Сущность и способы обеспечения законности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сущность и способы обеспечения законности

2018-01-14 280
Сущность и способы обеспечения законности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

и дисциплины в государственном управлении

 

законность в государственном управлении – это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

Принципы законности:

· верховенство закона состоит в требовании точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми, кому они адресованы; требование соблюдать иерархию нормативно-правовых актов;

· равенство перед законом перед законом все равны и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае нарушения несут равную ответственность;

· единство законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; в единстве нормативной основы законности;

· всеобщность законности – требования законности распространяются на деятельность всех органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан; никто из субъектов не может быть исключен из сферы законности;

· гарантированность прав и свобод личности состоит в конституционной обязанности государства закрепить и обеспечить реальную реализацию прав и свобод человека и гражданина;

· неотвратимость наказания за нарушение законности – каждый факт нарушения законности должен получить соответствующую государственно-правовую оценку, а виновные субъекты должны понести наказание, адекватное содеянному;

· недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах, ограниченных юридической нормой, и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Общие условия (предпосылки) обеспечения режима законности:

· политические предпосылки законности – режим демократии, гласность, политический плюрализм, свобода печати и др.;

· экономические предпосылки – достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, фактическая гарантированность прав граждан, организаций, их экономическая свобода, существование рынка товаров, капиталов, труда;

· идеологические предпосылки – правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека, действенность убеждения и умело организованного поощрения.

Организационные факторы обеспечения законности организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др.

Юридические предпосылки обеспечения законности – состояние системы законодательства: качество законов, полнота правового регулирования, процессуальное обеспечение материально-правовых предписаний, закрепление системы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности: контроль и принуждение.

Государственная дисциплина – установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Способы обеспечения законности и дисциплины – совокупность правовых, организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Виды способов обеспечения законности и дисциплины:

· государственный контроль;

· государственный надзор;

· судебный контроль;

· обжалование.

Государственный контроль –это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процессом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров

Надзор как способ обеспечения законности–постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности.

Виды надзора:

· административный;

· прокурорский.

Административный надзор – специфическая разновидность государственного контроля, состоящая в систематическом наблюдении за исполнением норм и правил, действующих в сфере управления.

Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование;

· изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

· истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

· отказ в регистрации;

· временное закрытие объектов, производств, транспортных магистралей и др.;

· отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

· лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

· дача предписаний об устранении нарушений;

· приостановление работ, эксплуатации объектов (транспортных средств и др.);

· применение мер административной ответственности.

Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Судебный контроль как способ обеспечения законности – это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Обжалование как способ обеспечения законности – реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.

Контроль в государственном управлении

 

В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов.

Сущность контроля заключается:

· в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

· в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

· в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

· в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению;

· в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется на:

· общий(охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);

· специальный(осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например проверка исполнения конкретного управленческого решения).

Контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами органа.

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:

· контроль Президента Республики Беларусь;

· контроль органов представительной (законодательной) власти;

· контроль органов исполнительной власти;

· судебный контроль.

По времени осуществления различаются контроль предварительный(например, при выдаче лицензии), текущий (в процессе деятельности, например, функционирования объектов разрешительной системы).

Используя различные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.