слова, отвечающие на вопрос какой?

V. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет, Бьёт копытом у ворот. На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскачу, Не поеду — полечу! Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 4 (с. 111).

Прочитайте слова. Назовите буквосочетания в словах.

— Откройте орфоэпический словарь и посмотрите, как

нужно произносить эти слова. Упр. 5 (с. 111).

Прочитайте скороговорку.

— Найдите слова с буквосочетаниями.

— Найдите рифмующиеся слова.

— Выполните задание.

VII. Рефлексия

Игра «Весёлые звуки»

— Закончите строки.

 

В конце предложения ставится... (точка).

О на А заменим-... (тачка).

Вместо А кто У возьмёт —

В небе... (тучка) проплывёт.

ВЕ в начале слова точка —

Прочитаем... (веточка).

Если СЕ, то... (сеточка).

Как из слова веточка

Получилось сеточка?

— Какое буквосочетание встретилось в словах?

— Как пишутся сочетания ЧК, ЧН, ЧТ?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Урок 44. Буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК,ЧН, ЧТ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в сло­нах сочетания ЧК, КН, ЧТ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход уро ка

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний 1. Словарный диктант

(Словарный диктант учащиеся пишут на отдельных ли­сточках.)

— Я буду читать лексическое значение слова или загадку, а вы догадайтесь, о каком слове идёт речь, и запишите.

— Нарисованное изображение. (Рисунок.)

С хозяином дружит, Дом сторожит,

Живёт под крылечком, "; А хвост колечком. (Собака.)

Книга для обучения какому-нибудь предмету. (Учебник.)

Молодые люди. (Ребята.)

Ещё недавно К нам в окошко Светила белая лепёшка, А нынче вдруг

Горят в окошке

Бычка серебряные рожки. (Месяц.}

Игра «Большие — маленькие»

— На доске записаны слова, которые обозначают большой предмет, а вы должны образовать из них слова, которые обозначают маленький предмет. Например: лодка — ло­дочка.

Туча-... Булка-...

Рука-... Коза-...

Овца-... Цветы —...

Ночь-... Грибы —...

Роза-... Дача-...

Ваза—... Задача—...

Чулки - .-.. Синица —...

Носки-... Печь—.,.

Река-... Утка-... Куча —....,- Палка —...

Лисица -... Платки -...

Дочь-... Куски-...

— Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ?

Сегодня на уроке продолжим работу над написанием слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

III. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 6 (с. 111).

Прочитайте слова.

— Какие слова созвучны со словом дочка! Со словом ли­сичка! Со словом ручка?

— Какие буквосочетания есть в этих словах? Как пишутся

буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ? Упр. 7 (с. 112).

Прочитайте.

— Найдите слова с буквосочетаниями. Объясните их напи­сание.

— Найдите слова, с которыми обращаются к уточке. Спи­шите их.

(Работа в парах. Чтение стихотворения по ролям.) Упр. 8 (с. 112).

Прочитайте слова.

— В каких словах мягкость нужно обозначить мягким зна­ком? Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

IV. Физкультминутка

Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги. Точно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.