Краткая характеристика школьных программ — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Краткая характеристика школьных программ

2018-01-29 714
Краткая характеристика школьных программ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПО МУЗЫКЕ

Перестройка начального образования началась в 1971 г. Тогда же создаются и новые программы по музыке. На 1971/72 учеб­ный год вводятся два варианта программы: для учителей музыки — специалистов и учителей-неспециалистов — и, кроме этого, осо­бый вариант программы для сельских малокомплектных школ. По аналогии с программой 1967 г. в них сохраняются традиционные разделы — пение по слуху и по нотам, слушание музыки и музы­кальная грамота, но снято тематическое построение раздела по слушанию музыки и несколько сокращен репертуар. Составители программы подчеркивают: «На уроке должна быть осуществлена взаимосвязь между пением, слушанием и музыкально-теоретичес- кими знаниями. Урок пения должен быть по возможности целост­ным, а не раздробленным на несколько частей». Требование к це­лостному построению урока заставляет по-особому продумывать его содержание и драматургию. Но название урока по-прежнему трактуется как урок пения.

F

В 70-е гг. была создана программа по музыке НИИ художествен­ного воспитания АПН СССР. В ней усиливаются воспитательные функции музыки. В пояснительной записке говорится о значении воспитания таких качеств личности, как инициативность, актив­ность, развития образного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Предусматриваются следующие виды ра­боты: исполнение, хоровое пение, игра на музыкальных инстру­ментах, музыкально-ритмическое движение, музыкальные игры, слушание музыки, накопление теоретических и исторических зна­ний, чтение нот, импровизация, упражнения. С I по X класс изуча­ются следующие темы: «Музыка и жизнь», «Музыкальное творче­ство — народное и профессиональное», «Художественный образ и средства музыкальной выразительности». В программе подчеркива­ется, что «урок музыки — это урок искусства. Он должен быть на­сыщен художественной музыкой, эстетическими впечатлениями, Должен иметь художественную завершенность». Как видно из по­яснения к программе, цели и задачи музыкального воспитания сформулированы достаточно четко и полно. Урок мыслится как Целостный урок музыкального искусства, направленный на формирование личности школьника. Вводится более конкретная

тематика, которая распространяется только на один вид де ности, а именно слушание музыки. По четвертям распределены сл- дугощие темы: «Музыка в нашей жизни», «Марш, танец, песня «Музыка инструментальная», «Музыка вокальная» и т.д. Пра* чески это означает выделение слушания музыки в самостояте.г ньгй раздел урока, что соответствует главному направлению nj граммы — дидактическому и методическому единству.

В 1977 г. опубликована программа по музыке для обшеобразова тельных школ (экспериментальная) для J — III классов, подго товленная Д.Б.Кабалевским и его последователями Э. Б.Абдул, линым, Т. А. Бейдер, Т. Е.Вендровой и другими. В программе оп ределяются задачи музыкального воспитания, исходя из общ' целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, кс торый должен овладеть музыкальной культурой как важнейше' и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. My зыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отноше нии к людям, сформировать нравственно-эстетический идеал, цели актуальны и сегодня, ибо они общегуманны. Программа п музыке отвечает на социальный заказ общества, так как стремите полнее реализовать коммуникативные и воспитательные фут искусства. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальнг искусством как средством жизни человека (музыкальный язык это язык человеческих отношений, мыслей, находящийся в кон1 тексте других искусств). В процессе воспитания и развития дет должны приобрести умения и навыки слушать, слышать музыи в единстве формы и содержания, исполнять, понимать ее, умет определять элементы музыкального языка. Урок музыки и решает* по мнению Кабалевского, эту задачу в общеобразовательной школе

Таким подходом к уроку, особенностью и важнейшим прин ципом программы обусловливается ее тематическое строение. По. степенное усложнение тем — основа программы, поскольку, п мысли автора, каждая тема четверти продвигает учащегося на но вую ступеньку знания. Тематизм представляет собой определен ную структуру, в которой темы уроков, четвертей, года раскры, вают ту или иную грань в познании музыки как искусства.

В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются сле~, дующие темы для начальной школы.

I класс. Первая четверть — «Три кита в музыке — песня, танец, марш».

Вторая четверть — «О чем говорит музыка».

Третья четверть — «Куда ведут нас три кита».

Четвертая четверть — «Что такое музыкальная речь».

II класс. Первая четверть — «Песня, танец и марш перерастают' в песенность, танцевальность и маршевость».

Вторая четверть — «Интонация».

Третья четверть — «Развитие музыки».

Четвертая четверть — «Построение (форма) музыки». Ill класс. Первая четверть — «Музыка моего народа».

Вторая четверть — «Между музыкой моего народа и музы­кой Других народов моей страны нет непереходимых границ».

Третья четверть — «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

Четвертая четверть — «Композитор — исполнитель — слу­шатель».

По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что «тематическое построение программы создает условия для достижения целост­ности урока, единства всех составляющих его элементов». Опира­ясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В.Асафьевым, Б.Л.Яворским, О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбоймом и другими музыкантами-педагогами, Д. Б.Ка­балевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с деть­ми на раскрытие их творческих возможностей. В «Основных прин­ципах и методах экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы» Кабалевский пишет, что все фор­мы музыкальных занятий в школе должны способствовать твор­ческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной ини­циативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

При всех положительных сторонах этой программы можно за­метить, что не все представленные в ней темы равноценны и явля­ют собой последовательное усвоение материала. Не всегда учитыва­ются возрастные возможности младших школьников. Правомерен тсматизм для третьего года обучения, построенный на националь­ной музыке разных народов и сравнивающий музыкальные про­изведения. Доступен для осознания материал программы I класса и темы II — «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и марщевость». А такие темы, как «Развитие музы­ки», «Построение музыки», достаточно сложны для восприятия ьосьмилетного ребенка. Эти музыковедческие понятия требуют до­полнительных объяснений и разъяснений, что уводит в сторону от самой музыки на уроке. Может быть, здесь нужна совершенно особая форма содержания и строения урока, с которой в состоя­нии справиться сюжетно-игровой метод.

Но в целом в 70 — 80-е гг. были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств де­тей и юношества в системе общеобразовательной школы. Воз- Никла проблема создания такой системы музыкального воспита­ния, которая отразила бы специфику музыки как предмета искус­ства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих

урока в единое понятийно-музыкальное искусство. Возникают направления тематического объединения всего урока: темы, посредственно идущие от музыки («Три кита»), и темы, ос ванные на отражении в музыке и других искусствах явлений ни («Природа в музыке», «Сказка в музыке»). Усиливается вни ние к восприятию музыки как основе музыкального воспита» целом. Меняется отношение к методам относительной сольми ции при работе над хоровыми навыками. Музыкальная грам не выносится в специальный раздел работы, как это было р ше, а выражается в требованиях к музыкальному развитию щихся в различных видах музыкальной деятельности с учетом' специфики.

Таким образом, историческое наследие теории и практики зыкалъного воспитания в начальных классах общеобразовательн школы стало базой для реформирования структуры и содержа урока музыки. Современные поиски в данной области показы ют заинтересованность педагогов в новом взгляде. Сюжетно- матический урок музыки отражает эту тенденцию.

В учебной программе по музыке для начальной школы неп менно должно быть отражено следующее:

1) признание равноправными всех видов музыкальной тельности ребенка: хоровое пение, слушание — восприятие ки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарн- инструментах, музыкальное творчество — импровизация, пос жение основ музыкальной грамоты;

2) включение таких важных составляющих, как духовная (це ковная) музыка и музыкальная культура родного края (фоль лор). При их изучении необходимо учитывать особенности и диции музыкальной культуры конкретного региона;

3) напрааление работы по интеграции художественных ди циплин;

4) включение музыкальной психотерапии как эффективно средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегод" поражают не только учащихся, но и учителей;

5) современный музыкальный досуг школьников;

6) отбор музыкального материала для хорового пения, ко рый осуществляется самим учителем начальной школы на нове национальных особенностей музыкальной культуры нар да и традиций каждого конкретного региона России.

Пониманию музыки как источника духовного обшения и сре ства воссоздания теплоты человеческих отношений в совреме ном педагогическом процессе отвечают следующие программы

«Музыка». I —III класс. Разработана под руководством Д. Б. I балевского коллективом авторов — Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Б дер, Т.Е.Вендровой, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.В.Кад новой и другими.

«Музыка» для I класса четырехлетней начальной школы. Разра­ботана И.В. Кадобновой, В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

«Музыка» для I —VIII классов. Разработана под руководством jO Б.Алиева коллективом авторов — В.К.Белобородовой, Е.В.Ни- колаевоЙ, Б.С.Рачиной, С.Л.Старобинским.

«Духовная музыка: Россия и Запад». Разработана И. В. Кошми- ной, В.В.Алеевым.

«К вершинам музыкального искусства». Разработана под руко­водством М. С. Красил ьнико вой.

указанные программы, направленные на творческое самовы­ражение детей посредством музыкального искусства, адекватны структуре эстетического воспитания, представляющей комплекс элементов:

. развитие психологической основы эстетической культуры;. повышение культуры восприятия и оценки художественно- эстетических явлений;

. содержательное обогащение процесса духовной жизни, обра­зование эстетических потребностей;

. поиск и становление ориентации в мире эстетических ценно­стей;

. воспитание эстетического вкуса;

. формирование особого типа художественно-образного мыш­ления;

< формирование эстетических суждений;

• развитие творческого потенциала личности;

• расширение эмоциональной сферы личности. Основными критериями отбора музыкальных произведений

для составителей программ являются:. высокий художественный уровень;

• воспитательная направленность;

• небольшие объемы произведений;»наличие образных контрастов.

Важнейшим условием выбора музыкального материала являет­ся также учет сенсор но-перцептивной потребности детей млад­шего школьного возраста и эволюции их переживаний на пути приобщения к миру общечеловеческих ценностей.

Принцип выбора материала согласуется с тематикой про­грамм. Так, например, программа «Музыка» Ю.Б.Алиева пред­полагает следующую тематику четвертей во втором полугодии И класса:

третья четверть — «Кто исполняет музыку» (инструментали­сты, оркестр);

четвертая четверть — «Кто исполняет музыку» (вокалисты, хоры).

Соответственно обозначенным ориентирам предлагается сле­дующий материал для слушания:

третья четверть — П. И. Чайковский «Мелодия» (скрипка), И. Б «Шутка» из Второй сюиты (флейта), П. И. Чайковский <<Нсапол танский танец» из балета «Лебединое озеро» (труба), С.С.П кофьев «Петя и Волк», И. И.Дунаевский «Песня о веселом ве (альт, детский и смешанный хоры);

четвертая четверть — Я. Морозов «Про сверчка» (сопрано Ф.Шуберт «Форель» (альт), И. И. Дунаевский «Марш» из кикоф! «Веселые ребята» (тенор, детский и смешанный хоры), С. К «Шумел сурово брянский лес» (бас и мужской хор).

Аналогичная взаимосвязь тематики четвертей и музыкально материала прослеживается и в других программах. Так, наприме в программе Д. Б. Кабалевского в четвертой четверти II класса в те" «Построение (форма) музыки» предлагаются для слушания исполнения произведения одночастные («Карусель» Д. Б.Каб левского на слова И. Рахилло), двухчастные («Песня Сольвейг» музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Понт»), в форме ро" («Болтунья» С.С.Прокофьева на слова А.Барто) и др.

Разрабатывая темы учебных четвертей, составители исход1 из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По эт" темам в каждом классе накапливается материал, который для шего его осмысления периодически повторяется и обобщается.

Усвоение содержания подразумевает также приобретение н выков и умений, без которых невозможны конкретизация и во лощение образа. Например, показателями обретения навыков III классе, согласно программе Ю.Б.Алиева, являются след) щие критерии:

• в хоровом пении — выразительно исполнять песню, по-ра; ному произносить текст в зависимости от характера песни. Чет исполнять песни с пунктирным ритмом и синкопами, не тер напевности. Осознанно и правильно исполнять песни шестидс ного размера. Петь в диапазоне: до[14] — ми1 (высокие голоса), си до2 (низкие голоса);

• в импровизации — импровизировать ритмомелодические веты учителю в «музыкальном разговоре». Импровизировать мел" дни в характере персонажей сказок в жанрах песни, марша, тан" Импровизировать двух- и трехголосное ритмическое сопровожд ние в характере музыки. Импровизировать подголоски к оконч ниям фраз русских народных песен. Импровизировать мелодии стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысл" вым содержанием;

• в движении под музыку — уметь тактировать на jj; выполн» ритмический рисунок с триолью, простые изобразительные танцевальные движения1.

Следует отметить, что материал по музыкально-ритмическому пяижению определен Ю.Б.Алиевым для каждой учебной четвер­ти в соответствии с тематикой и возрастными особенностями млад- шИх школьников.

Так, к примеру, к теме «Музыка о животных» (I класс четы- пехдетней начальной школы) рекомендуются музыкальные игры: «Медведь и дети» (русская народная песня «Как пошли наши под­ружки», И-Стравинский «Медведь»), «Кто как ходит» (А.Пярт «Танец маленьких утят», Г, Галынин «Слон», украинская народная песня «Лиса» в обработке Т.Попатенко). Дирижерские схемы, со­гласно программе Ю.Б.Алиева, целесообразно изучать с детьми начиная с третьей четверти II класса в теме «Кто исполняет му­зыку?» и т.д.

Опыт применения музыкальных игр, инсценировок, накоп­ленный в музыкальном воспитании, явился составной частью про­граммы «Музыка» для I класса четырехлетней начальной школы И. В. Кадобновой, В. О.Усачевой, Л. В. Школяр. Но кроме тради­ционного понимания игры как заранее спланированного и рас­пределенного по ролям действия эти авторы наполняют игру тем смыслом, который она, по их мнению, всегда имела и имеет в народном искусстве. Так, детям предлагается не просто исполнить песню, а сыграть ее. Но в отличие от традиционного способа обу­чения детей танцевальным движениям им предлагается самим вы­брать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Обязательное условие при этом — активное исполни­тельское участие учителя наравне с детьми.

I дви

Аналогичным методом авторы программы предлагают иллю­стрировать движениями хороводы, заклички, загадки. Напри­мер, детям загадывается загадка: «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего стоит безуглый дом, без дверей, без окон». Ин­туитивно дети выбирают первое движение: руки потянулись вверх (некоторые дети даже встают на носочки) — «выше леса стоя­чего». Так же без затруднений находят второе движение, опус­кая руки вниз — «ниже облака ходячего». На замечание учи­теля: «Облако ходячее, а не стоячее, как лес» — дети быстро реагируют, изображая руками волнообразные движения. «Безуг­лый дом» в пластике детей — это нечто большое и округлое. Таким образом, вместе с учителем дети подходят к разгадке — «гора». Указанный метод, по мнению И. В. Кадобновой, В.О.Уса- Невой и Л. В. Школяр, позволяет моделировать ситуацию про­цесса творчества. При этом движения, предлагаемые учителем, Должны соответствовать тому настроению, чувствам, которые передает музыка. «Эта способность педагога решает очень мно­гое. ибо эти движения могут быть настолько понятными, на­столько заразить учеников эмоциями, что буквально отпадает Чеобходимость в продолжительных беседах по поводу характера
музыки»[15]. В качестве примера можно привести сюжетный этр в котором дети проходят ряд последовательных перевоплощ ний, требующих совершенно разных по эмоциональному нап нению движений. Детям предлагается воображаемая ситуация: бу они заколдованы злой волшебницей (дети стоят недвижно в пр чудливых позах), но появляется добрая Фея и жезлом одного другим расколдовывает детей (дети начинают двигаться, сначг робко, затем все более смело и гордо). И вдруг снова наступ власть тьмы (дети изображают, как тело наливается тяжест! постепенно лишающей их воли к сопротивлению). Педагог во вре исполнения сюжетного этюда ведет детей короткими фразами, музыка второй темы из «Прелюдов» Ф.Листа сообщает нуж; эмоциональные импульсы.

Программа «Музыка» для I — III классов трехлетней начальн школы, разработанная коллективом авторов под научным ководством Д. Б. Кабалевского, также рекомендует использое музыкально-двигательные задания в музыкальном воспитан младших школьников — маршировку, хлопки в ладоши, прьг пластичные движения руками и др. Так, к примеру, детям предл гается в соответствии с характером музыки промаршировать месте «Марш» С. Прокофьева, легкими хлопками в ладоши отм тить акценты (самые яркие звуки) при слушании «Польки» С. Р манинова, щелчком пальцев (подобно звучанию кастаньет) фиксировать сильную долю такта в «Арагонской хоте» М. Глиг прохлопать в ладоши ритмический пульс фрагмента «Золотые pi ки» (из балета «Конек-Горбунок») Р.Щедрина, легким покач ванием вправо-влево выразить пульс узбекского танца «Мавр ги», плавным движением руки обозначить фразировку песни «3 ход солнца» Э. Грига и т.д. При этом составители программы п: черкивают, что фантазия учителя и ребят, разбуженная музык и устремленная к тому, чтобы выразить ее звучание в движен1 не должна разрушать замысел конкретного урока, его цело ность. Напротив, важно, чтобы такое активное желание выраз свое восприятие музыки помогало учителю раскрыть тему урока учащимся — глубже понять, почувствовать музыку.

Действенным методическим приемом составители програм- «Музыка» для I — III классов полагают «свободное дирижиро! ние». И.В.Кадобнова и Е.Д.Критская в одной из статей о вза мосвязи музыки и движения писали: «Нам вспоминается эп зод, который произошел на уроке Д. Б. Кабалевского в III клас в 1976 г. Дети слушали в записи увертюру к опере М. Глин «Руслан и Людмила». Неожиданно для ребят учитель превратился в дирижера невидимого оркестра и продирижировал этой музы­кой от начала до конца как бы «про себя». Лаконичный и образ­уй жест учителя зримо воссоздал перед ребятами контраст вла­стных, могучих аккордов и гаммообразных пассажей во вступле­нии, динамику переходов к стремительной, летящей первой теме и затем к полной глубокого нежного чувства раздольной теме вио­лончелей. Проникновение всех без исключения учащихся в инто­национную выразительность музыкальной ткани благодаря слия­нию музыкальной интонации с пластической, несомненно, углу­билось, и воздействие музыки на них стало более емким и мно­гогранным»[16]. Далее в этой же статье авторы замечают, что, учи­ть! вая психологию младших школьников, в частности их склонность к подражанию, можно себе представить, как каждый ребенок хотел в ту минуту стать таким дирижером. Особый язык жестов в «сво­бодном дирижировании» довольно прост, но при этом очень вы­разителен: это движение рук вверх и вниз как выражение пульса­ции, плавность либо скачкообразность движения с большей или меньшей амплитудой взмаха как выражение характера музыки, подчеркивание ритмических рисунков, акцентов, фразировки как выражение специфических особенностей конкретного музыкаль­ного произведения. В результате учитель видит, как его ученики чувствуют музыку в целом и в какой мере и насколько вниматель­но наблюдают за развитием образа. При этом важно, чтобы дети не мешали друг другу и, проявляя в такой форме свое увлечение музыкой, не нарушали «атмосферу концертного зала».

Целесообразным методическим приемом считают авторы про­граммы «Музыка» для I —III классов «пластическое интонирова­ние» как своеобразную модификацию «свободного дирижирова­ния». Так, к примеру, программой не предусматривается разучи­вание песни «Сурок» Л. Бетховена, но, как показывает практика, У ребят возникает большое желание исполнять ее. В таком случае следует предложить детям символически выразить протяженность фраз плавным горизонтальным движением рук от себя и к себе в зависимости от логики членения мелодии на фразы. При таком совместном музицировании, согласно авторам программы, в «зву­чащих» жестах детей, на их лицах непроизвольно отражаются «движения души».

Музыкально-ритмическое движение представлено также в про­грамме «Музыка» (интегративном курсе для младших школьни­ков) О.С.Нечаевой. Согласно автору программы, педагогически мотивировано воссоздание и моделирование музыки, которую Дети слушают и исполняют на уроке, в собственных пластических импровизациях. Так, к примеру, на одном из уроков в I класй (тема «Танец. Танцевальная интонация — образ») при помощ пластики дети совместно с учителем создают три танцевальны миниатюры, три оригинальных пластических этюда, в которы передают свое чувствование и видение танцевальной музыки раз личного характера: «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского «Вальс-шутка» Д.Шостаковича и «Лебедь» (из сюиты «Карнава животных») К.Сен-Санса. На другом уроке (I класс, тема «Песня Песенная интонация — образ») учителю рекомендуется пред; дожить детям движением руки передать волнообразное движенц мелодии в русской народной песне «Лучинушка», подчеркну «обессиленное» падение интонации в конце фраз. Во время уроц по теме «Как создается музыкальный образ» предлагается инк циировать самостоятельный поиск пластических движений уча,! щимися для выражения повадок и характеров персонажей бал$ та «Спящая красавица» П. И.Чайковского (фрагмент «Кот в cand гах и Белая кошечка»). При изучении темы «Выразительность му$ зыкальной речи» детям предлагается пластичными движениям! руки, изображающей игру смычком на скрипке, показать усиле? ние и ослабление звука при исполнении «Вокализа» С. Рахманц нова (в переложении для ансамбля скрипачей) и т.д.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.