Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики.

2018-01-29 2122
Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Системный подход – направление философии и методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Системный поход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратеги их изучения.

Системный подход воплощает в себе идею всеобщей связи явлений, взаимодействия и взаимовлияния различных процессов. В центре внимания системного исследования — объект-система как некоторая целостность, общие для всей системы закономерности функционирования и развития, которые оказывают определяющее влияние на деятельность входящих в нее элементов. Исследование системы предполагает выявление механизма функционирования и развития системы в целом, закономерностей ее жизнедеятельности.

Исторически системный поход приходит на смену распространенным в ХVІІ – ХІХ веках концепциям механицизма и по своим задачам противостоит им. Исходя из этого подхода основное внимание уделяется рассмотрению разнообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его отношениях с внешним окружением, средой [8, л. 71]. Системный подход отказывается от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования и основной акцент делает на анализе целостных интегративных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры.

Выделение в системе различных аспектов носит условный характер и служит лишь углубленному изучению как самой системы, так и природы ее взаимодействия с составляющими ее элементами. На деле система представляет собой единый и неразрывный процесс движения винтегративной совокупности всех своих аспектов и элементов.

Классификация систем.

Теоретические

Формализация: аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислении, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в юм числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств);

статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы: (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков)

Логико-интуитивные

Экспертные «Мозговой штурм» (прямая «мозговая» ата­ка, обмен мне­ниями, комис­сия, деловая игра, конфе­ренция идей, коллективная генерация идей, творческие со­вещания, кол­лективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирова­ние гипотез Классификация и типология Научное обсуждение и научная полемика.

Эмпирические

Наблюдение (активное наблю­дение, моментное наблюде­ние, фотогра­фия рабочего дня, самообсле­дование) Сравнение Измерение (социологиче­ское, техниче­ское, экономи­ческое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анке­тирование, ин­тервьюирование, опросы-беседы) Изучение до­кументации и информацион­ных материалов.

Комплексно-комбинированные

Абстрагирование. Анализ и синтез,Дедукция и индукция,Декомпозиция и композиция. Корреляционный, Факторный,Динамический Ретроспективный, Квалиметрический,Индексный, ФСА, Системный анализ, Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокуп­ность корреляци­онного, регресси­онного, балансово­го, и др.) Факторный анализ. Социологический. Прогностический анализ Диагностический анализ Детальный анализ Глобальный анализ Экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод.

23. Понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании.

Моделирование – один из наиболее распространенных способов исследования свойств и поведения объектов, процессов явлений путем применения вспомогательной системы – модели, которая находится в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом.

Модель осознается нами в практической деятельности как нечто универсальное и реализуемое различными способами (предметно, в виде описаний, интуитивно). Известно много определений модели. Само определение объекта – это модель, знания – это тоже модель, цель также является моделью желаемого состояния, алгоритм функционирования системы представляет собой модель системы в динамике и т.д.

Таким образом, модели – это специальные (вспомогательные) системы, отображающие исследуемые объекты в определенном целевом соответствии.Процесс построения и исследования (изучения) моделей называется моделированием. Модели позволяют сформировать упрощенное представление о системе и получить результаты намного быстрее, чем при изучении реального объекта. Более того, гипотетические модели объекта могут быть исследованы и изучены еще до его создания.

Главная особенность моделирования заключается в том, что это метод опосредованного познания свойств и поведения системы с помощью объектов-заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и реальным объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.

При моделировании важно учитывать взаимосвязь и роль всех «участников» этого процесса. Такими участниками являются:

- субъект – исследователь, инициатор (заказчик) моделирования и/или пользователь его результатов;

- объект (оригинал) – реальный или гипотетический объект исследования;

- модель – отображение объекта, посредством которого осуществляется взаимосвязь исследователя и объекта;

- среда, в которой находятся и с которой взаимодействуют все «участники» моделирования.

Основными факторами, определяющими роль и степень «участия» в моделировании, являются:

- для объекта: проблема, цели и задачи, условия и предполагаемые варианты решения, ограничения;

- для субъекта: уровень знаний об объекте и предмете исследования, степень владения методами и средствами моделирования, ресурсы моделирования (временные, финансовые, кадровые, технические и др.);


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.