Технологии контроля уровня развития — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Технологии контроля уровня развития

2018-01-29 418
Технологии контроля уровня развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

общего и технического интеллекта студентов

 

Для оценки уровня развития интеллектуальных способностей студентов на различных этапах их обучения в вузе могут быть применены:

· Школьный тест умственного развития «ШТУР» (М.К. Акимова,

Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова /1987/);

· шкалы общеинтеллектуальных умений, разработанные Н.В. Кузьминой;

· тесты интеллекта Г. Айзенка, Р. Амтхауэра, Д. Векслера;

· тесты творческих способностей Е. Торренса;

· методика Д. Фланагана для измерения общих и специальных технических способностей инженеров (адаптирована и стандартизирована В.А. Чикер);

· комплексный интеллектуальный тест, разработанный в НИИКСИ при СПбГУ.

Остановимся несколько более подробно на каждой из перечисленых методик и отметим целесообразность их применения на тех или иных этапах обучения студентов в вузе.

1. Школьный тест умственного развития «ШТУР» наиболее целесообразно применять для оценки развития общего интеллекта первокурсников, чтобы им самим и преподавателям иметь представление об уровне обученности поступивших в вуз, в частности об их осведомленности в различных областях естественно-научных и гуманитарных знаний, умениях находить аналогии, классифицировать, обобщать, логически мыслить. Кроме того, необходимо у первокурсников определить уровень развития образного мышления, применив, например, соответствующий субтест теста Амтхауэра, и уровень развития пространственного мышления по тесту «ломаная линия». Желательно у первокурсников определить стили мышления (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист), чтобы в процессе обучения развивать те стили (стиль) мышления, которые особенно необходимы в будущей профессиональной деятельности, используя при этом тест А.А. Алексеева /5/. Таким образом, может быть установлен исходный уровень развития интеллектуальных способностей студентов, дальнейшее развитие которого является важнейшей задачей каждого преподавателя, вузовской психологии и педагогики в целом.

2. Шкалы общеинтеллектуальных умений подразделяются на шкалы: гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских умений. Каждый компонент этих шкал может быть определен как самим студентом, так и преподавателем или психологом по пятибалльной шкале: 5 – качество ярко выражено, 4 – имеет место, 3 – сформировано на среднем уровне, 2 – ниже среднего уровня, 1 – в минимальной степени.

Шкалы общеинтеллектуальных умений могут применяться на протяжении всего периода подготовки специалиста в вузе и для оценивания развития гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских способностей в том или ином семестре или учебном году.

Значение шкал интеллектуальных умений, по нашему мнению, в том, что для студентов они являются программой развития их познавательной деятельности, программой самообразования и саморазвития. Для преподавателей они служат основой для составления заданий-задач, решая которые студенты развивают свои гностические, проектировочные и другие способности, необходимые как в процессе обучения в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности.

3. Уровень развития общего интеллекта у студентов, по нашему мнению,

целесообразно оценивать в конце каждого учебного года, применяя на первом и втором курсах – тест Амтхауэра, на третьем и четвертом курсах – тест Д. Векслера и комплексный интеллектуальный тест НИИКСИ, на четвертом -пятом курсах – тест Д. Фланагана и тест Е. Торренса.

В связи с тем, что на третьем курсе в основном заканчивается общенаучная и общетехническая подготовка студентов. Ее уровень целесообразно оценить по комплексному интеллектуальному тесту НИИКСИ, который позволяет по результатам решения двадцати задач определить:

1. логичность мышления – способность устанавливать связи по формальному признаку.

2. способность к анализу и синтезу – способность из множества связей выделить существенные для данного явления, определить структуру задачи и затем представить процесс решения в целом, предвидеть конечный результат.

3. критичность мышления – способность посмотреть на полученный результат с разных точек зрения, объективно оценить его.

4. абстрактное мышление – способность переходить от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям.

5. способность к творчеству – способность найти большое количество различных решений одной и той же задачи.

6. умение разбираться в принципах работы технических устройств.

Значение комплексного интеллектуального теста НИИКСИ в том, что он

позволяет за минимальное время определить не только уровень различных компонентов мышления и способность к творчеству, но и умение разбираться в принципах работы различных технических устройств, т.е. судить о развитии некоторых технических способностей.

Тест Д Фланагана включает 13 субтестов: «наблюдательность», «механика», «таблицы», «умозаключение», «словарь», «умозаключение и суждение», «детали», «планирование», «математика», «изобретательность», «шкалы», «грамматика и правописание». По этому тесту, таким образом, может быть оценен уровень интеллектуальных, технических и других способностей, необходимых будущему инженеру.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.