Гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка.

2018-01-13 586
Гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием ему негативных черт личности.

Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель казалось бы заинтересован в ребенке, но обычно удовлетворяются лишь витальные потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Может быть скрытое эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм – рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, т.к. не выполняет какие-то обязательства, и потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности. Родитель стремится удовлетворить любые желания ребенка; дети, как правило, избалованные, но в отличие от с гиперпротекции, лишенные родительской любви. Родитель стремится всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками. Например, отправляет ребенка на все лето в дорогой престижный лагерь. Холодность и отстраненность по отношению к ребенку. Избегание физического контакта. Родитель стремится оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь – за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителя в связи со здоровьем ребенка, или страх, что с ребенком что-то произойдет.

Гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой и завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Здесь присутствуют только поощрения, но так как они не связаны с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение.

Доминирующая гиперпротекция. Может иметь в основе как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания обуславливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребенка. Попытка родителя структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Вариант доминирующей гиперпротекции достаточно распространен в нашей культуре. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.

Компенсаторная гиперопека по сути может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека: переход от гипер- к гипоопеке, которая принимает скрытые формы.

Противоречивое воспитание.

Противоречивое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания; сменой образцов воспитания; возникнуть в связи с взрослением ребенка и воспитательной неуверенностью родителя, а также в связи с нормативными и ненормативными кризисами семьи. Например, в связи с рождением в семье еще одного ребенка; разводом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, сочетающаяся с жесткими санкциями, то такой тип воспитания может стать основой для невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических проблем, высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы)

Жестокое обращение с ребенком: начиная от жестоких физических наказаний, и заканчивая отсутствием эмоционального принятия.

Воспитание в культе болезни представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующегося навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному способствует осознанию своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.

Значительный интерес представляют также выделенные А.Я.Варга неадекватные типы материнского отношения.

1.Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывается роль супруга. Отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в неполной, так и в полной семье. В полной – в случае коалиции мать-сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец – дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, так как отец не претендует на исключительность внимания дочери.

2. Симбиотическая связь матери с ребенком, характеризующаяся гиперопекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации. Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная черта симбиотической связи – родитель и ребенок в сознании матери не разделены, представляют единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.

3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.

4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребенка, так как может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.

Актуальными вариантами дисгармоний семейного стиля воспитания в современной российской семье следует считать возрастание случаев жестокого обращения с детьми, гипопротекции и противоречивого воспитания.

Увеличение числа разводов - примерно 1/3 всех семей, заключивших брак, распадается. Психологическая "стоимость" переживания развода необыкновенно велика. По стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 - 3 года после развода. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в неполной семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности родительства и воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции (снижение аффективного самопринятия, искажение когнитивного и поведенческого компонента, отрицательная, дисгармоничная и амбивалентная самооценка), нарушения полоролевой идентичности, аффективные нарушения (устойчивая депрессивность, дисфорический фон и настроение, повышенная ситуативная и личностная тревожность, страхи, фобические реакции, низкий порог готовности к формированию неадекватных форм аффективного реагирования и пр.), нарушения общения со сверстниками (отвержение сверстниками, стремление к изоляции, одиночество и пр.), нарушения общения в семье.

Рост числа неофициальных (гражданских браков). За период с 1980-2000 г. количество гражданских браков возросло в 6 раз. 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов (одного или обоих) принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья с детьми, проживающая в гражданском браке, характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности, что провоцирует формирование ненадежного (тревожно-избегающего и амбивалентного) типов привязанности ребенка в раннем возрасте, нарушений в развитии автономии личности, оказывает влияние на общий уровень познавательной активности детей.

Возрастание числа детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе резкое возрастание социального сиротства (при живых родителях). Общее число детей-сирот превышает 500 тыс. Причины социального сиротства – рост случаев лишения родительских прав (около 25% случаев), отказ родителей от ребенка и передача государству своих родительских прав (60%), временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи (15%). В случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей (более 90%) отец и мать страдают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего оказывается обусловленным болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, чаще всего в условиях неполной семьи, отсутствием жилищных условий. Возрастает число беспризорных детей. Так, недостаточно продуманная система приватизации жилья привела к резкому увеличению детей-бомжей. Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальных приютов позволяет в определенной мере обеспечить необходимый уровень протекции и социальной адаптации таких детей, однако, ни количество подобных учреждений, ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам этих центров нужно признать недостаточным и неудовлетворительным для обеспечения условий их полноценного психического развития.

Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье, феномен мистификации и искажения образа ребенка является основой возникновения трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашенный персонал (няни, гувернантки).

Вопросы и задания:

1. В современной психологии семьи существуют два взгляда на причины роста дисгармоничности семьи. Первая позиция – институт семьи изживает себя и прекращает свое существование. Вторая – происходит трансформация института семьи. Какую точку зрения Вы разделяете? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Какое влияние на развитие ребенка оказывает (может оказать) развод? Невовлеченность отца в процесс воспитания?

3. Назовите причины искажения типа семейного воспитания.

4. К каким следствиям для личностного развития ребенка может привести воспитание по типу доминирующая гиперпротекция? Потворствование?

5. Назовите основные характеристики гармоничного типа воспитания.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.