Структурапрограммыучебного предмета — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Структурапрограммыучебного предмета

2018-01-29 238
Структурапрограммыучебного предмета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структурапрограммыучебного предмета

I. Пояснительная записка………………………………………………………..  
II.Содержаниеучебного предмета………………………………………………  
III.Требованиякуровнюподготовкиобучающихся…………………………  
IV.Формы и методыконтроля, система оценок………………………………  
V.Методическоеобеспечениеучебного процесса……………………………..  
VI.Списоклитературы ………………………………………………………...  

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и рольвобразовательном процессе

 

Программа учебного предмета "Работа в материале" разработана на основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с приложением к письму Минкультуры России от 19.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

Программаучебногопредмета«Работавматериале»повиду«Народная игрушка», (далее-«Работавматериале»)разработананаосновеис учетом федеральныхгосударственныхтребований кдополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладноетворчество».

Творческие способностиипрактическиеумениядетейне могут развиватьсявне соответствующейсферы деятельности. Занятия народнымдекоративно- прикладным искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь приобщенияучащихсяк истокамфольклорной культуры,воспитание эстетического отношенияк предметамбыта, знакомство систориейсвоейстраны, своего региона.

Актуальность программы.

В концепции модернизации дополнительного образования обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.

Исходя из практической деятельности, дополнительная образовательная программа "Работа в материале " составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию.

Программа "Работа в материале" является по содержанию художественной; по функциональному предназначению - прикладной; по времени реализации - пятигодичной (шести). Программа является основой для дальнейшего знакомства учащихся школьного возраста с элементами дизайна, различными видами декоративно - прикладного искусства, современного хендмейда.

Новизна

Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках развивающего труда и технологии, углубляются и расширяются на дополнительных занятиях в школе искусств, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир учащегося, позволяет с пользой провести свободное время.

Образовательная программа "Работа в материале " разработана с учётом современных образовательных технологий.

Принципы обучения:

♦ индивидуальность,

♦ доступность,

♦ преемственность,

♦ результативность.

 

Учебныйпредмет«Работа в материале»направленнаразвитиетворческихспособностей детей, навыков самостоятельнойработы, воспитаниеэстетического вкусаучащихся. Предусматривает последовательное изучение и историю развития в России, и в частности на Кубани народной игрушки. Данная программа составлялась с учётом изучения опыта мастеров местной традиции народного декоративно-прикладного искусства. Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композицияприкладная», «Историянароднойкультурыиизобразительногоискусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощатьего в формахдекоративно-прикладного творчества.

Учебныйпредмет «Работа в материале»реализуетсяпри 5-летнемобучении-в 1 -5 классах.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основноевниманиеуделяется практическим занятиям.

Методыобучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующиеметоды обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ,наблюдение, демонстрацияприемов работы);

-практический;

-эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, художественныевпечатления).

Предложенные методыработыврамках предпрофессиональнойобразовательной программыявляются наиболеепродуктивными при реализациипоставленныхцелейи задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладноготворчества.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории оборудованные, столами и стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями,мебелью,

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия,технологические карты, плакаты,фондработучеников, настенные иллюстрации,магнитные доски;

- демонстрационные: подлинникиизделий народноготворчества,выполненные в разных материалах;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийныеучебники, мультимедийные универсальныеэнциклопедии, сетевыеобразовательныересурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы,учебныекинофильмы, аудиозаписи.

 

II.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Содержаниеучебного предмета«Работа в материале»построено сучетомвозрастных особенностейдетей, включает теоретическуюи практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучениеучащимися историинародной игрушки, региональныхособенностейитехнологическихприемов, включает в себя задания по аналитическойработев областидекоративно-прикладногоискусства. Практическая частьосновананаприменениитеоретическихзнанийинавыков в учебномитворческомопыте.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН.

Первый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Детские возрастные куклы.           Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Игровые куклы.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Дымковская игрушка. Лепка.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Дымковская игрушка. Роспись.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Мягкая игрушка из носок.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Мягкая игрушка из ткани.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:      
             

 

Второй год обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Куклы в целительстве.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Обрядовые домашние куклы.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Филимоновская игрушка. Лепка.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Филимоновская игрушка. Роспись.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Текстильная игрушка Зайка.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Текстильная игрушка Мишка.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:      
             

 

 

Третий год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Осенние куклы.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Зимние куклы.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Каргопольская игрушка. Лепка.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Каргопольская игрушка. Роспись.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Декоративная кукла в костюме Русского Севера.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Декоративная кукла в Кубанском костюме.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:      

 

Четвертый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Весенние куклы.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Летние куклы.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Калининская игрушка. Лепка.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Калининская игрушка. Роспись.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Декоративная кукла в Донском костюме.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Декоративная кукла в Терском костюме.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:      

Пятый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Свадебные куклы.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы, просмотр
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки.
2.1 Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Соломенные птицы.       Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Соломенные животные.       Беседа, наглядные пособия, просмотр    
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Кукла Тильда – Ангел.       Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
Раздел 4. Итоговая работа.
4.1 Выбор и подготовка материалак итоговой работе. Изучение материала.       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
4.2 Выполнениеэскиза. Изготовление итоговой работы.       Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
4.3 Изготовление и оформление итоговой работы.       Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:      

 

 

Год обучения

№п/п Наименование темы Количество часов Методы и формы контроля
всего аудит. самост.
Раздел 1. Из истории развития ткачества
1.1. Декоративное искусство. Искусство художественного ткачества       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с образцами ткачества поясов       Беседа, экскурсия
Раздел 2. Витье и плетение поясов  
2.1. Основные сведения о поясе, как о предмете определённых обычаев       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2. Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов.       Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
2.3. Плетение пояса на пальцах (дёрганье)      
2 4. Плетение пояса на игле      
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на дощечках
3.1. Основные сведения об изготовлении пояса на дощечках. Заправка дощечек основой       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2. Выполнение образцов плетения на дощечках (закладки)       Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
Раздел 4.Творческая работа «Традиция»
4.1. Разработка проекта пояса       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
4.2. Заправка дощечек нитями основы в соответствии с разработанным проектом       Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
4.3. Выполнение проекта в материале      
4.4. Оформление концов пояса кистью      
Раздел 5 Основные приемы ткачества. Ткачество на бёрдышке
5.1 Закономерности образования орнаментов на поясах, сотканных на бёрдышке       Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
5.2 Инструменты и материалы, используемые в работе. Снование основы для узорного пояса      
5.3 Ткачество на бёрдышке без рисунка       Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
5.4 Выполнение образцов узорного ткачества (написание букв)      
5.5 Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент)      
Раздел 6.Творческая работа «Традиция»
6.1. Разработка проекта ткачества узорного пояса на бёдрышке       Беседа, проектный метод, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
6.2. Выполнение проекта в материале       Проектный метод, проверка выполненной работы
6.3. Оформление концов пояса кистью      
  Итого:        
             

 

 

ГОДОВЫЕТРЕБОВАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВИ ТЕМ.

Первый год обучения

Тема 1.3. Игровые куклы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Кукла на ложке», «Архангельская столбушка», «Тульская кукла от коликов», «Калужская игровая», «Тульская девочка из косичек», «Тульский мальчик с мячиком», «Куклак», «Девка-Баба», «Вепсская игровая».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.

Второй год обучения

Третий год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.

Тема 1.2. Осенние куклы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Зернушка», «Богач», «Филипповка», «Десятиручка», «Рябинка», «Параскева Пятница», «Козьма и Демьян».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, крупа, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.

Тема 1.3. Зимние куклы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Колокольчик», «Благодать», «Веничек Благополучия», «Спиридон-солнцеворот», «Коляда», «Меланка», «Коза», «Санница», «Окно Радости».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, зерно, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.

Четвертый год обучения

Тема 1.2. Весенние куклы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Домашняя Масленица», «Вербная», «Пасхальная», «Веснянка», «Птица Радость», «Птички», «Пасхальная голубка».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.

Тема 1.3. Летние куклы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Семик и Семичиха», «Жница», «Покосница», «Кубышка-травница», «Домовушка», «Купавница», «Русалка».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.

Пятый год обучения

Тема 1.2. Свадебные куклы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы, свадебным обрядом в России. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Неразлучники», «Неразлучники-одноручка», «Тульские неразлучники», «Мировое Древо», «Вишенка», «Хранительница Приданного», «Тульская на счастливое замужество», «Тульская свадебная в лаптях», «Красота», «Тульская Невеста-сирота», «Большая свадебная», «На счастливое замужество».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.

Тема 2.2. Соломенные птицы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (птицы), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных птиц.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.

РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа.

Тема 4.1. Выбор и подготовка материалак итоговой работе. Изучение материала.

Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы.Умение подбиратьи применятьужеизученныевиды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работыи подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.

Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.

Шестой год обучения

 

ТКАНЬЕ И ПЛЕТЕНИЕ УЗОРНЫХ ПОЯСОВ

 

РАЗДЕЛ 1. Из истории развития ткачества

 

Тема 1.1. Народное декоративное искусство. Его основные принципы. Искусство художественного ткачества. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, узорное ткачество и т.д.).

Поэтическая основа русского искусства и связь его с природой. Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем.

Оборудование: диапозитивы, альбомы, фотографии, характеризующие народное

искусство.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме

Тема 1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с образцами регионального ткачества. Знакомство с местными традициями художественного ткачества. Тканые пояса и их характерные особенности.

Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме.

Раздел 2. Витье и плетение поясов

Тема 2.1. Основные сведения о поясе, как предмете определенных обычаев. Знакомство с поясом, как древнейшим элементом в одежде, его назначением и местом в жизни человека.

Оборудование: диапозитивы, альбомы, пояса. Различные виды тканых и плетеных поясов.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме

Тема 2.2. Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов. Знакомство с

приемами выполнения витого пояса на основе двух, трех и четырех нитей, простейшие цветовые гармонии.

Практическая работа: выполнить шнур, опояску или пояс. Оформить конец простой кистью.

Оборудование: шерстяные нити разного цвета, крючок.

Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса способом кручения пояса.

Тема 2.3. Плетение пояса на пальцах (дерганье). Знакомство с простейшими способами изготовления пояса (тесьмы и закладок) без применения инструментов.

Практическая работа: сплести закладку, тесьму или пояс.

Оборудование: цветные нити (шерсть, мулине).

Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на пальцах

Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на дощечках

Тема 3.1. Основные сведения об изготовлении пояса на дощечках. Заправка

дощечек основой. Знакомство с техникой ткачества поясов на дощечках.

Заправка дощечек основой.

Практическая работа: заправить основу (4-8 дощечек) для выполнения закладки.

Оборудование: шерстяные и хлопчатобумажные нити (ирис, мулине). Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках

Тема 3.2. Выполнение образцов плетения на дощечках (закладка). Знакомство с закономерностями образования орнаментов в технике ткачества на дощечках.

Практическая работа: выполнить закладку.

Оборудование: дощечки, шерстяные или хлопчатобумажные нити (ирис, мулине).

Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках.

 

Раздел 4. Творческая работа «Традиция»

Тема 4.1. Разработка проекта пояса. Знакомство с правилами выполнения эскизов и технического рисунка для изготовления пояса на дощечках.

Практическая работа: выполнить эскиз пояса в цвете. Создать технический рисунок для своего пояса на дощечках.

Оборудование: фломастеры, бумага в мелкую клетку.

Самостоятельная работа: разработка эскизов пояса.

Тема 4.2. Заправка дощечек нитями основы в соответствии с техническим рисунком. Закрепление знаний по заправке дощечек основой. Работа с эскизом и умение рассчитывать необходимое количество нитей. Порядок заправки нитей основы в дощечки.

Практическая работа: заправить дощечки основой. Собрать основу в косу.

Оборудование: эскизы, сновальные рамы, цветные нити (шерсть, ирис, шелк),

дощечки.

Самостоятельная работа: завершение работы.

Тема 4.3. Выполнение проекта в материал Закрепление полученных навыков ткачества пояса на дощечках.

Практическая работа: выполнить пояс на дощечках.

Оборудование: дощечки, заправленные основой из цветных нитей. Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках.

Тема 4.4. Оформление концов пояса кистью. Понятие завершенности выполненной работы. Украшение края возможными вариантами выполнения кисти. Практическая работа: выполнить кисть на концах пояса.

Оборудование: нитки шерстяные, хлопчатобумажные, готовые пояса, крючок или трикотажная игла.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

 

Раздел 5. Основные приемы ткачества «Ткачество на бердышке»

Тема 5.1. Инструменты и материалы, используемые в работе. Подготовка к

снованию основы для узорного пояса.

Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при ткачестве пояса на бердышке. Отработка навыков снования основы на маленькую раму.

Практическая работа: насновать небольшую короткую основу из семи узорных нитей.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

 

Тема 5.2. Ткачество на бердышке без рисунка.

Отработка навыков ткачества на бердышке. Отработка приема прокладки уточной нити. Отработка приема образования зева на бердышке.

Практическая работа: выполнить небольшую закладку, тесьму.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества на бердышке.

Тема 5.3. Закономерности образования орнаментов на поясах, тканных на

бердышке. Закономерности образования узоров в ткачестве поясов на бердышке.

Практическая работа: выполнить на бумаге в клетку копию орнамента, характерного для тканья на бердышке.

Оборудование: образцы поясов, технические рисунки, бумага в клетку, фломастеры.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Тема 5.4. Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент).

Закономерности образования простейшего узора на основе ромба.

Практическая работа: выбрать несколько рапортов простого узора.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы,

технический рисунок.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Тема 5.5. Выполнение образцов узорного ткачества (ткачество букв).

Знакомство с техникой узорного ткачества (ткачество букв). Чтение технического рисунка. Отработка техники выбора узорных нитей челноком.

Практическая работа: выполнить закладку, браслет со своим именем.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы,

технический рисунок букв.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Раздел 6. Творческая работа «Традиция»

Тема 6.1. Разработка проекта ткачества узорного пояса на бердышке.

Правила выполнения эскиза и технического рисунка пояса.

Практическая работа: выполнить эскиз и технический рисунок орнамента для

узорного пояса. Знакомство с правилами узорообразования для ткачества на бердышке.

Оборудование: бумага в клетку, фломастеры

Самостоятельная работа: выполнение эскиза узорного пояса.

Тема 6.2. Выполнение проекта в материале. Закрепление полученных навыков выполнения узорного пояса.

Практическая работа: выполнить проект в материале.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков ткачества на бердышке.

Тема 6.3. Оформление концов пояса кистью. Изучение возможных вариантов оформления пояса кистью.

Практическая работа: оформить концы пояса кистями.

Оборудование: нити х/б, шерсть, игла, крючок.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков

III.ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Требованияк уровнюподготовки на различныхэтапахобучения

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа«Работа в материале»:

-знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

-знаниефизических ихимических свойствматериалов,применяемыхпривыполнении изделийдекоративно-прикладного творчества;

-уменияраскрыватьобразноеиживописно-пластическоерешениевхудожественно- творческихработах;

- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчестваи народныхпромыслов;

-навыкисамостоятельного применения различныххудожественныхматериалов итехник;

-навыки копирования лучших художественныхобразцов;

-навыкиработы вразличныхтехниках иматериалах.

Учащийсясможетрешать следующие жизненно-практическиезадачи:

-развитиекоммуникативныхнавыков;

-развитиехудожественного вкуса;

-улучшитьмоторику, пластичность, гибкостьрукиточностьглазомера;

- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипноеилисвободное мышление;

- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированнойспособности находитьисоздавать замыслы своихрисунков).

Учащийся способенпроявлять следующие отношения:

-формированиеуважения ктруду;

-воспитаниеинтересак искусству, пониманияпрекрасного;

-показываетналичиеэмоциональнойотзывчивостинажизненныеявления,отношениек народным промыслам.

 

Критерии оценки

Вовремяобъяснения новойтемы и передвыполнением каждого задания преподаватель ставитпередучеником конкретные задачи.В зависимостиот качествавыполненияэтих задачоценивается работаученика.

5(отлично)- учениксамостоятельновыполняетвсе задачинавысокомуровне,егоработа отличается оригинальностью идеи, грамотнымисполнениемитворческимподходом.

4(хорошо)- учениксправляетсяспоставленнымипереднимзадачами,ноприбегаетк помощи преподавателя. Работавыполнена, ноесть незначительныеошибки.

3(удовлетворительно) -учениквыполняетзадачи,но делаетгрубыеошибки(по невнимательности или нерадивости). Для завершенияработы необходима постоянная помощь преподавателя.

 

VI.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

 

Структурапрограммыучебного предмета

I. Пояснительная записка………………………………………………………..  
II.Содержаниеучебного предмета………………………………………………  
III.Требованиякуровнюподготовкиобучающихся…………………………  
IV.Формы и методыконтроля, система оценок………………………………  
V.Методическоеобеспечениеу

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.