Эксперименты со зрительной кинестезией — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эксперименты со зрительной кинестезией

2018-01-05 397
Эксперименты со зрительной кинестезией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До сих пор значительная часть данных относитель­но вызванных эго-движений была получена с помо­щью кино, тренажеров или парковых аттракционов. С помощью кино можно в той или иной степени вос­произвести поток оптического строя вдоль траекто­рии полета. Наблюдатель будет видеть себя движущимся вниз по направлению к псевдоаэродрому в такой же, однако, степени, в какой он осознает себя сидящим в комнате и смотрящим на экран. На экране синера­мы * виртуальное окно может выхватывать из объем­лющего строя приблизительно 160 угловых градусов (вместо 2.0 или 30 угловых градусов в обычном кино). В результате может возникнуть очень впечатляющая и, кстати говоря, достаточно дискомфортная иллюзия движения. Мы использовали тренажер с панорамным изогнутым экраном, размер которого по периметру составлял 200 угловых градусов; так, например, один из таких тренажеров симулировал полет на вертоле­те, и впечатления взлета, полета, крена и приземле­ния были настолько яркими, что иллюзия реальнос­ти была почти полной, хотя тело наблюдателя ни на мгновение не отрывалось от пола. Кроме того, пред­принимались попытки симулировать процесс вожде­ния автомобиля.

Такая симуляция оптической информации по­зволяла воочию убедиться в существовании законов естественной угловой перспективы и динамической перспективы. Виртуальный мир (компоновка земли и объектов) казался неподвижным и жестким. Дви­гался только наблюдатель. Однако если в проекци­онной системе или системе линз, с помощью кото-

* Синерама — разновидность широкоформатного кино.



рых симулировалась информация, имелись дефекты, то возникало впечатление, будто компоновка сжи­мается или растягивается, как резиновая. Со време­нем впечатление нежесткости окружения не только не исчезало, но даже начинало вызывать тошноту.

Законы динамической перспективы для полета над землей можно ввести в компьютер и с его помощью создать на экране телевизора показ любого желаемо­го маневра. Но все такие эксперименты, если их мож­но называть экспериментами, выполнялись по кон­трактам с авиационной промышленностью, а не ради чистой науки о восприятии, и отчеты о них можно найти только в специальной технической литературе.

Быть может, читатель замечал, что съемка ки­нофильма с помощью передвижной камеры дает воз­можность зрителю почувствовать себя очевидцем происходящих событий, который неотступно следу­ет за актером, повторяя его путь. В этом случае сце­ны и персонажи удаются более живо, нежели при съемках стационарной камерой. Съемку передвиж­ной камерой следует отличать от панорамирования, где имитируется не локомоция, а поворачивание го­ловы, а зритель как бы остается в одной и той же точке наблюдения.

Эксперимент с летающей комнатой. Для изучения зрительной кинестезии во время движения недавно была сконструирована лабораторная установка, с по­мощью которой можно было отделить зрительную кинестезию от кинестезии системы "мышца-сустав-кожа" и вестибулярной системы. С помощью движу­щейся комнаты создавался поток объемлющего строя. У этой комнаты были и стены, и потолок, и в то же время она могла парить в воздухе, поскольку у нее не было пола — она была подвешена за углы на большой высоте так, что почти касалась настоящего пола. Труд­но удержаться от соблазна и не назвать ее "невидимо движущейся комнатой", поскольку, кроме пола, ни­какой другой информации о движении комнаты от­носительно земли не было. Такая комната представ­ляет собой псевдоокружающий мир. Если наблюдате­ля лишить возможности видеть пол и ощущать кон­такт с опорной поверхностью, у него возникает пол­ная иллюзия того, что он движется по комнате впе­ред или назад. Лишман и Ли добивались этого, ставя своих испытуемых на тележку.

Вращения тела: качания, наклоны, повороты. Кро­ме прямолинейных локомоций, возможны еще и вращательные движения тела, которые могут про­исходить вдоль поперечной, переднезадней и верти­кальной оси. Одним из компонентов того движения, которое совершает ребенок, качающийся на каче­лях, является поворот вдоль поперечной оси. Такой поворот совершают при выполнении сальто. Накло­ны из стороны в сторону представляют собой вра­щение вдоль переднезадней оси. Движение, которое совершает человек, поворачиваясь во вращающемся кресле, и поворот головы являются вращением вдоль вертикальной оси. С помощью "невидимо движущейся комнаты" можно вызвать чисто зрительную кинес­тезию любого из этих вращений. Для этого наблюда­теля нужно поместить в комнату так, чтобы он не видел поверхности, на которой он стоит, и вращать комнату соответствующим образом.

Парковый аттракцион под названием "Любимые качели" пользуется большой популярностью. Пара


входит в комнату, которая выглядит вполне обыч­но, и садится на качели, свисающие с перекладины. Затем комната (не сиденье!) начинает раскачиваться на этой перекладине. Когда в конце концов комната совершает полный оборот, те, кто в ней находится, чувствуют, что их поставили на голову. Что за ощу­щение! Нужно отметить, что иллюзия исчезает, если закрыть глаза, — чего и следовало ожидать, поскольку иллюзию вызывает зрительная кинестезия. Подроб­ное описание переживания, которым сопровожда­ется эта иллюзия, а также самое первое упоминание о ней даны у Гибсона и Маурера.

Можно сделать и так, чтобы комната наклоня­лась вдоль переднезадней оси. За последние два деся­тилетия подобного рода комнаты были созданы во многих лабораториях: описанию проведенных с их помощью опытов посвящено большое количество литературы. Когда такая комната невидимо вращает­ся, испытуемому кажется, будто кресло вместе с его телом поворачивается, а комната остается неподвиж­ной. У части испытуемых переживаемый наклон тела обычно частично сохраняется даже после того, как комната останавливается. Такая зависимость ощуще­ний собственного положения от данных зрительных и телесных органов чувств представляет большой интерес для экспериментаторов. Рассуждения на эту тему в терминах ощущений неубедительны. Обсуж­дение проблем, связанных с "феноменальной вер­тикалью", в терминах стимулов и признаков дано в одной из моих прежних работ.

И наконец, можно создать экспериментальную комнату, вращающуюся вокруг вертикальной оси. Такая установка, которой располагают многие ла­боратории, известна под названием оптокинети­ческого барабана. Как правило, предназначение этого устройства видят в том, чтобы изучать дви­жения глаз у животных, однако его можно при­способить и для изучения зрительной кинестезии человека-наблюдателя. Текстурированное укрытие (чаще всего это цилиндр с вертикальными поло­сами) вращают вокруг животного. В результате глаз и голова как единая система совершают те же ком­пенсаторные движения, которые совершались бы при вращении самого животного. Его и в самом деле вращают, но не механически, а оптически. Люди, участвующие в таких опытах, говорят, что они ощущают себя поворачивающимися. Однако без настоящей опорной поверхности не обойтись. В своих опытах я обнаружил, что для возникнове­ния этой иллюзии необходимо, чтобы испытуе­мый не видел пола под ногами или не обращал на него внимания. Если твердо встать на ноги или хотя бы попытаться сделать это, возникает осоз­нание того, что вне комнаты существует скрытое от взора окружение.

То, что извлекается в каждом из трех случаев (при качании, наклоне и повороте), не может быть ничем иным, кроме отношения между объемлющим строем, задающим внешний мир, и краями поля зрения, задающими Я. Как уже отмечалось, верхние и нижние края поля зрения скользят по объемлю­щему строю при качании; при наклоне поле зрения крутится в строе: при поворачивании боковые выс­тупы поля скользят поперек строя. Эти три вида ин­формации были описаны [ранее].



Следует отметить, что при любом из трех видов вращения тела нет ни динамической перспективы, ни течения объемлющего строя, так как вращения не сопровождаются локомоцией. Информация для восприятия компоновки оказывается минимальной.

В любом из трех случаев было бы просто бессмыс­ленно говорить о том, что окружение вращается от­носительно наблюдателя (а не тело вращается отно­сительно окружающего мира). Окружающий мир, (постоянный окружающий мир) - это то, по отно­шению к чему движутся объекты, животные, дефор­мируются поверхности. Изменения нельзя задать, если не существует чего-то неизменного, лежащего в их основе. К вращению тела не применим принцип относительности движения.


8. Способы искажения сетчаточных изображений:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.