И антисоциальная направленность личности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

И антисоциальная направленность личности

2018-01-13 317
И антисоциальная направленность личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация. В рамках данной темы обсуждаются базовые для курса понятия - социализация личности, альтернативная социализация, десоциализация, гиперсоциальность. Выделены основные характеристики каждого из указанных вариантов вхождения ребенка в социокультурный мир. Дана краткая характеристика основных институтов социализации. Подчеркивается, что современная социальная ситуация развития ребенка в российском обществе отражает фундаментальные стремительные социальные преобразования и трансформацию общества. Дано определение направленности личности и кратко описаны ее варианты – просоциальная, асоциальная и антисоциальная направленность.

 

Социализация личности – психологическое содержание, условия и факторы эффективности процесса освоения ребенком пространства социальных ролей на различных стадиях онтогенетического развития. Понятие социализации может быть раскрыто в разных значениях: как раскрытие изначальной сущности человека в обществе (экстериоризация), как приобретение сущности в социуме, как адаптация (сопряжение сущностного и общественного), как интериоризация (перенос социального в индивидуальное сознание личности).

Социализация выступает в трех основных формах: 1)как переход в процессе психического развития ребенка от одной формы социальности к другой форме социальности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин); 2)как динамика форм сотрудничества ребенка с окружающими людьми как процесс вхождения ребенка в новые социальные группы вследствие изменения социальной ситуации развития; 3)как генезис и развитие способности ребенка к социально-нормативной саморегуляции на основе системы конвенциональных и моральных норм. Здесь социализация связывается со способностью личности строить свое поведение и деятельность на основе социально-заданной системы норм, правил и эталонов. Параметром социализации становится шкала непроизвольность/произвольность (опосредствованность). Основные институты социализации в современном российском обществе – семья, школа, СМИ, конфессиональные институты, группы сверстников.

Социализация как трансляция социальных ценностей оказывается достаточно эффективной в условиях стабильности и устойчивости общества. В периоды социальных кризисов и трансформирования и размывания ценностно-нормативной системы социальных отношений прежние формы социализации оказываются несостоятельными, происходит «сбой» в действии прежних социальных институтов.

Альтернативная социализация – это социализация вне официальных общественных институтов, представляющая собой форму эскапизма - ухода от реальности в мир фантазии, игры, виртуальный мир, мир иллюзий, С развитием Интернета эскапизм приобрел массовый характер. Как правило, в этом случае эскаписты не порывают с обществом, не противостоят ему, не совершают ничего противозаконного, однако такой путь развития можно рассматривать как зону риска генезиса асоциального и антисоциального поведения.

Десоциализация - социальное развитие личности в направлении противостояния и конфронтации с обществом, имеющее негативные следствия и угрозу для общественных устоев и организации. Социальная дезориентация – психологический синдром, складывающийся в дошкольном и младшем школьном возрасте, находящий проявление в асоциальном поведении, причиной которого служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение. В основе социальной дезориентации лежит низкая чувствительность ребенка к социальным нормам и их слабая иерархизация. Гиперсоциальность понимается в двух значениях – 1) как форма поведения, определяемая повышенным уровнем конформности и стремлением к выполнению всех предписанных правил поведения, преимущественно, формальных; 2) как психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и характеризующийся внешне высоко конформным поведением и стремлением к социальному одобрению и успеху. Гиперсоциальность сочетается с высокой включенностью подростка в просоциальные структуры – молодежные организации, просоциальные неформальные группы.

Политическая социализация – адекватное представление о власти и властных отношениях и формирование представлений о своих правах, умение ими пользоваться. Процесс политической социализации: а)процесс активного вхождения в политическую культуру, формирование ценностно-ориентированной гражданской позиции; б) политическая социализация происходит в конкретных социокультурных условиях; в) связана с моральными, ценностными, идеологическими установками (В.С.Собкин).

Роль семьи, образовательных учреждений, Наставников и групп сверстников в процессе социализации детей и подростков. Наставник как значимый другой, «проводник во взрослую жизнь», активно выделяемый субъектом в процессе реального самоопределения (Д.Левинсон).

Понятие просоциальной, асоциальной и антисоциальной направленности личности. Направленность личности как устойчивое доминирование группы просоциальных и антисоциальных мотивов. Направленность как ценностно-смысловая характеристика личности формируется в подростковом возрасте и отражает предварительное самоопределение личности в области мировоззрения.

Понятие социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) как категория, задающая границы пространства социализации. Микро- и макроуровень социальной ситуации развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С.Выготским в его учении о структуре и динамике психологического возраста. Социальная ситуация развития как сущностная характеристика возраста наряду с психологическими новообразованиями сферы сознания и личности составляет структуру психологического возраста. Л.С.Выготский резко возражал против позиции, в которой среда рассматривалась «как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий» (Л.С.Выготский, 2000, с.903). Пониманию среды как фактора развития Л.С.Выготский противопоставил понятие социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (там же, с.903). Такое определение социальной ситуации развития противопоставляется бихевиористскому подходу, в котором среда понимается как стимульная среда, как социальное окружение, как фактор развития. Анализ социальной ситуации развития позволяет выделить “ближайшие” и “далекие” отношения ребенка к обществу. Первый план отношений это отношения “ребенок - общественный взрослый”, где взрослый выступает как представитель социальных требований, норм, и общественных смыслов деятельности. Второй план - отношения “ребенок - близкий взрослый и сверстник”, реализующий индивидуально-личностные отношения.

Исследования условий, влияющих на формирование направленности личности в онтогенезе, часто сосредоточиваются на различных аспектах микросоциальной ситуации развития ребенка, что вполне закономерно и оправданно в стабильные периоды социальной жизни, но оказывается явно недостаточным во времена значительных общественных преобразований. Однако именно такие периоды обнажают подлинную силу влияния особенностей исторической эпохи на своеобразие развития когорты, иначе говоря, зависимость психического развития детей и подростков, в том числе формирования направленности личности, от мощного воздействиямакросоциальных факторов. Последние десятилетия кардинально изменили жизнь большей части населения нашей страны. Начатые в 80-х годах прошлого века процессы перестройки общества открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие в системныйобщественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Глубокие изменения социальной структуры общества (прежде всего социальная дифференциация) и общественно-экономических отношений, дискредитация прежних и внедрение совершенно новых ценностных ориентиров, - эти и многие другие вызовы времени потребовали от людей максимального напряжения сил для адаптации к резко изменившимся условиям. Возникла новая для нашей страны (и весьма немалая по численности) социальная категория людей, не имеющих работу. Люди пережили Естественно, что столь глубокие трансформации в обществе не могли не сказаться на психологическом состоянии людей, не затронутьсемью, как наиболее чутко реагирующую и уязвимую часть социального организма. Именно семья, в том числе дети, во многом приняла на себя груз происходящих в макросоциуме перемен. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия, бесспорно, наиболее тяжелую составляют так называемые социально дезадаптированные, т.е. беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты. К ним примыкают дети с особыми нуждами – дети беженцев и переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и в свою очередь вовлекаемые в преступные занятия.

Современная школа, будучи незаменимым институтом социализации детей, к сожалению, занимает в наше время далеко не последнее место среди источников разнообразных психо­логических проблем, осложняющих развитие ребенка. Неудовлетворительное состояние существующей ны­не системы среднего и специального образования стало предметом широкого общественного обсуждения и всестороннего критического анализа, результатом которого явилось признание необходимости последовательного реформирования содержания и форм школьного обучения.

Вопросы:

1. Сравните определения социализации, выделив их сходство и различия.

2. В чем состоят различия между десоциализацией и альтернативной социализацией?

3. Дайте определение социальной ситуации развития. Что такое макро- и микроуровень социальной ситуации развития?

4. Что такое направленность личности? Какие виды направленности личности выделяют в психологической науке?

5. Каковы особенности социальной ситуации развития современных детей и подростков?

6. Необходима ли модернизация образовательной системы России и, если да, то каковы основные цели, задачи и направления такой модернизации?

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.