Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-29 | 714 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПО МУЗЫКЕ
Перестройка начального образования началась в 1971 г. Тогда же создаются и новые программы по музыке. На 1971/72 учебный год вводятся два варианта программы: для учителей музыки — специалистов и учителей-неспециалистов — и, кроме этого, особый вариант программы для сельских малокомплектных школ. По аналогии с программой 1967 г. в них сохраняются традиционные разделы — пение по слуху и по нотам, слушание музыки и музыкальная грамота, но снято тематическое построение раздела по слушанию музыки и несколько сокращен репертуар. Составители программы подчеркивают: «На уроке должна быть осуществлена взаимосвязь между пением, слушанием и музыкально-теоретичес- кими знаниями. Урок пения должен быть по возможности целостным, а не раздробленным на несколько частей». Требование к целостному построению урока заставляет по-особому продумывать его содержание и драматургию. Но название урока по-прежнему трактуется как урок пения.
F |
В 70-е гг. была создана программа по музыке НИИ художественного воспитания АПН СССР. В ней усиливаются воспитательные функции музыки. В пояснительной записке говорится о значении воспитания таких качеств личности, как инициативность, активность, развития образного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Предусматриваются следующие виды работы: исполнение, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическое движение, музыкальные игры, слушание музыки, накопление теоретических и исторических знаний, чтение нот, импровизация, упражнения. С I по X класс изучаются следующие темы: «Музыка и жизнь», «Музыкальное творчество — народное и профессиональное», «Художественный образ и средства музыкальной выразительности». В программе подчеркивается, что «урок музыки — это урок искусства. Он должен быть насыщен художественной музыкой, эстетическими впечатлениями, Должен иметь художественную завершенность». Как видно из пояснения к программе, цели и задачи музыкального воспитания сформулированы достаточно четко и полно. Урок мыслится как Целостный урок музыкального искусства, направленный на формирование личности школьника. Вводится более конкретная
|
тематика, которая распространяется только на один вид де ности, а именно слушание музыки. По четвертям распределены сл- дугощие темы: «Музыка в нашей жизни», «Марш, танец, песня «Музыка инструментальная», «Музыка вокальная» и т.д. Пра* чески это означает выделение слушания музыки в самостояте.г ньгй раздел урока, что соответствует главному направлению nj граммы — дидактическому и методическому единству.
В 1977 г. опубликована программа по музыке для обшеобразова тельных школ (экспериментальная) для J — III классов, подго товленная Д.Б.Кабалевским и его последователями Э. Б.Абдул, линым, Т. А. Бейдер, Т. Е.Вендровой и другими. В программе оп ределяются задачи музыкального воспитания, исходя из общ' целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, кс торый должен овладеть музыкальной культурой как важнейше' и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. My зыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отноше нии к людям, сформировать нравственно-эстетический идеал, цели актуальны и сегодня, ибо они общегуманны. Программа п музыке отвечает на социальный заказ общества, так как стремите полнее реализовать коммуникативные и воспитательные фут искусства. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальнг искусством как средством жизни человека (музыкальный язык это язык человеческих отношений, мыслей, находящийся в кон1 тексте других искусств). В процессе воспитания и развития дет должны приобрести умения и навыки слушать, слышать музыи в единстве формы и содержания, исполнять, понимать ее, умет определять элементы музыкального языка. Урок музыки и решает* по мнению Кабалевского, эту задачу в общеобразовательной школе
|
Таким подходом к уроку, особенностью и важнейшим прин ципом программы обусловливается ее тематическое строение. По. степенное усложнение тем — основа программы, поскольку, п мысли автора, каждая тема четверти продвигает учащегося на но вую ступеньку знания. Тематизм представляет собой определен ную структуру, в которой темы уроков, четвертей, года раскры, вают ту или иную грань в познании музыки как искусства.
В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются сле~, дующие темы для начальной школы.
I класс. Первая четверть — «Три кита в музыке — песня, танец, марш».
Вторая четверть — «О чем говорит музыка».
Третья четверть — «Куда ведут нас три кита».
Четвертая четверть — «Что такое музыкальная речь».
II класс. Первая четверть — «Песня, танец и марш перерастают' в песенность, танцевальность и маршевость».
Вторая четверть — «Интонация».
Третья четверть — «Развитие музыки».
Четвертая четверть — «Построение (форма) музыки». Ill класс. Первая четверть — «Музыка моего народа».
Вторая четверть — «Между музыкой моего народа и музыкой Других народов моей страны нет непереходимых границ».
Третья четверть — «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Четвертая четверть — «Композитор — исполнитель — слушатель».
По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что «тематическое построение программы создает условия для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов». Опираясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В.Асафьевым, Б.Л.Яворским, О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбоймом и другими музыкантами-педагогами, Д. Б.Кабалевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с детьми на раскрытие их творческих возможностей. В «Основных принципах и методах экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы» Кабалевский пишет, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
|
При всех положительных сторонах этой программы можно заметить, что не все представленные в ней темы равноценны и являют собой последовательное усвоение материала. Не всегда учитываются возрастные возможности младших школьников. Правомерен тсматизм для третьего года обучения, построенный на национальной музыке разных народов и сравнивающий музыкальные произведения. Доступен для осознания материал программы I класса и темы II — «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и марщевость». А такие темы, как «Развитие музыки», «Построение музыки», достаточно сложны для восприятия ьосьмилетного ребенка. Эти музыковедческие понятия требуют дополнительных объяснений и разъяснений, что уводит в сторону от самой музыки на уроке. Может быть, здесь нужна совершенно особая форма содержания и строения урока, с которой в состоянии справиться сюжетно-игровой метод.
Но в целом в 70 — 80-е гг. были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств детей и юношества в системе общеобразовательной школы. Воз- Никла проблема создания такой системы музыкального воспитания, которая отразила бы специфику музыки как предмета искусства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих
урока в единое понятийно-музыкальное искусство. Возникают направления тематического объединения всего урока: темы, посредственно идущие от музыки («Три кита»), и темы, ос ванные на отражении в музыке и других искусствах явлений ни («Природа в музыке», «Сказка в музыке»). Усиливается вни ние к восприятию музыки как основе музыкального воспита» целом. Меняется отношение к методам относительной сольми ции при работе над хоровыми навыками. Музыкальная грам не выносится в специальный раздел работы, как это было р ше, а выражается в требованиях к музыкальному развитию щихся в различных видах музыкальной деятельности с учетом' специфики.
|
Таким образом, историческое наследие теории и практики зыкалъного воспитания в начальных классах общеобразовательн школы стало базой для реформирования структуры и содержа урока музыки. Современные поиски в данной области показы ют заинтересованность педагогов в новом взгляде. Сюжетно- матический урок музыки отражает эту тенденцию.
В учебной программе по музыке для начальной школы неп менно должно быть отражено следующее:
1) признание равноправными всех видов музыкальной тельности ребенка: хоровое пение, слушание — восприятие ки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарн- инструментах, музыкальное творчество — импровизация, пос жение основ музыкальной грамоты;
2) включение таких важных составляющих, как духовная (це ковная) музыка и музыкальная культура родного края (фоль лор). При их изучении необходимо учитывать особенности и диции музыкальной культуры конкретного региона;
3) напрааление работы по интеграции художественных ди циплин;
4) включение музыкальной психотерапии как эффективно средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегод" поражают не только учащихся, но и учителей;
5) современный музыкальный досуг школьников;
6) отбор музыкального материала для хорового пения, ко рый осуществляется самим учителем начальной школы на нове национальных особенностей музыкальной культуры нар да и традиций каждого конкретного региона России.
Пониманию музыки как источника духовного обшения и сре ства воссоздания теплоты человеческих отношений в совреме ном педагогическом процессе отвечают следующие программы
«Музыка». I —III класс. Разработана под руководством Д. Б. I балевского коллективом авторов — Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Б дер, Т.Е.Вендровой, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.В.Кад новой и другими.
«Музыка» для I класса четырехлетней начальной школы. Разработана И.В. Кадобновой, В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.
«Музыка» для I —VIII классов. Разработана под руководством jO Б.Алиева коллективом авторов — В.К.Белобородовой, Е.В.Ни- колаевоЙ, Б.С.Рачиной, С.Л.Старобинским.
«Духовная музыка: Россия и Запад». Разработана И. В. Кошми- ной, В.В.Алеевым.
«К вершинам музыкального искусства». Разработана под руководством М. С. Красил ьнико вой.
указанные программы, направленные на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства, адекватны структуре эстетического воспитания, представляющей комплекс элементов:
. развитие психологической основы эстетической культуры;. повышение культуры восприятия и оценки художественно- эстетических явлений;
. содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование эстетических потребностей;
|
. поиск и становление ориентации в мире эстетических ценностей;
. воспитание эстетического вкуса;
. формирование особого типа художественно-образного мышления;
< формирование эстетических суждений;
• развитие творческого потенциала личности;
• расширение эмоциональной сферы личности. Основными критериями отбора музыкальных произведений
для составителей программ являются:. высокий художественный уровень;
• воспитательная направленность;
• небольшие объемы произведений;»наличие образных контрастов.
Важнейшим условием выбора музыкального материала является также учет сенсор но-перцептивной потребности детей младшего школьного возраста и эволюции их переживаний на пути приобщения к миру общечеловеческих ценностей.
Принцип выбора материала согласуется с тематикой программ. Так, например, программа «Музыка» Ю.Б.Алиева предполагает следующую тематику четвертей во втором полугодии И класса:
третья четверть — «Кто исполняет музыку» (инструменталисты, оркестр);
четвертая четверть — «Кто исполняет музыку» (вокалисты, хоры).
Соответственно обозначенным ориентирам предлагается следующий материал для слушания:
третья четверть — П. И. Чайковский «Мелодия» (скрипка), И. Б «Шутка» из Второй сюиты (флейта), П. И. Чайковский <<Нсапол танский танец» из балета «Лебединое озеро» (труба), С.С.П кофьев «Петя и Волк», И. И.Дунаевский «Песня о веселом ве (альт, детский и смешанный хоры);
четвертая четверть — Я. Морозов «Про сверчка» (сопрано Ф.Шуберт «Форель» (альт), И. И. Дунаевский «Марш» из кикоф! «Веселые ребята» (тенор, детский и смешанный хоры), С. К «Шумел сурово брянский лес» (бас и мужской хор).
Аналогичная взаимосвязь тематики четвертей и музыкально материала прослеживается и в других программах. Так, наприме в программе Д. Б. Кабалевского в четвертой четверти II класса в те" «Построение (форма) музыки» предлагаются для слушания исполнения произведения одночастные («Карусель» Д. Б.Каб левского на слова И. Рахилло), двухчастные («Песня Сольвейг» музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Понт»), в форме ро" («Болтунья» С.С.Прокофьева на слова А.Барто) и др.
Разрабатывая темы учебных четвертей, составители исход1 из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По эт" темам в каждом классе накапливается материал, который для шего его осмысления периодически повторяется и обобщается.
Усвоение содержания подразумевает также приобретение н выков и умений, без которых невозможны конкретизация и во лощение образа. Например, показателями обретения навыков III классе, согласно программе Ю.Б.Алиева, являются след) щие критерии:
• в хоровом пении — выразительно исполнять песню, по-ра; ному произносить текст в зависимости от характера песни. Чет исполнять песни с пунктирным ритмом и синкопами, не тер напевности. Осознанно и правильно исполнять песни шестидс ного размера. Петь в диапазоне: до[14] — ми1 (высокие голоса), си до2 (низкие голоса);
• в импровизации — импровизировать ритмомелодические веты учителю в «музыкальном разговоре». Импровизировать мел" дни в характере персонажей сказок в жанрах песни, марша, тан" Импровизировать двух- и трехголосное ритмическое сопровожд ние в характере музыки. Импровизировать подголоски к оконч ниям фраз русских народных песен. Импровизировать мелодии стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысл" вым содержанием;
• в движении под музыку — уметь тактировать на jj; выполн» ритмический рисунок с триолью, простые изобразительные танцевальные движения1.
Следует отметить, что материал по музыкально-ритмическому пяижению определен Ю.Б.Алиевым для каждой учебной четверти в соответствии с тематикой и возрастными особенностями млад- шИх школьников.
Так, к примеру, к теме «Музыка о животных» (I класс четы- пехдетней начальной школы) рекомендуются музыкальные игры: «Медведь и дети» (русская народная песня «Как пошли наши подружки», И-Стравинский «Медведь»), «Кто как ходит» (А.Пярт «Танец маленьких утят», Г, Галынин «Слон», украинская народная песня «Лиса» в обработке Т.Попатенко). Дирижерские схемы, согласно программе Ю.Б.Алиева, целесообразно изучать с детьми начиная с третьей четверти II класса в теме «Кто исполняет музыку?» и т.д.
Опыт применения музыкальных игр, инсценировок, накопленный в музыкальном воспитании, явился составной частью программы «Музыка» для I класса четырехлетней начальной школы И. В. Кадобновой, В. О.Усачевой, Л. В. Школяр. Но кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного и распределенного по ролям действия эти авторы наполняют игру тем смыслом, который она, по их мнению, всегда имела и имеет в народном искусстве. Так, детям предлагается не просто исполнить песню, а сыграть ее. Но в отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям им предлагается самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Обязательное условие при этом — активное исполнительское участие учителя наравне с детьми.
I дви |
Аналогичным методом авторы программы предлагают иллюстрировать движениями хороводы, заклички, загадки. Например, детям загадывается загадка: «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего стоит безуглый дом, без дверей, без окон». Интуитивно дети выбирают первое движение: руки потянулись вверх (некоторые дети даже встают на носочки) — «выше леса стоячего». Так же без затруднений находят второе движение, опуская руки вниз — «ниже облака ходячего». На замечание учителя: «Облако ходячее, а не стоячее, как лес» — дети быстро реагируют, изображая руками волнообразные движения. «Безуглый дом» в пластике детей — это нечто большое и округлое. Таким образом, вместе с учителем дети подходят к разгадке — «гора». Указанный метод, по мнению И. В. Кадобновой, В.О.Уса- Невой и Л. В. Школяр, позволяет моделировать ситуацию процесса творчества. При этом движения, предлагаемые учителем, Должны соответствовать тому настроению, чувствам, которые передает музыка. «Эта способность педагога решает очень многое. ибо эти движения могут быть настолько понятными, настолько заразить учеников эмоциями, что буквально отпадает Чеобходимость в продолжительных беседах по поводу характера
музыки»[15]. В качестве примера можно привести сюжетный этр в котором дети проходят ряд последовательных перевоплощ ний, требующих совершенно разных по эмоциональному нап нению движений. Детям предлагается воображаемая ситуация: бу они заколдованы злой волшебницей (дети стоят недвижно в пр чудливых позах), но появляется добрая Фея и жезлом одного другим расколдовывает детей (дети начинают двигаться, сначг робко, затем все более смело и гордо). И вдруг снова наступ власть тьмы (дети изображают, как тело наливается тяжест! постепенно лишающей их воли к сопротивлению). Педагог во вре исполнения сюжетного этюда ведет детей короткими фразами, музыка второй темы из «Прелюдов» Ф.Листа сообщает нуж; эмоциональные импульсы.
Программа «Музыка» для I — III классов трехлетней начальн школы, разработанная коллективом авторов под научным ководством Д. Б. Кабалевского, также рекомендует использое музыкально-двигательные задания в музыкальном воспитан младших школьников — маршировку, хлопки в ладоши, прьг пластичные движения руками и др. Так, к примеру, детям предл гается в соответствии с характером музыки промаршировать месте «Марш» С. Прокофьева, легкими хлопками в ладоши отм тить акценты (самые яркие звуки) при слушании «Польки» С. Р манинова, щелчком пальцев (подобно звучанию кастаньет) фиксировать сильную долю такта в «Арагонской хоте» М. Глиг прохлопать в ладоши ритмический пульс фрагмента «Золотые pi ки» (из балета «Конек-Горбунок») Р.Щедрина, легким покач ванием вправо-влево выразить пульс узбекского танца «Мавр ги», плавным движением руки обозначить фразировку песни «3 ход солнца» Э. Грига и т.д. При этом составители программы п: черкивают, что фантазия учителя и ребят, разбуженная музык и устремленная к тому, чтобы выразить ее звучание в движен1 не должна разрушать замысел конкретного урока, его цело ность. Напротив, важно, чтобы такое активное желание выраз свое восприятие музыки помогало учителю раскрыть тему урока учащимся — глубже понять, почувствовать музыку.
Действенным методическим приемом составители програм- «Музыка» для I — III классов полагают «свободное дирижиро! ние». И.В.Кадобнова и Е.Д.Критская в одной из статей о вза мосвязи музыки и движения писали: «Нам вспоминается эп зод, который произошел на уроке Д. Б. Кабалевского в III клас в 1976 г. Дети слушали в записи увертюру к опере М. Глин «Руслан и Людмила». Неожиданно для ребят учитель превратился в дирижера невидимого оркестра и продирижировал этой музыкой от начала до конца как бы «про себя». Лаконичный и образуй жест учителя зримо воссоздал перед ребятами контраст властных, могучих аккордов и гаммообразных пассажей во вступлении, динамику переходов к стремительной, летящей первой теме и затем к полной глубокого нежного чувства раздольной теме виолончелей. Проникновение всех без исключения учащихся в интонационную выразительность музыкальной ткани благодаря слиянию музыкальной интонации с пластической, несомненно, углубилось, и воздействие музыки на них стало более емким и многогранным»[16]. Далее в этой же статье авторы замечают, что, учить! вая психологию младших школьников, в частности их склонность к подражанию, можно себе представить, как каждый ребенок хотел в ту минуту стать таким дирижером. Особый язык жестов в «свободном дирижировании» довольно прост, но при этом очень выразителен: это движение рук вверх и вниз как выражение пульсации, плавность либо скачкообразность движения с большей или меньшей амплитудой взмаха как выражение характера музыки, подчеркивание ритмических рисунков, акцентов, фразировки как выражение специфических особенностей конкретного музыкального произведения. В результате учитель видит, как его ученики чувствуют музыку в целом и в какой мере и насколько внимательно наблюдают за развитием образа. При этом важно, чтобы дети не мешали друг другу и, проявляя в такой форме свое увлечение музыкой, не нарушали «атмосферу концертного зала».
Целесообразным методическим приемом считают авторы программы «Музыка» для I —III классов «пластическое интонирование» как своеобразную модификацию «свободного дирижирования». Так, к примеру, программой не предусматривается разучивание песни «Сурок» Л. Бетховена, но, как показывает практика, У ребят возникает большое желание исполнять ее. В таком случае следует предложить детям символически выразить протяженность фраз плавным горизонтальным движением рук от себя и к себе в зависимости от логики членения мелодии на фразы. При таком совместном музицировании, согласно авторам программы, в «звучащих» жестах детей, на их лицах непроизвольно отражаются «движения души».
Музыкально-ритмическое движение представлено также в программе «Музыка» (интегративном курсе для младших школьников) О.С.Нечаевой. Согласно автору программы, педагогически мотивировано воссоздание и моделирование музыки, которую Дети слушают и исполняют на уроке, в собственных пластических импровизациях. Так, к примеру, на одном из уроков в I класй (тема «Танец. Танцевальная интонация — образ») при помощ пластики дети совместно с учителем создают три танцевальны миниатюры, три оригинальных пластических этюда, в которы передают свое чувствование и видение танцевальной музыки раз личного характера: «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского «Вальс-шутка» Д.Шостаковича и «Лебедь» (из сюиты «Карнава животных») К.Сен-Санса. На другом уроке (I класс, тема «Песня Песенная интонация — образ») учителю рекомендуется пред; дожить детям движением руки передать волнообразное движенц мелодии в русской народной песне «Лучинушка», подчеркну «обессиленное» падение интонации в конце фраз. Во время уроц по теме «Как создается музыкальный образ» предлагается инк циировать самостоятельный поиск пластических движений уча,! щимися для выражения повадок и характеров персонажей бал$ та «Спящая красавица» П. И.Чайковского (фрагмент «Кот в cand гах и Белая кошечка»). При изучении темы «Выразительность му$ зыкальной речи» детям предлагается пластичными движениям! руки, изображающей игру смычком на скрипке, показать усиле? ние и ослабление звука при исполнении «Вокализа» С. Рахманц нова (в переложении для ансамбля скрипачей) и т.д.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!