Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2018-01-14 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
АДАПТАЦИЯ - приспособление к условиям среды.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сочетание свойств образовательной среды и внутренних возможностей человека, которые обеспечивают состояние психологического благополучия.
БЛАГОПОЛУЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - системное качество человека, проявляющееся в переживании содержательной наполненности и ценности жизни.
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ – понятие, отражающее с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию
ВОЗРАСТ — категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, стадии, фазы).
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - характеристика психического развития, определяющаяся конкретно-историческими условиями, характером воспитания, особенностями деятельности и общения.
ВОЗРАСТНОЙ НОРМАТИВ — понятие психологии и педагогики развития, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельности, при котором могут реализоваться высшие возможности человека на данном возрастном интервале. Возрастной норматив — это не то среднее, что есть при сложившемся образе жизни людей, а то лучшее, что возможно при организации соответствующих условий их жизнедеятельности.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (школьная зрелость) — совокупность морфо-физиологнческих и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
|
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сформированное^ у ребенка 6-7 лет определенных психологических новообразований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу, достаточно развитый фонематический слух и др.
ДЕВИАНТПОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система поступков человека, противоречащих общепризнанным в обществе моральным, этическим и правовым нормам поведения.
ДИСПОЗИЦИЯ — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического развития, находящийся между ранним и младшим школьным возрастом. В современной отечественной периодизации развития — от 3 до 6-7 лет.
ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — внутреннее состояние человека, обеспечивающее ему адекватную действительности регуляцию поведения; внутреннее образование человека, имеющее сложное, поуровневое строение, в качестве которых выступают: уровень личностно-смысловой (личностного здоровья); уровень индиви- дуально-психологического здоровья; уровень психофизиологического здоровья (Братусь Б. С.).
ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - динамическое состояние субъективного, внутреннего благополучия (внутренней согласованности) личности, к которому она стремится на любом этапе своего развития, составляющее ее сущность и позволяющее ей свободно (без внутренних препятствий) актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - одна из важнейших характеристик процесса развития, которая проявляется в разнице между тем уровнем, которого ребенок еще не может достичь самостоятельно, и тем, которого он достигает с помощью взрослого.
ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА (Л. С. Выготский) — понятие, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения.
|
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ — исправление отклонений в развитии, проявляющихся в несовершенстве некоторых психических свойств и качеств личности.
КРИЗИС — резкий, крутой перелом в течении какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.
КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – понятие, с помощью которого обозначается состояние личности, переживающей «исчерпанность моделей поведения», неудовлетворенность собой, неспособность адаптироваться к изменениям обстоятельств жизни и т. п.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Такие кризисы являются нормативными процессами, необходимыми для оптимального поступательного развития личности.
КРИЗИС РАЗВИТИЯ — возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы событийности с другими людьми и с освоением новых, собственных способностей. Проявляется в том, что, открывая для себя новую идеальную форму, ребенок в старых, привычных ситуациях пытается действовать по ее логике, тем самым провоцируя конфликты. Разрешается через адекватное соотношение идеальной и реальной форм.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ — теоретический подход, созданный Л. С. Выготским и основанный на положении о том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека, психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими.
ЛИЧНОСТЬ — человек как субъект социокультурных условий жизни.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни ребенка от рождения до одного года; условно подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие жизни и второе полугодие жизни.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ-возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I — III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования
НОВООБРАЗОВАНИЯ — понятие, введенное в психологию Л. С. Выготским, которое позволяло понять качественное отличие одного возрастного этапа от другого. При определении данного понятия Л. С. Выготский подчеркивал, что личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и по законам изменения этого целого определяется движение каждой его части. Новообразование становится ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе.
|
НОВОРОЖДЕННОСТЬ — первые три-четыре недели жизни ребенка. Переход к внеутробному существованию сопровождается рядом важных изменений в жизнедеятельности организма ребенка: включением легочного дыхания, пищеварения, интенсивного теплообразования.
НОРМАЛЬНОСТЬ (норма) — понятие, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельности; соответствие определенным социальным и культурным ожиданиям. В контексте развития ребенка норма — это то лучшее, что возможно в его возрасте при соответствующих условиях.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — конкретные, целенаправленно создаваемые условия взаимодействия уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими личностями и реальным (объективным) миром, в которых раскрытие и реализация безграничных возможностей ребенка является целью-ценностью.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД — этап развития на стыке двух возрастов; понятие, используемое для подчеркивания специфики развития в процессе завершения одного возрастного этапа и начала другого, при котором возникают определенные сложности во взаимодействии личности с окружающими людьми и миром.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ период жизни от 10 до 15 лет, являющийся переходом от детства к взрослости.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - прикладная область психологии, направленная на изучение неблагоприятных факторов отклоняющегося поведения личности с целью их своевременного предупреждения.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ – прикладная область психологии, занимающаяся изучением закономерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности, с целью создания возможностей своевременного предупреждения неблагоприятных тенденций в ее развитии.
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (моделирование) — одно из современных понятий педагогики и психологии. В самом общем смысле это понятие означает специальную работу по созданию образовательных сред, которые понимаются как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
ПСИХОГИГИЕНА — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по охране и укреплению нервно-психического здоровья людей.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — вид психологической помощи, направленный на преодоление отклонений в психическом развитии.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — системообразующий вид профессиональной деятельности практического психолога образования, позволяющий обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
РАЗВИТИЕ — универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — закономерное преобразование во времени количественного, качественного и структурного изменения психических качеств индивида.
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - одна из разновидностей деятельности специалиста, направленная на решение задач, которые, с одной стороны, заданы требованиями общества, а с другой — соответствуют потребностям человека.
СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) - особенно восприимчивый, чувствительный.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (СЕНСИТИВНОСТЬ) личностная или характерологическая особенность, заключающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД (возраст) - 1) этап оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности; 2) этап онтогенетического развития, при котором личность особенно чувствительна к определенного рода воздействиям.
СИТУАЦИЯ — конкретное соотношение предпосылок и условий развития, преобразуемых в систему реальных связей и отношений между соучастниками в событийной общности.
СОЗРЕВАНИЕ — генетически запрограммированный процесс, определяющий этапы развития организма до зрелого состояния.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - сложившееся в основных чертах к началу каждого-то возраста своеобразное, неповторимое отношение между личностью и окружающей ее действительностью, отраженное в переживаниях человека и реализуемое в его совместной деятельности с другими людьми. Такое отношение обусловливает и динамику психического развития личности на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
|
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ранний юношеский возраст) — возраст обучения учащихся в старших классах школы. В современной отечественной школе — 15-17 лет (X-XI классы).
СУБЪЕКТ — человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания.
УСЛОВИЯ — то, от чего зависит характер, содержание и направление развития субъективности человека; в психологической антропологии в качестве условий полагаются доминирующие культурные и духовные факторы.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. История становления и современное состояние науки о здоровье
2. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры
3. Определение психологии здоровья и задачи исследования
4. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками
5. Психологические факторы здоровья
6. Значение здоровья и подходы к его определению
7. Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни
8. Критерии психического и социального здоровья
9. Понятие физическое здоровье. Факторы физического здоровья
10. Адаптационные резервы организма
11. Двигательная активность и физическое здоровье
12. Оценка и самооценка физического здоровья
13. Понятие и основные составляющие психологической устойчивости личности
14. Общее представление о психологической устойчивости личности
15. Составляющие психологической устойчивости личности
16. Вера как опора психологической устойчивости личности
17. Психологическая устойчивость и религиозная ориентация личности
18. Доминанты активности как опоры психологической устойчивости личности
19. Психологическая устойчивость как сопротивляемость личности
20. Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости личности
21. Психологические типы как формы психического здоровья
22. Акцентуации личности и психическое здоровье
23. Здоровье как социальный феномен
24. Роль здоровья в социальной структуре
25. Здоровье в территориальных общностях
26. Здоровье и социальные организации
27. Социальные изменения и здоровье общества
28. Система здравоохранения как институт социального контроля
29. Тенденции в здоровье мужчин и женщин
30. Гендерные предубеждения специалистов
31. Психическое здоровье и образ жизни
32. Основы рационального питания и психическое здоровье
33. Личная гигиена и здоровье
34. Двигательная активность и здоровье
35. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему психологии здоровья
36. Педагогика здоровья как результат интеграции педагогики с медициной
37. Специфические черты здоровья. Антропологичность. Интегральность. Личностно-ориентированная направленность. Гуманистичность
38. Проблемы здоровья детей
39. Основные показатели физического развития подростков и их изменения
40. Здоровьесберегающие технологии в учреждениях образования
41. Здоровьесберегающие технологии в перинатальной психологии
42. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет
43. Внутренняя картина здоровья детей и подростков
44. Психологическое здоровье детей и подростков
45. Психологическое здоровье студентов
46. Психология профессионального здоровья
47. Работоспособность как критерий профессионального здоровья
48. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека
49. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления
50. Психология старения и долголетие
51. Отношение личности к здоровью
52. Психологические основы сексуального здоровья
53. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа
54. Профилактика ранней алкоголизации, наркоманий и токсикоманий
55. Методы позитивного воздействия в предупреждении вредных привычек и формировании здорового образа жизни
56. Психологические приемы отказа от курения как фактор здорового образа жизни
57. Негативная установка на употребление алкоголя как фактор здорового образа жизни
58. Концепции и виды психической саморегуляции и здоровье
59. Категория психологической защиты. Защитные механизмы.
60. Развитие теории психологической защиты в трудах А. Фрейд, К. Хорни и др.
61. Развитие теории психологической защиты в России
62. Психопрофилактические задачи охраны и укрепления здоровья и их решение
63. Психотерапия и здоровье
64. Реабилитация, ее принципы, проблемы и их решение
65. Мониторинг населения и выявление групп повышенного риска
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Изучение дисциплины "Психология здоровья" происходит в специализированных аудиториях, которые оснащены следующими мультимедийными средствами: компьютерами, проектором, ноутбуком, интерактивной доской, интерактивной указкой и т.д.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030401 Клиническая психология.
Автор (ы)
профессор Петрова Н.Ф.
доцент Есаян М.Л.
Рецензент (ы)
профессор Белых Т.В.
Программа одобрена на заседании кафедры клинической психологии
(наименование)
(протокол № 1 от «31» августа 2011 г.)
Заведующий кафедрой клинической психологии О.А. Ахвердова
(наименование) (И.О. Фамилия)
[1] Eliot R. 5. From Stress to Strength. N.Y., 1993.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!