Понятие и криминалистическая характеристика нарушений ПДД — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие и криминалистическая характеристика нарушений ПДД

2018-01-05 257
Понятие и криминалистическая характеристика нарушений ПДД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДТП – это нарушение нормальной работы транспорта, возникшее в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам, повлекшее вредные последствия.

В зависимости от последствий ДТП различают преступные нарушения ПДД и эксплуатации транспорта, и административные правонарушения на транспорте.

Если нарушение ПДД и эксплуатации транспорта привело к тяжким последствиям, оно квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ.

При наступлении иных последствий ДТП квалифицируется как административно-правовые нарушения по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях.

К числу наиболее часто встречающихся видов ДТП относятся:

1. Наезд транспортного средства на пешехода.

2. Столкновение транспортных средств.

3. Опрокидывание транспортного средства.

4. Падение пассажиров.

Причинами возникновения ДТП являются либо вина людей (водителей, пешеходов, пассажиров, велосипедистов), либо грубые нарушения работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией регулирования дорожного движения.

Нарушение ПДД со стороны водителей чаще всего заключается:

- в превышении безопасной скорости при маневре (обгоне, повороте);

- в необходимости уклониться от наезда или столкновения;

- в несоблюдении очередности проезда перекрестков;

- в неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала;

- в неправильном расчете минимального остановочного пути;

- в нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;

- в несоблюдении безопасной дистанции;

- в неожиданном выезде из своего ряда движения;

- в ослеплении светом фар;

- в стоянке на проезжей части без освещения или др. сигналов;

- в нарушении правил перевозки пассажиров;

- в технической неисправности а/м;

- в нарушении правил буксировки, перевозки грузов, проезда ж/д переездов, обгона;

- в нетрезвом состоянии водителей, его работы по времени, превышающем допустимые пределы (утомляемость) и т.д.

Нарушение ПДД пешеходами обычно заключается:

- в неожиданном появлении перед близко идущим транспортным средством из-за препятствия;

- во внезапном выходе из-за транспортного средства;

- в непредсказуемом поведении пешехода;

- в выходе на проезжую часть в запрещенном месте;

- в нарушении правил перехода перекрестков и т.п.

Пешеходы, велосипедисты и пассажиры, допустившие нарушение ПДД, которые привели к гибели людей или к другим тяжким последствиям, несут уголовную ответственность по ст.268 УК РФ.

Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных автомототранспортных средств или городских электротранспортных средств, тракторов или др. самоходных средств (дефект тормозной системы, ходовой части, осветительных приборов и т.д.) лицом, ответственным за техническое состояние АМТ - если это привело к нанесению тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного материального ущерба - квалифицируется по ст. 266 УК РФ.

В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную.

Начальная фаза – условия движения участников, ложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны принять меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий.

Непринятие таких мер приводит к переходу от опасной ситуации к аварийной, когда участники движения не имеют технической возможности предотвратить ДТП.

Кульминационная фаза – это событие, вызывающее наиболее тяжкие последствия (повреждения АМТ, пешеходов, водителей и т.п. Если в ДТП участвует немного транспортных средств и пешеходов, эта фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) и развивается на сравнительно небольшом участке дороги. Когда в ДТП вовлечены десятки а/м («цепные» ДТП) продолжительность кульминационной фазы может возрасти до нескольких минут на довольно большом участке дороги.

Конечная фаза обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.

В криминалистике ДТП классифицируется как: столкновение, наезд и опрокидывание транспортных средств.

В результате физического контакта участников ДТП всегда на месте происшествия остаются какие-то следы (крови, масел, осыпание грязи, краски, стекол, торможения, волочения и т.д.).

По ним в условиях своевременного их обнаружения и фиксации возможно установление механизма и причин ДТП.

Практика показывает, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску, а люди свыше 40 лет действуют очень осторожно и этим нарушают ритм движения. В 80% ДТП виновны водители, около 20% – пешеходы.

Сложность расследования: ДТП, как правило, быстротечны, свидетельская база мала, часто участники ДТП, особенно чувствующие себя виновными, скрываются с места происшествия. В подавляющем большинстве форма вины – неосторожность (преступная самонадеянность или небрежность).

Первоначальные СД

Осмотр места происшествия. При подготовке к нему необходимо:

- принять меры по оказанию мед. помощи пострадавшему;

- остановка движения (полностью или частично);

- определить, какие специалисты должны участвовать в осмотре.

По прибытии на место происшествия проверяется эффективность охраны места происшествия и опрашиваются очевидцы и лица, обнаружившие следы преступления.

У очевидцев выясняются:

- анкетные данные;

- место, с которого наблюдали происходившее;

- положение транспорта и препятствий на дороге;

- реакция участника на ситуацию в начальной стадии (подавались ли сигналы, производилось ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения и т.п.).

Если в ДТП участвовал пешеход, выясняется, где он вышел на дорогу, в каком направлении и как двигался, на каком участке произошел контакт, где он оказался после этого.

У очевидцев, выявивших следы преступления, выясняется, откуда и куда они следовали, какой транспорт и кого из пешеходов при этом они видели, и т.п. На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра. В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаиморасположение, состояние имеющихся объектов и следов. По ходу осмотра производятся необходимые измерения проезжей части и окружающей местности, выставляются сигнальные обозначения в местах обнаруженных следов. В результате исследования и анализа отдельных следов воссоздается мысленная модель механизма их образования и следообразующего объекта.

Определенным видам ДТП (наезды, столкновения, падения пассажиров и т.д.) присущи типичные следы.

1. При наездах на неподвижные объекты на них и возле остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки, горючего, части транспортного средства.

2. При наезде на человека на дороге образуются, кроме указанных следов, пятна крови, трассы от волочения и т.п.

3. Признаки столкновения автомобилей – потеки и пятна воды, антифриза, ГСМ и т.п. От вращения машин на дороге остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес.

4. При опрокидывании образуются следы заноса, скольжения транспорта, отпечатки ударов бампера и т.д.

Для всех видов ДТП характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе (описание, фотографирование, изготовление слепков, копирование на бумагу, сырую резину и т.д.)

В ситуации, когда ДТП окончилось смертью человека, производится осмотр трупа. Фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспортного средства, следов и т.д. На одежде и теле необходимо искать частицы краски, стекла, ГСМ, отпечатки частей автомобиля и т.д.

Важный момент ОМП – исследование транспорта. Зачастую для этого требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, определить их последовательность и т.д.

В объемных следах измеряется их глубина, ширина и длина, дно контактных поверхностей исследуется в целях обнаружения частиц краски, крови, волос, костно-мышечных тканей и т.д.

В качестве приложения к протоколу ОМП составляются масштабные планы и схемы участка.

Следственный эксперимент проводится на установление возможности видеть; слышать; образования каких-либо следов в определенных условиях; ослепления водителя; самопроизвольного скатывания автомобиля и т.д. При проведении следственного эксперимента обеспечивается полная безопасность его участникам.

При проведение автотехнической экспертизы выясняются вопросы о механизме ДТП в целом (исходя из данных, обнаруженных при ОМП и расследовании):

- о месте столкновения транспортных средств;

- о направлении их движения;

- о возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания;

- о взаиморасположении транспортных средств в момент столкновения машин и пешеходов во время наезда и др.

В некоторых случаях проводятся комплексные экспертизы с участием автотехников, трасологов, химиков, физиков и т.д.

В распоряжение экспертов предоставляются необходимые материалы уголовного дела, среди них обязательно протоколы ОМП, транспортных средств, вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников ДТП, заключения СМЭ.

Поводы возбуждения уголовных дел:

- обнаружение милицией (ГИБДД) признаков преступления;

- заявление потерпевших или их близких;

- заявление очевидцев, водителей (участников);

- сообщения сотрудников медицинских учреждений.

Типичные начальные следственные ситуации:

1. Водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;

2. Водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

3. Транспортное средство находится на месте, водитель скрылся;

4. Водитель скрылся с а/м и увез с собой потерпевшего или труп.

Ситуация №1 – самая распространенная. Действия следователя – немедленный ОМП, в т.ч. транспортного средства., опросы и последующие допросы всех осведомленных лиц, освидетельствование водителя и потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения, назначение СМЭ потерпевшего и т.д.

Ситуация №2 – характерны наиболее серьезные последствия – причинение ТТП или смерти чаще всего после угона или управление транспортным средством в состоянии опьянения. В этом случае – ОМП, опросы, допросы, задание органу дознания на установление лица, совершившего ДТП, назначение СМЭ и т.п.

Ситуация №3. Автомобиль на месте, водитель скрылся:

- осмотр места происшествия;

- осмотр автомашины; (тщательный, детальный для поиска не только следов, характерных для ДТП, но и следов рук);

- опрос и допрос очевидцев, потерпевших и др.;

- СМЭ;

- задание на розыск лица (угонщик или пьяный водитель).

Ситуация №4. Водитель скрылся на автомобиле и увез потерпевшего или труп:

- ОМП;

- опрос и последующий допрос очевидцев, свидетелей;

- дать задание на установление водителя, автомашины и потерпевшего (ОРМ, СМИ и т.д.);

- при обнаружении трупа – СМЭ;

- розыск транспортного средства по свидетельским показаниям и материальным следам на месте происшествия – марка и тип автомашины, ее цвет и др. приметы, государственный номер, перевозимый груз и т.д.

Типичные версии:

1. Нарушение ПДД водителем: нахождение водителя в нетрезвом состоянии, превышение скорости, неправильный обгон и т.п.

2. Неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов.

3. Техническая неисправность транспортного средства.

4. Грубая неосторожность пешехода.

5. Случайное стечение обстоятельств.

6. Инсценировка ДТП с целью скрыть др. преступление.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.