Понятие и принципы современных технологий — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие и принципы современных технологий

2018-01-05 6005
Понятие и принципы современных технологий 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Понятие современных технологий

Термин «технология» определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции.

В настоящее время термин «технология» используется как в широком, так и узком смыслах.

В широком смысле технологией называется объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

В узком смысле под технологией подразумевается способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления[1].

На ранних этапах научно-технического прогресса технологии рассматривали, как правило, в связи с конкретной отраслью производства (технология строительства, технология машиностроения, технология горных работ и т.п.) либо в связи с применяемым способом получения или обработки определенных материалов (технология металлов, технология пластмасс, технология тканей и т.п.)

Современные технологии ориентированы на получение более широкого спектра продукции, которую обычно именуют наукоемкой. В этой связи появился даже специальный термин «высокие технологии» (от англ. high technology, hi-tech)[2]. На нынешнем этапе технологию также можно определять и как систему научных положений и и основанных на них практических рекомендаций по использованию определенных средств с помощью конкретных методов в процессе целенаправленной деятельности для повышения ее эффективности.

Современные технологии.

Под влиянием научно-технического прогресса происходит не только совершенствование уже известных технологий, но и появление новых их разновидностей, причем в больших количествах. В XX веке, особенно со второй его половины, произошло появление ряда новых технологий: биотехнологии, мембранной технологии, лазерной, ядерной, информационной, нанотехнологии.

Информационные технологии.

Подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии, материальное ядро которой образует микроэлектроника. Микроэлектроника формирует элементную базу всех современных средств приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи. Сама микроэлектроника возникла первоначально именно как технология: в едином кристаллическом устройстве оказалось возможным сформировать все основные элементы электронных схем.

Важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация является не только продуктом, но и исходным сырьем. Более того, электронное моделирование реального мира, осуществляемое в компьютерах, требует обработки несоизмеримо большего объема информации, чем содержит конечный результат.[3]

Электронное моделирование стало неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим в свое время привело к идее создания нейрокомпьютеров- ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступал так же, как человек, т.е. многократно просматривал информацию, делал ошибки, учился на них, исправлял, и, наконец, успешно справлялся с задачей. Такие компьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д.

Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь привел человечество от микротехнологий к нанотехнологиям и наноситемам.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации так называемого синтеза знаний.

Немаловажен трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многими видами работ и технологических операций.

В предметное поле правового регулирования в РФ информационные технологии оказались вовлеченными вследствие принятия Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Указанный закон не содержал легального понятия информационной технологии, однако был призван в том числе регулировать отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения[4].

В настоящее время отношения, возникающие при применении информационных технологий, регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно ст. 2 названного закона под информационными технологиями следует понимать процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов[5].

Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

13.2. Принципы применения информационных тех­нологий в деятельности правоохранительных органов

Под принципами информационно-технологического обеспе­чения управления правоохранительных органов следует понимать императивы, правила, по­стулаты и общие идеи о том, как должна строиться, функциониро­вать и развиваться система информационных технологий в сфере правоохранительной деятельности. В отличие от закономерностей, принципы субъективны по своей природе. Они формируются спе­циалистами на основе познания закономерностей и опыта практи­ческой деятельности. С точки зрения гуманитарных, социальных наук именно люди создают, формируют принципы, идеи и катего­рии соответственно своим общественным отношениям и своей коммуникативной практике.

К настоящему времени исследован и обоснован достаточно ши­рокий круг принципов создания и применения информационных тех­нологий в деятельности правоохранительных органов. Целесообразно разделить его на три взаимосвязанные принципиальные группы:

1) основополагающие организационно-технологические прин­ципы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов;

2) методологические принципы создания автоматизированных информационных систем правоохранительных органов всех видов и уровней на основе совре­менных компьютерных технологий;

3) принципы информатизации управления правоохранительных органов. Рассмотрим указанные выше принципы более подробно. Содержание первой группы принципов следует из обоснован­ных признаков, которыми должна характеризоваться всякая научная и практическая технология, а также из обоснованных критериев, ко­торым эта технология должна отвечать.[6]

Принцип разделения процесса информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов на внутренние взаимосвязанные этапы является одним из основополагающих с позиций научной технологии. В этом принципе заложено объективное стремление социальной системы обеспечить оптимальную или близкую к оптимальной динамику раз­вития процесса информационного обеспечения. Практическое ис­пользование данного принципа позволяет определить рациональные границы требований к личному составу, который будет действовать по данной информационной технологии на каждом этапе управленче­ского процесса.

Принцип координированного и поэтапного выполнения целена­правленных действий по информационному обеспечению деятельно­сти правоохранительных органов базируется на внутренней логике процесса управления. Со­блюдение данного принципа позволяет достичь цели информацион­ной технологии - получение информации, полностью удовлетворяю­щей требованиям системы управления.

Принцип однозначности выполнения включенных в информаци­онную технологию процедур и операций отражает непременное и ре­шающее условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки и неукосни­тельного выполнения внутрисистемных норм и нормативов обработ­ки информации в структуре МВД России. Только в этом случае вся совокупность управленческих, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных служебных данных будет характеризо­ваться единообразием и пригодностью к использованию в любой гео­графической точке системы на любом уровне управления. Разработка, внедрение и практическое использование единой системы норм и нормативов являются научной основой, необходимым условием для проектирования любых информационных технологий в органах внут­ренних дел и внутренних войсках.

Принцип массовости информационного продукта в деятельно­сти правоохранительных органов определяет перерастание информационного обеспечения из второстепенной обеспечивающей функции в мощный компонент управления. Основное значение массовости продукта информацион­ной технологии для развития системы управления правоохранитель­ной деятельности состоит в том, что такая система требует строгой воспроизводимости результатов. Именно строгая воспроизводимость «серийного» производства информации (но не стереотипность самой информации) отличают научно обоснованную технологию информа­ционного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

Принцип предельности параметров информационного продук­та в системе управления правоохранительных органов характеризует соотношение меж­ду реально достигнутыми и предельно возможными характеристика­ми информации. Аналогично этот принцип относится и к информаци­онно-технологическому процессу обеспечения правоохранительной деятельности. В достаточно сложных информационных массивах МВД России существуют как очевидные физические ограничения (объем накопителя, плотность записи, скорость обработки и передачи данных), так и менее очевидные системные ограничения. Системные ограничения (системная сложность информационного продукта, базы данных) определяются уже информационно-технологическими прин­ципами управления. Причем такие ограничения имеют как абсолют­ный характер, так и физические законы.

Принцип сложности информационного продукта в системе управления правоохранительных органов тесно связан с предыдущим принципом предельно­сти параметров. Суть его состоит в том, что невозможно воспроизво­дить ни один информационный результат высокого уровня сложности и качества, не повторив всю технологию его получения. Напри­мер, для того, чтобы воспроизвести, повторить оценку оператив­ной обстановки на территории государства по итогам календарно­го года, необходимо еще раз собрать всю совокупность данных о преступности, о причинах, условиях и факторах, определяющих криминологические процессы, о силах и средствах правоохранительных органов, о показателях эффективности правоохранитель­ной деятельности. Вновь собранные данные следует агрегировать, интегрировать и подвергнуть обработке в соответствии с установ­ленными критериями и затем представить по установленной фор­ме.

Таким образом, перечисленные шесть организационно-техноло­гических принципов информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов постулируют замену традиционной концепции выбора методов, приемов, средств работы с информацией. Вместо произвольной (зачастую искусной, а иногда и очень качественной) комбинаторики приемов обработки данных, подготовки и пересылки бумажных до­кументов, формирования многоярусных картотек и многоэтажных архивов формируется научная стратегия выбора оптимальной струк­туры информационного продукта и рациональной последовательно­сти этапов его синтеза и использования. При этом важно учитывать, что существует строго однозначное соответствие между системными принципами информационной технологии, качеством исходных дан­ных и функциональными характеристиками конечного информацион­ного продукта.

Вторая группа принципов построения информационных тех­нологий в системе управления правоохранительных органов определяет методологию созда­ния автоматизированных информационных систем всех видов и уров­ней. Эти принципы были впервые сформулированы академиком В.М. Глушковым и в настоящее время трансформированы относительно достигнутого уровня мировой компьютерной индустрии и правоохра­нительной практики.

Принцип новых возможностей состоит в том, что современные информационные технологии должны не просто возлагать на компьютерную базу традиционно сложившиеся методы и формы информационного обеспечения, а развивать и совершенствовать эти методы в соответствии с новыми задачами. Первоначально данный императив именовался «принципом новизны задач». Нор­мативно-правовое закрепление за органами внутренних дел и внутренними войсками целого ряда новых управленческих и опе­ративно-служебных задач выдвигает данный принцип на приори­тетный уровень, так как резервы новых возможностей управления не безграничны, а значит, возможность задействовать технологи­ческий потенциал информационного обеспечения приобретает особую ценность.

Принцип системного подхода постулирует необходимость построения новых информационных технологий на основе сис­темного анализа объекта и всей структуры управления правоохранительных органов. По су­ществу, данный принцип требует создавать информационно-технологическое обеспечение правоохранительной деятельности как целостную подсистему управления органами внутренних дел и внут­ренними войсками. При этом, в соответствии с канонами системной методологии, требуется формировать цели и критерии функциониро­вания объекта управления и объекта информатизации, обосновывать оперативно-технические требования к информационному обеспече­нию, проводить структуризацию целей системы, применять методы системного моделирования. Пути реализации данного принципа широ­ко освещены в учебной и специальной литературе и являются обще­признанными.

Принцип типизации проектно-технологических задач требу­ет, чтобы создаваемые информационно-технологические решения подходили как можно более широкому кругу объектов информати­зации в системе правоохранительных органов. Такая формулировка данного принципа при­звана минимизировать затраты на разработку программно-аппаратных средств и расходы на их эксплуатацию. Примером эф­фективной реализации принципа типизации является функциони­рование в рамках МВД России Единого территориально-распределенного информационного фонда программно-техниче­ских средств информатизации органов внутренних дел (Инфонда). Перечень типовых общесистемных и прикладных программных средств утверждается Министром внутренних дел, что подтвержда­ет значимость названного принципа.

Принцип неразрывности развития систем непосредственным образом связан с совершенствованием, трансформацией и реструкту­ризацией самой системы управления и входящих в нее подсистем. Поэтому первоначально данный принцип постулировал обязательную готовность АИС быстро реагировать на эти изменения без логики ее организационно-технологического построения: при проектировании конкретной технологии должна предусматриваться возможность ав­томатизации программирования и перекомпоновки информационных массивов.

Принцип единства информационной базы призван обеспе­чить базовую интеграцию различных видов и форм управленче­ской информации в целях последующего динамичного развития информационных технологий без их структурной ломки. В сфере оперативно-розыскной деятельности и справочной работы данный принцип в настоящее время реализуется посредством утвержден­ного Министром внутренних дел «Классификатора оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации авто­матизированных поисковых систем федерального учета». Приме­нительно ко всей системе управления правоохранительных органов подобного инструмен­тария пока не создано.

Принцип комплексных задач и рабочих программ предназначен для обеспечения комплексирования, объединения неординарных управленческих проблем и соответствующих им информационно-технологических решений. По этой причине при разработке различ­ных технологий информационного обеспечения нужен комплексный подход, обеспечивающий создание программных средств, которые открыты для взаимодействия друг с другом и способны упорядочи­вать информационные потоки в системе в целом. [7] Мировая компью­терная индустрия выработала несколько стандартов, обеспечивающих реализацию данного принципа:

международный стандарт ISO 7498, который определяет базо­вую архитектуру взаимосвязи открытых систем;

архитектура среды для разработки приложений (SAA), включающая систему пользовательских интерфейсов (CUF), систе­му коммуникации (CCS), систему программных интерфейсов (CPI), а также общие соглашения IBM в части разработки прикладных систем (СА);

архитектура объектного управления «ОМА» (Object Managemenet Architecture), включающая следующие стандарты и спецификации: обобщенную архитектуру посредника объектных запросов «CORBA» (Common Object Request Broker Architecture), обобщенную спецификацию объектных сервисов «COSS» (Common Object Services Specification) и спецификацию обобщен­ных средств «CF» (Common Facilities), которая разрабатывается группой компаний OMG;

архитектура распределенной объемной среды «DOE» (Distributed Object Environment), которая разрабатывается фирмой SunSof;

архитектура распределенной вычислительной среды, т.е. ин­тегрированной среды, состоящей из услуг инструментальных средств и утилит, обеспечивающих распределенную обработку данных DCE (Distributed Computing Enviroment), Межсистемный программный продукт, разработанный организацией OSF.

Существует и ряд иных стандартов, спецификаций и техноло­гий, способствующих реализации принципа комплексных задач и ра­бочих программ. Между тем ни один из них в настоящее время нельзя считать полностью удовлетворяющим требованиям правоохранитель­ной деятельности и готовым к внедрению в практику управления правоохранительных органов. [8]

Таким образом, структура принципов построения и применения информационных технологий правоохранительных органов, как и структура понятийного ап­парата всякой развивающейся научно-прикладной дисциплины, пред­ставляет собой иерархию, основные звенья которой связаны в поряд­ке содержательной и логической подчиненности.

Лекция 14.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.