Чем отличаются факторы хронического действия от факторов однократного действия? Какие из них представляют большую угрозу для развития ребенка? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Чем отличаются факторы хронического действия от факторов однократного действия? Какие из них представляют большую угрозу для развития ребенка?

2018-01-13 253
Чем отличаются факторы хронического действия от факторов однократного действия? Какие из них представляют большую угрозу для развития ребенка? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 5. Социокультурные факторы формирования антисоциальной направленности личности

Аннотация. В рамках темы рассмотрены основные социокультурные факторы, имеющие значение для формирования антисоциальной направленности. Особое внимание уделено двум кризисам – кризису ценностного единства общества и кризису идентичности общества. Обсуждается связь между социальными кризисами, переживаемыми обществом и тенденцией роста явлений антисоциальной направленности в подростковых и молодежных группах.

 

К социокультурным факторам риска относят: общее состояние благополучия общества, уровень материальной обеспеченности, психологическая и моральная атмосфера общества, состояние науки, культуры, распространенность в обществе таких явлений как правонарушения, интолерантность, этническая неприязнь и пр.

В настоящее время российское общество переживает ценностный кризис, связанный с деформацией системы норм, установок и ценностей как следствие утраты идентичности и критериев адекватной оценки социокультурной действительности; противоречивое сочетание процессов глобализации и роста национального самосознания, нередко принимающего форму шовинизма и ксенофобии, отказа от национальных и культурно-исторических традиций; агрессивное проникновение в общественное сознание шаблонов “массовой культуры”; бурный рост стереотипов и новых форм мифологического сознания, деструктивных элементов религиозных верований и культовых организаций; неадекватное отношение общества и государства к месту и роли таких традиционных социокультурных институтов социализации как образование, наука, воспитание, искусство.

Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы на постсоветском пространстве в качестве одного из следствий имеют широкое распространение явления кризиса социальной – гражданской, национальной и личностной идентичности, приводящей к разрушению целостности и интегрированности личности. Прямым следствием кризиса идентичности является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и делинквентного поведения, межэтнической напряженности, высокой степени конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей, как в популяции взрослого населения, так и подрастающего поколения, особенно ярко проявляющегося в подростковой и юношеской группах.

Общая нестабильность общества, его поляризация и многоукладность в период радикальных социальных преобразований порождает ряд новых социальных явлений:

  • неустойчивость общественного мнения, выражающего позиции разных социальных групп;
  • большое количество массовых социальных движений с радикальными векторами;

как результат — возникновение внутри этих групп и движений «групп риска» с тенденциями к экстремизму

В молодежной среде возникло и резко усилилось за последние десятилетия явление социального эскапизма – ухода (выхода) молодого человека за пределы традиционных институтов социализации, соответственно в область интересов, увлечений и жизнедеятельности, не контролируемых обществом. Эскапизм как бегство от реальности в мир иллюзорный, заменяющий юноше реальную жизнь, деятельность, общение получил широкое распространение в современном российском обществе.

Особенности макро- и микросоциальной ситуации развития ребенка в современном российском обществе приводят к резкому возрастанию вариантов неблагополучного развития детей. Изменения макросоциальной ситуации развития находят отражение, в первую очередь в понятии кризиса детства – «сбой» институтов социализации – образовательной системы - в обеспечении условий гармоничного развития личности как приоритетной цели обеспечения государственной и общественной безопасности (В.И.Слободчиков, А.Л.Венгер, Б.Д.Эльконин).. Проблема неопределенности правового статуса детей, несоответствие нормативно-правовой базы в отношении охраны детства и соблюдения прав ребенка в соответствии с Международными документами – Конвенцией о правах ребенка придают особую актуальность решению задач развития ювенального права в современной России.

СМИ – чрезвычайно важный институт социализации, играющий существенную роль в формировании ценностно-смысловых структур сознания человека и социально-критического мышления, формирования гражданской идентичности и гражданской позиции личности. Именно СМИ часто становятся причиной нарушения социального развития личности и генезиса явлений девиантного и делинквентного поведения.

Последнее достижение научно-технического прогресса общества - Интернет-технологии далеко не однозначны. Открывая практически почти неограниченные возможности получения информации, они в той же степени могут служить распространению дезинформации. Обеспечивая невиданные ранее возможности общения между людьми, они нередко оказываются средством создания иллюзии общения. Удовлетворяя естественную потребность человека в общении в особом виртуальном пространстве, Интернет коммуникации вытесняют и ограничивают традиционные формы общения, приводя к вымыванию эмоционально-насыщенных личностно-ориентированных форм общения, порождая чувство одиночество, враждебности, утраты базового доверия к миру. Возникающий коммуникативный дефицит в свою очередь компенсируется современными коммуникативными технологиями, еще более усиливающими чувство изоляции и диффузии идентичности, порождают феномен толпы как неструктурированного разрозненного общественного образования.

Подростковый возраст является важнейшим этапом личностного самоопределения, осознания себя, формирования ценностного мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов. Значительные трудности, с которыми сталкиваются российские подростки при решении задач личностного самоопределения, включая обретение гражданской идентичности, обусловлены противоречивыми тенденциями развития современного российского общества. Практически все исследователи, разрабатывающие понятие идентичности сходятся в том, что формирование идентичности человека невозможно рассматривать вне того социального контекста, в котором он развивается. Принципиально новые условия жизни, задающие новые экономические, политические и социальные координаты, кардинальным образом изменили представления о гражданском, профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Современное общество предлагает молодому человеку широкий спектр альтернатив для осуществления личностных выборов, определяющих формирование эго-идентичности, но осуществить эти выборы, сегодня сложно как никогда. Годы социального, политического и экономического кризисов, переживаемых Россией, привели к размыванию ориентиров, необходимых для самоопределения. Сегодня, когда нередко говорят об утрате идентичности уже всем нашим обществом в целом, а критерии оценок и выборов смутны и порой противоречивы, проблема поиска, порой мучительного, собственной идентичности необыкновенно остро стоит перед современным подростком. Проблема личностного самоопределения очень остро стоит для современных юношей и девушек в условиях, когда современное общество характеризуется «ценностно-нормативной неопределенностью.

Информационная безопасность – есть состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; безопасность информационного обеспечения жизненно-важных интересов личности Другими словами, защита тех интересов, которые обеспечивают прогрессивное развитие человека (Тер-Акопов А.А., 1998). Нарушение информационной безопасности может возникнуть в 2 случаях – 1) в случае негативного информационного воздействия; 2) в случае отсутствия необходимой информации. Основными способами обеспечения информационной безопасности являются – обеспечение достоверности информации, передаваемой СМИ.

Необходимо создание психологических ресурсов обеспечения информационной безопасности детей и подростков наряду с правовыми актами. Формирование социально-критического мышления является мощным средством профилактики и предупреждения деструктивного развития гражданской идентичности и образа России. Такие международные организации как Совет Европы и ЮНЕСКО ставят как актуальную задачу просвещения и образования детей и подростков в области СМИ. Поскольку СМИ становятся конкурирующим институтом социализации детей, подростков, молодежи, необходимо формировать известную компетентность в сфере СМИ. Родители и школа все меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ. Выдвигается идея создания системы медиаобразования как особого социального приоритета, направленного на то, чтобы обеспечить необходимый уровень культуры пользования информационными и другими возможностями СМИ, сделать детей активными сознательными пользователями СМИ. От тезиса – защитить детей от СМИ произошел поворот к идее развитие компетентности в СМИ. В настоящее время разработаны программы медиаобразования детей и подростков, позволяющие обеспечить формирование критического творческого отношения к информационному пространству СМИ (Ясурский Я.Н, Вартанова Е.Л., 2001).

Вопросы: 1. В каких явлениях социальной дезадаптации подрастающего поколения находит отражение кризис, переживаемый обществом?

2. Конкретизируйте требование информационной безопасности в форме системы требований общества к функционированию СМИ.

3. В чем состоит кризис утраты идентичности общества?

4. Сформулируйте основные задачи просвещения детей и подростков в отношении пользования СМИ.

Тема 6. Система общего образования. Школа.

Аннотация. Обсуждается состояние современной образовательной системы, выступающей как фактор риска формирования асоциальной и антисоциальной направленности учащихся. Рассматривается факт «выпадения» значительной группы детей и подростков из-под контроля традиционного института социализации. На примере школьной дезадаптации выделены неблагоприятные тенденции и проблемы образования. Обсуждаются задачи модернизации общего среднего образования. Проанализированы возможные причины хронической школьной неуспешности, низкой мотивации учения и лени как синдромов, выступающих фактором риска школьной дезадаптации.

 

Рост числа детей, не посещающих детские образовательные учреждения, свидетельствует о том, что значительная часть детей оказываются вне института социализации и системы социального контроля. Следствиями является поляризация детского и подросткового населения по уровню психического, в первую очередь умственного, развития, обусловленная серьезными различиями в системе воспитания и обучения, недостаточностью контроля за ходом психического развития детей. Одним из ярких проявлений такого положения является значительные различия между детьми по показателям психологической готовности к школе, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода к организации обучения детей в начальной школе.

Другая тенденция – разрыв целостности образовательной вертикали от дошкольного к школьному и профессиональному специальному образованию. Разрыв средней и высшей школы приводит к падению престижа школьного образования и низкой мотивационной направленности учащихся.

Можно указать на ряд обстоятельств, обуславливающих актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества.

- скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, необходимого для совершенствования технологий, возрастание уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки ставит задачу создания системы мобильной системы непрерывного образования, требующей перестройки, в том числе и системы начального образования;

- цели образования все в большей степени сводятся к утилитарному толкованию и рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями, в то время как социальный и ценностно-смысловой аспект образования, задачи развития личности остаются вне должного внимания образовательных учреждений;

- внедрение достижений концепции развивающего обучения на основе пересмотра содержания и методов обучения, развиваемые в трудах Д.Б.Эльконина, В.В Давыдова, П.Я.Гальперина, к настоящему моменту, к сожалению, не привело к модернизации всей системы начального образования, а остается только «изолированным островком» в общем образовательном процессе, что обуславливает необходимость поиска новых форм и путей внедрения идей развивающего обучения в школу;

- усложнение содержания учебного материала школьного образования приводит к тому, что редко кто из учащихся начальной школы, а затем и средней школы, учится сам, без помощи родителей, нередко фактически перекладывая функцию ориентировки, планирования, решения задач на родителей и сохраняя за собой лишь роль «исполнителя». Результатом такого положения дел становится несформированность у ребенка умения учиться и организовывать свою учебную деятельность;

- перегруженность учащихся начальной школы, составляющая фактор риска соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей требует снижения учебной нагрузки без ущерба для качества образования;

- принципиальное расширение форм социализации и воспитания ребенка, включающее различные виды СМИ, конфессиональное воспитание делают необходимым совершенствование системы школьного образования для сохранения и упрочения его ведущей роли в образовательно-воспитательном процессе.

Возрастание количества детей с низким уровнем психологической адаптации к школе, а также с явлениями дезадаптации, низкой школьной мотивации свидетельствует о том, что школа не выполняет сегодня ценностно-ориентирующей функции. Причины выходят за пределы собственно школьно-образовательного контекста, включая низкий престиж высшего образования, научно-технологический уровень экономики страны, идеологический кризис и др.

Школьная дезадаптация – неприспособленность к школе, находящая отражение в низкой успеваемости и школьной успешности, несформированности учебной деятельности, прежде всего учебно-познавательных мотивов; нарушении ребенком правил и норм школьной жизни, высокой школьной тревожности и страхах, трудностях коммуникации с педагогами, администрацией и сверстниками, включая отвержение сверстниками, низкий уровень произвольности и организованности поведения и деятельности. Число детей с трудностями школьной адаптации в первом классе колеблется в диапазоне от 20% до 50% учащихся в классе.

Плохая успеваемость и низкий уровень школьных академических успехов может наблюдаться как при сохранности интеллекта, так и при умственной недостаточности. В основе плохой успеваемости могут лежать следующие причины:

1. Синдром хронической неуспешности – сочетание плохой успеваемости, интеллектуального неблагополучия на фоне интеллектуальной сохранности и высокого уровня тревожности, приводящего к дезорганизации деятельности. Третья составляющая синдрома – высокая личностная конформность детей – установка на исполнительность, послушание. Важной причиной формирования синдрома является завышенный уровень ожиданий родителей и феномен делегирования.

2. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-психологическая запущенность.

3. Нарушения в формировании психических функций и познавательных процессов (логического, наглядно-образного мышления, произвольной и непроизвольной памяти, внимания, речи, двигательные нарушения); дисгармония и асинхрония в развитии умственных функций.

4. Школьная тревожность – распад и дезорганизация учебной деятельности в ситуациях «социальной оценки» при высоком уровне усвоения учебного материала. Причины – нарушение общения и сотрудничества с учителем, высокие требования и ожидания со стороны родителей в отношении успехов ребенка в учебной деятельности.

5. Психофизический инфантилизм – сохранение психологического возраста «дошкольника» в младшем школьном возрасте. Несформированность мотивов учебной деятельности, предпочтение дошкольных видов деятельности и поведения.

6. Синдром «ухода от деятельности» - сниженная успеваемость, мягкая демонстративность, обусловленная фрустрацией потребности во внимании, и невысокая тревожность. Характеризуется «застреванием» ребенка на игре и перевод ее в план воображения. Не приводит к дезорганизации деятельности. Склонность к фантазированию часто приводит к явлениям детской лжи.

7. Нарушения формирования школьных навыков чтения, письма, счета (дизлексия, дизграфия, дискалькулия).

Лень ленивое, вялое, заторможенное поведение ребенка. В основе лени могут быть следующие причины:

1. Нарушения мотивационной сферы. Могут проявляться в двух формах – в форме снижения познавательных мотивов и в форме преобладания мотивации избегания неуспеха.

2. Общая замедленность темпа деятельности. Необходимо отличать от мотивационных «уходов» и от защитного торможения, носящего ситуативный характер. Дифференцирующий признак – ситуативность замедленности деятельности, зачастую связанной с аффективным очагом.

3. Сниженная энергетика, астеничность, приводящая к защитному охранительному торможению.

4. Высокая тревога как проявление глобальной неуверенности в себе.

5. Нарушение отношений с учителем распознается благодаря высокой избирательности проявления лени во взаимодействии с конкретным учителем или другим взрослым.

Лень как проявление гедонизма и недостаточной сформированности ценностно-мотивационной сферы, социальных мотивов, в том числе мотива социального долга.

Спектр распро­страненных психологических проблем школьников чрезвычай­но широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося по­ведения и др. В совокупности с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоровьем эти причины приводят к тому, что 30% детей практически не справляются с усвоением большей части программного материала, а еще 40% испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы. Другими школьными проблемами, выступающими факторами риска формирования дезадаптации девиантного поведения являются не сложившиеся (конфликтные, изолированные и др.) отношения со сверстникам, дискриминация в школе на уровне педагог-ученик и напряженные взаимоотношения с учителями.Одной из причин здесь выступает авторитарный стиль руководства и педагогического общения, реализуемый в значительном числе школ. Переживание хронической неуспешности в школе побуждает учащегося к реализации компенсаторных форм поведения, в том числе асоциальной направленности.

Вопросы:

1. Назовите основные причины расширения явления школьной дезадаптации в современной российской школе.

2. В чем заключаются основные причины неупеваемости школьников?

3. Охарактеризуйте психологическое содержание феномена «лени».

Задания:

1. По материалам публикаций в СМИ и Интернете сделайте подборку материалов, свидетельствующих о необходимости оптимизации системы среднего общего образования. Сформулируйте задачи оптимизации образовательного процесса.

2. Почему современные школьники не хотят учиться? Каковы причины падения школьной мотивации? (обсуждение в формате Круглого стола).

 

Тема 7. Семья как фактор риска формирования асоциальной и

антисоциальной направленности

Аннотация. Рассмотрены типы и причины роста дисфункциональности и дисгармоничности семей. Обсуждены причины и следствия низкой вовлеченности отца в процесс воспитания детей. Описаны типы дисгармоничного воспитания (потворствующая и доминирующая гиперпротекция, непоследовательное воспитание, жестокое обращение, воспитание в культе болезни, воспитание по типу повышенной моральной ответственности) и причины их генезиса. Рассмотрены типы отношений в диаде «мать – сын». Проанализированы следствия других тенденций развития российской семьи – рост числа гражданских браков, разводов, тенденции замещения родительского ухода воспитанием няней и общественным воспитанием.

Неблагоприятные тенденции развития семьи и ухудшение микросоциальной (семейной) среды, определяющей социальную ситуацию развития ребенка являются значимым фактором риска формирования антисоциальной направленности во всех возрастных группах.

Общее ухудшение психологической атмосферы и рост дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей, обусловленные социально-экономическими трудностями, нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, трудности профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившейся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами.

Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и, как следствие увеличение удельного веса однодетных семей, что приводит к трудностям личностного роста и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

Неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденцией все более активного включения отца в процесс воспитания еще на этапе раннего детства ребенка и оптимизации системы эмоциональных отношений и кооперации ребенка с отцом, столь же ярко выступает тенденция дистанцирования отца от проблем воспитания, низкой эмоциональной вовлеченности, ориентации отца на родительство как значимый момент достижения личностной идентичности и психологической зрелости. В связи с миграцией населения в связи с трудоустройством и особенностями профессиональной деятельности наблюдается рост числа функционально неполных семей. Функционально неполная семья - нуклеарная семья, полная по формальному составу, в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие супруга. Функционально неполная семья также должна быть отнесена к группе риска, а психологическая помощь такой семье направлена на разумное планирование функциональных обязанностей и поиск путей гармоничного сочетания самореализации личности в профессиональной деятельности и в семье.

Дисгармоничность системы семейного воспитания является достаточно распространенным симптомом дисфункции современной российской семьи.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.