Краткий словарь основных понятий — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Краткий словарь основных понятий

2018-01-14 222
Краткий словарь основных понятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

АДАПТАЦИЯ - приспособление к условиям среды.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сочетание свойств образовательной среды и внутренних возможностей человека, которые обеспечивают состояние психологического благополучия.

 

БЛАГОПОЛУЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - системное каче­ство человека, проявляющееся в переживании содержательной наполненности и ценности жизни.

 

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ – понятие, отражающее с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию

 

ВОЗРАСТ — категория психологии развития, обозначающая отдель­ные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, пе­риоды, стадии, фазы).

 

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - характеристика психичес­кого развития, определяющаяся конкретно-историческими усло­виями, характером воспитания, особенностями деятельности и общения.

ВОЗРАСТНОЙ НОРМАТИВ — понятие психологии и педагоги­ки развития, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельно­сти, при котором могут реализоваться высшие возможности че­ловека на данном возрастном интервале. Возрастной норматив — это не то среднее, что есть при сложившемся образе жизни лю­дей, а то лучшее, что возможно при организации соответствую­щих условий их жизнедеятельности.

 

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (школьная зре­лость) — совокупность морфо-физиологнческих и психологи­ческих особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, орга­низованному школьному обучению.

 

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сформиро­ванное^ у ребенка 6-7 лет определенных психологических ново­образований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу, достаточно раз­витый фонематический слух и др.

 

ДЕВИАНТПОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система поступков человека, противоречащих общепризнанным в обществе моральным, эти­ческим и правовым нормам поведения.

ДИСПОЗИЦИЯ — готовность, предрасположенность субъекта к по­веденческому акту, действию, поступку, их последовательности.

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического развития, нахо­дящийся между ранним и младшим школьным возрастом. В совре­менной отечественной периодизации развития — от 3 до 6-7 лет.

 

ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — внутреннее состояние человека, обеспечивающее ему адекватную действительности регуляцию поведения; внутреннее образование человека, имеющее сложное, поуровневое строение, в качестве которых выступают: уровень личностно-смысловой (личностного здоровья); уровень индиви- дуально-психологического здоровья; уровень психофизиологи­ческого здоровья (Братусь Б. С.).

 

ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - динамическое состояние субъективного, внутреннего благополучия (внутренней согласо­ванности) личности, к которому она стремится на любом этапе своего развития, составляющее ее сущность и позволяющее ей свободно (без внутренних препятствий) актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности.

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - одна из важнейших характеристик процесса развития, которая проявля­ется в разнице между тем уровнем, которого ребенок еще не мо­жет достичь самостоятельно, и тем, которого он достигает с помо­щью взрослого.

 

ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА (Л. С. Выготский) — понятие, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеа­лов, выработанных совокупным опытом человечества и содержа­щих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения.

 

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ — исправление отклонений в разви­тии, проявляющихся в несовершенстве некоторых психических свойств и качеств личности.

 

КРИЗИС — резкий, крутой перелом в течении какого-либо процес­са, меняющий его форму, направление, механизм реализации.

 

КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – понятие, с помощью которо­го обозначается состояние личности, переживающей «исчерпан­ность моделей поведения», неудовлетворенность собой, неспособ­ность адаптироваться к изменениям обстоятельств жизни и т. п.

 

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — особые, относительно непродолжи­тельные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризу­ющиеся резкими психологическими изменениями. Такие кризисы являются нормативными процессами, необходимыми для опти­мального поступательного развития личности.

 

КРИЗИС РАЗВИТИЯ — возрастно-нормативный перелом в раз­витии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы событийности с другими людьми и с освоением новых, собственных способностей. Проявляется в том, что, открывая для себя новую идеальную форму, ребенок в старых, привычных си­туациях пытается действовать по ее логике, тем самым провоци­руя конфликты. Разрешается через адекватное соотношение иде­альной и реальной форм.

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛО­ГИИ — теоретический подход, созданный Л. С. Выготским и осно­ванный на положении о том, что знаки являются не только замести­телями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека, психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими.

 

ЛИЧНОСТЬ — человек как субъект социокультурных условий жизни.

 

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни ребенка от рожде­ния до одного года; условно подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие жизни и второе полугодие жизни.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ-возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I — III (IV) классах современной отече­ственной начальной школы. В других странах этот возраст соот­ветствует принятым там системам образования

НОВООБРАЗОВАНИЯ — понятие, введенное в психологию Л. С. Выготским, которое позволяло понять качественное отли­чие одного возрастного этапа от другого. При определении дан­ного понятия Л. С. Выготский подчеркивал, что личность ре­бенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и по законам изменения этого целого определяется движение каж­дой его части. Новообразование становится ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе.

 

НОВОРОЖДЕННОСТЬ — первые три-четыре недели жизни ре­бенка. Переход к внеутробному существованию сопровождается рядом важных изменений в жизнедеятельности организма ребен­ка: включением легочного дыхания, пищеварения, интенсивного теплообразования.

 

НОРМАЛЬНОСТЬ (норма) — понятие, обозначающее оптималь­ный образ жизнедеятельности; соответствие определенным со­циальным и культурным ожиданиям. В контексте развития ре­бенка норма — это то лучшее, что возможно в его возрасте при соответствующих условиях.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — конкретные, целенаправленно создаваемые условия взаимодействия уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими лич­ностями и реальным (объективным) миром, в которых раскры­тие и реализация безграничных возможностей ребенка является целью-ценностью.

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД — этап развития на стыке двух возрас­тов; понятие, используемое для подчеркивания специфики раз­вития в процессе завершения одного возрастного этапа и начала другого, при котором возникают определенные сложности во вза­имодействии личности с окружающими людьми и миром.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ период жизни от 10 до 15 лет, являющийся переходом от детства к взрослости.

 

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - прикладная область психо­логии, направленная на изучение неблагоприятных факторов от­клоняющегося поведения личности с целью их своевременного предупреждения.

 

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ – прикладная область психологии, занимающаяся изучением зако­номерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности, с целью создания возмож­ностей своевременного предупреждения неблагоприятных тен­денций в ее развитии.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (моделирование) — одно из современных по­нятий педагогики и психологии. В самом общем смысле это поня­тие означает специальную работу по созданию образовательных сред, которые понимаются как система влияний и условий форми­рования личности по заданному образцу, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предмет­ном окружении.

 

ПСИХОГИГИЕНА — часть общей гигиены, разрабатывающая ме­роприятия по охране и укреплению нервно-психического здоро­вья людей.

 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — вид психологической помощи, направлен­ный на преодоление отклонений в психическом развитии.

 

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — системообразующий вид профес­сиональной деятельности практического психолога образования, позволяющий обеспечить сохранение и укрепление психологи­ческого здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

 

РАЗВИТИЕ — универсальное свойство материи и сознания, про­являющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое ка­чественное состояние объекта — его состава или структуры.

 

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — закономерное преобразование во времени количественного, качественного и структурного измене­ния психических качеств индивида.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - одна из разновидностей деятельно­сти специалиста, направленная на решение задач, которые, с од­ной стороны, заданы требованиями общества, а с другой — соот­ветствуют потребностям человека.

 

СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) - особенно восприимчи­вый, чувствительный.

 

СЕНЗИТИВНОСТЬ (СЕНСИТИВНОСТЬ) личностная или характерологическая особенность, заключающаяся в повышен­ной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе.

 

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД (возраст) - 1) этап оптимальных воз­можностей для развития какой-либо стороны психической деятель­ности; 2) этап онтогенетического развития, при котором личность особенно чувствительна к определенного рода воздействиям.

СИТУАЦИЯ — конкретное соотношение предпосылок и условий развития, преобразуемых в систему реальных связей и отноше­ний между соучастниками в событийной общности.

 

СОЗРЕВАНИЕ — генетически запрограммированный процесс, оп­ределяющий этапы развития организма до зрелого состояния.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - сложившееся в основных чертах к началу каждого-то возраста свое­образное, неповторимое отношение между личностью и окружаю­щей ее действительностью, отраженное в переживаниях человека и реализуемое в его совместной деятельности с другими людьми. Такое отношение обусловливает и динамику психического разви­тия личности на протяжении соответствующего возрастного пери­ода, и новые, качественно своеобразные психологические образо­вания, возникающие к его концу.

 

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ранний юношеский воз­раст) — возраст обучения учащихся в старших классах школы. В современной отечественной школе — 15-17 лет (X-XI классы).

 

СУБЪЕКТ — человек как носитель (инициатор, распорядитель, тво­рец) предметно-практической деятельности и познания.

УСЛОВИЯ — то, от чего зависит характер, содержание и направле­ние развития субъективности человека; в психологической ант­ропологии в качестве условий полагаются доминирующие куль­турные и духовные факторы.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. История становления и современное состояние науки о здоровье

2. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры

3. Определение психологии здоровья и задачи исследования

4. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками

5. Психологические факторы здоровья

6. Значение здоровья и подходы к его определению

7. Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни

8. Критерии психического и социального здоровья

9. Понятие физическое здоровье. Факторы физического здоровья

10. Адаптационные резервы организма

11. Двигательная активность и физическое здоровье

12. Оценка и самооценка физического здоровья

13. Понятие и основные составляющие психологической устойчивости личности

14. Общее представление о психологической устойчивости личности

15. Составляющие психологической устойчивости личности

16. Вера как опора психологической устойчивости личности

17. Психологическая устойчивость и религиозная ориентация личности

18. Доминанты активности как опоры психологической устойчивости личности

19. Психологическая устойчивость как сопротивляемость личности

20. Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости личности

21. Психологические типы как формы психического здоровья

22. Акцентуации личности и психическое здоровье

23. Здоровье как социальный феномен

24. Роль здоровья в социальной структуре

25. Здоровье в территориальных общностях

26. Здоровье и социальные организации

27. Социальные изменения и здоровье общества

28. Система здравоохранения как институт социального контроля

29. Тенденции в здоровье мужчин и женщин

30. Гендерные предубеждения специалистов

31. Психическое здоровье и образ жизни

32. Основы рационального питания и психическое здоровье

33. Личная гигиена и здоровье

34. Двигательная активность и здоровье

35. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему психологии здоровья

36. Педагогика здоровья как результат интеграции педагогики с медициной

37. Специфические черты здоровья. Антропологичность. Интегральность. Личностно-ориентированная направленность. Гуманистичность

38. Проблемы здоровья детей

39. Основные показатели физического развития подростков и их изменения

40. Здоровьесберегающие технологии в учреждениях образования

41. Здоровьесберегающие технологии в перинатальной психологии

42. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет

43. Внутренняя картина здоровья детей и подростков

44. Психологическое здоровье детей и подростков

45. Психологическое здоровье студентов

46. Психология профессионального здоровья

47. Работоспособность как критерий профессионального здоровья

48. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека

49. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления

50. Психология старения и долголетие

51. Отношение личности к здоровью

52. Психологические основы сексуального здоровья

53. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа

54. Профилактика ранней алкоголизации, наркоманий и токсикоманий

55. Методы позитивного воздействия в предупреждении вредных привычек и формировании здорового образа жизни

56. Психологические приемы отказа от курения как фактор здорового образа жизни

57. Негативная установка на употребление алкоголя как фактор здорового образа жизни

58. Концепции и виды психической саморегуляции и здоровье

59. Категория психологической защиты. Защитные механизмы.

60. Развитие теории психологической защиты в трудах А. Фрейд, К. Хорни и др.

61. Развитие теории психологической защиты в России

62. Психопрофилактические задачи охраны и укрепления здоровья и их решение

63. Психотерапия и здоровье

64. Реабилитация, ее принципы, проблемы и их решение

65. Мониторинг населения и выявление групп повышенного риска

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Изучение дисциплины "Психология здоровья" происходит в специализированных аудиториях, которые оснащены следующими мультимедийными средствами: компьютерами, проектором, ноутбуком, интерактивной доской, интерактивной указкой и т.д.

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030401 Клиническая психология.

 

Автор (ы)

профессор Петрова Н.Ф.

доцент Есаян М.Л.

Рецензент (ы)

профессор Белых Т.В.

 

Программа одобрена на заседании кафедры клинической психологии

(наименование)

(протокол № 1 от «31» августа 2011 г.)

 

Заведующий кафедрой клинической психологии О.А. Ахвердова

(наименование) (И.О. Фамилия)

 

 

 


[1] Eliot R. 5. From Stress to Strength. N.Y., 1993.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.