Социально-психологические составляющие потребления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социально-психологические составляющие потребления

2018-01-13 224
Социально-психологические составляющие потребления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


СИМВОЛЫ В ПОТРЕБЛЕНИИ

 

В процессе потребления товар представляет собой не только мате-риальный ресурс, которым удовлетворяются базовые потребности, но и символ,которым человек сигнализирует окружающим,кто он по соци-альному статусу и личностным особенностям. Так, потребление выполняет функцию общения, когда потребляются не только объекты, но и идеи от-ношений между людьми.

Покупая все более и более дорогие вещи, человек символизирует свое движение вверх по социальной лестнице86.

 

Многие ученые (Х. Диттмар, Ф. Кадс и др.) сходятся во мнении, что потребление сводится в первую очередь употреблением символов, а не их материальных носителей (атрибутов товара). Под потреблением симво-лов понимается своеобразный процесс коммуникации, посредством кото-рого человек стремится сообщить окружающим какую-то информацию о себе.

Исследования, проводимые в супермаркетах, показывают, что по-требители совершают интуитивные покупки, определяемые символическим значением товара, в 64% случаев всех сделанных покупок87. К рациональ-ному выбору товара можно отнести: очевидное восприятие покупателем преимуществ фирменного товара; убеждение, что за этот товар действи-тельно следует заплатить требуемую сумму денег; понимание его пригод-ности. Символическое отношение покупателя к товару – это эмоциональ-ное, скрытое представление о том, что товар: соответствует образу жизни; выражает его индивидуальность; помогает в упорядочении и структуриро-вании быта.

О.Т. Мельникова (1997), О.Л. Перлина (2002) подчеркивают, что «символическое» отношение требует иного типа изучения и часто больше-го количества времени. Они предлагают использовать для выявления скры-тых, нерациональных причин потребления проективное интервьюирование или внимательное наблюдение за несоответствиями, ошибками, эмоцио-нальными проявлениями.

 

Стороны символического значения вещей (по Чикзентмихали

и Рохберг-Хальтон)88:

 

1. Дифференциация – выделение владельца из группы, обозначение его индивидуальности;

 


86 Энджел и соавт. Поведение потребителей.–СПб., 2000.

87 Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры.–М., 1993.

88 См. в: П.Лунт Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра // Ино-странная психология. – 1997. – №9, С. 8-16.


 


2. Интеграция – вещь символизирует принадлежность владельца к определенной социальной группе.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ

 

В потреблении существуют свои зависимости, также как и алко-гольная, нарко-, и компьютерная зависимость.

Покупательская зависимость, или как говорят американцы,«шоппинг-наркомания», проявляется в постоянном стремлении ходить по магазинам. Она может проявляться в покупках, может – в рассматривании, может – в примеривании. Это не зависит от финансовых ограничений. Р.Элиот выделяет несколько категорий шоппинг-наркоманов. Первая кате-гория – зацикленные на покупке еды в красивых упаковках и страдающие обжорством. Вторая - это "мстительные покупательницы" – прежде всего домохозяйки, чьи мужья успешно продвигаются по служебной лестнице. Комплексуя от недостатка мужского внимания, эти женщины пытаются безрассудной тратой денег напомнить своим супругам о своем существова-нии. Третья группа – "экзистенциальные покупатели": они упиваются соб-ственным вкусом и самоутверждаются посредством покупок.

 

Пищевая зависимость –постоянное стремление есть,жевать,да-же при минимальном чувстве голода. Это связано с нарушениями обмена веществ, стрессами, психологическими страхами.

 

Вещевая зависимость –постоянное стремление носить красивуюодежду. Частным случаем является желание менять одежду несколько раз в день. Причина – подсознательный страх быть некрасивой, желание нра-виться при некотором комплексе неполноценности, которое компенсирует-ся стремлением надеть красивую оболочку. У мужчин проявляется крайне редко.

Косметическая зависимость –зависимость,вытекающая из стра-ха быть ненакрашенной. Вытекает из Я-образа некрасивой женщины и стремления надеть маску из косметики.

Считается, что зависимости присущи в большей степени женщи-нам. В небольшой степени зависимость не наносит человеку вреда, а в не-которых случаях наоборот.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.