Краткие сведения о В. Распутине — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Краткие сведения о В. Распутине

2018-01-05 825
Краткие сведения о В. Распутине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фамилия, имя, отчество Валентин Григорьевич Распутин
Годы жизни Родился в 1937 году
Место рождения Селение Усть-Уда Иркутской области
Трудовая биография Работал журналистом в Иркутской студии телевидения, в газете «Советская молодежь», в «Краснояском комсомоль­це»
Образование Историко-филологический факультет Иркутского университета
Профессия Писатель
Произведения Сборники рассказов и очерков «Край возле самого неба» (1966), «Костровые новых городов» (1966). Рассказ «Василий и Василиса» (1968). Повести «Деньги для Марии» (1967), Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985), публицистика
Главные темы произве­дений Особенности русского национального характера, талантливость человека, «духовная экология» общества

Вариант словарной статьи для энциклопедии «Русские писатели ХХ века».

Распутин Валентин Григорьевич — русский писатель. Родился в 1937 году селении Усть-Уда Иркутской области, впоследствии попавшем в зону затопления и исчезнувшем. Как писатель известен повестями «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985). Главным в творчестве стало исследование особенностей русского национального характера, коллективной души, поэтизация патриархальности, забота о судьбе родины, охваченной «пожаром».

Образованность, начитанность, жизненный опыт, общение с людьми, писательский талант, умение жить болями и страданиями свой страны, обостренная гражданская позиция — все это предопределило становление писателя и гражданина Валентина Распутина.

Вторая учебная ситуация

Проверка домашнего задания. Чтение отрывков, свидетельствующих об «архаровской» жизни» поселка Сосновка. Краткий комментарий к ним.

«Архаровец (разговорное, бранное) — хулиган, озорник, отчаянный. (Первоначально — сыщик, агент Архарова, московского обер-полицмей­стера, а потом губернатора в конце ХVIII века)»[155].

sДля чего автор приводит так много примеров противо­естественной, «архаровской» жизни поселка Сосновка? Как это объясняет характер героев?

Вариант выполнения задания первой группой.

Примеры, свидетельствующие об «архаровской жизни» жителей поселка.

· «Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, останавливались переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли». — Переходное состояние поселка — ни город ни деревня — порождает неуверенность, равнодушие и безответственность его жителей.

· «...широкие не по-деревенски улицы разбиты были тяжелой техникой до какого-то неземного пейзажа, летом лесовозы и тракторы намешивали на них в ненастье грязь до черно-сметанной пены, которая тяжелыми волнами расходилась на каменные гряды... Каждый год поссовет собирал по рублю со двора на тротуары, каждый год их настилали, но наступала весна, когда надо подвозить дрова, и от тротуаров... оставались одни щепки». — Бессмысленная бесхозяйственность поссовета делает равнодушными жителей поселка.

· «И голо, вызывающе открыто, слепо и стыло стоял поселок: редко в каком палисаднике теплили душу и глаз березка или рябинка. Те же самые люди, которые в своих старых деревнях, откуда они сюда съехались, и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и палисадники не выставляли... И... никакие постановления об озеленении толку не давали». — Потрясающее безразличие демонстрируют жители к своему быту.

· «Одно слово: леспромхоз — промышленные заготовки леса. Этим многое из непорядка и неурядства в устройстве и объяснялось... Выбирают... его при нынешней технике в годы. А потом что? А потом собирайся и кочуй. Оставив домишки, стайки и баньки, оставив могилы с отцами и матерями и собственные прожитые лета, на лесовозах и тракторах туда, где лес еще остался. А там начинай все сызнова. Проплывая летом по воде и проезжая зимой по льду мимо Березовки, Иван Петрович всякий раз с невольной тоской и растерянностью смотрел в ее сторону на заколоченные и оставленные избы: стоял вот так же леспромхоз, отработал и ушел — и ни одной живой души в покинутом поселке, лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры». — Целое поколение жителей поселка выросло с единственным умением — разорять, уничтожать, а не созидать.

· «“...У меня там больше чем на сто тысяч. Где я их потом брать буду?! Где?! Где?!”

— Сгорит! — надрывался начальник.

— Тушите. А открывать, чтоб растащили, я не обязана». — Психология у безответственного человека простая: лучше пусть добро сгорит, чем нести ответственность за свою непосредственную работу.

· «И еще пятнадцать лет прожили после войны, но как была скроена Егоровка о сорока дворах, с тем и осталась, и ни баньки, ни стайки к разношенному больше не подшилось. Правда, и о затоплении знали загодя, а уж тут не до новостроек». — Дикость затопления деревень происходила в эпоху, когда реки поворачивали вспять, когда человек чувствовал себя хозяином природы и не задумывался об экологических последствиях.

· «“Пожарку”, единственную на весь леспромхоз, еще года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении». — Массовое воровство и безответственность — тоже причины краха, «пожара».

· «Там, в левом углу, освещенный заревом сбоку и сзади... стоял человек и, как гранаты, метал через забор бутылки». — Безнравственность и мародерство — порождение бесхозяйственности.

· «...взамен уехавших и унесенных принялись селиться люди легкие, не обзаводящиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу — в магазин: и чтоб поесть, и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а затем и работу прихватывая». — Поселок сам может себя кормить, и это дикость, что крестьяне живут без огорода.

· «Водились, конечно, пьянчуги... но чтоб сбиваться в круг, разрастаться в нем в открытую и не стыдящуюся силу с атаманом и советом — такого нет, не бывало». — Описывается страшный процесс — люмпенизация деревни.

· «Недавно директор школы Юрий Андреевич, учительствовавший еще в Егоровке, взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью — это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая». — Люмпенизация всегда сопровождается ростом преступности.

· «Поехали сезонники, шабашники, кто за лишним рублем, кто за лишним днем, который все равно, как и где прожить... Обозначился... особый сорт людей, не совсем бросовых, не потерянных окончательно, которые в бесконечных своих перемещениях не за деньгами гоняются и выпадающие им деньги тут же с легкостью спускают, а гонимы словно бы сектантским отвержением и безразличием ко всему». — Новый уклад жизни требует нового типа людей.

· «Солодов (лесничий) данной ему властью два года назад оштрафовал леспромхоз за высокие, едва не в пояс, пни. По большому снегу, чтоб не расчищать, валили как легче, нарушая нормы». — Бесхозяйственность и лень — главные качества пришлых людей.

· «Говорил... как без нужды и жалости рвут технику в лесу или гоняют ее по пьяному и трезвому делу за десятки километров по собственной надобности, и как среди бела дня тащат с лесопилки, и как по дороге в леспромхоз таинственно исчезают указанные в накладных товары, а вместо них для облегчения торговли сразу появляются деньги...» — У людей больше нет ощущения «общинной» жизни, они больше не дорожат чужим, государственным.

Все, что происходит в поселке Сосновка, противоречит здравому смыслу, представлению о нормальной жизни людей. Идеал «патриархальной» жизни, существующий в представлении Ивана Петровича Егорова, столкнулся с абсурдной реальностью. Все нелепо и подчинено логике мнимой выгоды, все отдано на растерзание во имя хищнического плана, получаемого «сверху». Все перевернуто с ног на голову. В повести «Пожар» жизнь раскололась на прежнюю и нынешнюю. Все повествование построено на антитезе: нормальное, человеческое, веками существующее коллективное сознание, нравственные незыблемые идеалы — и противоестественное, индивидуальное, эгоистическое, безнравственное, привнесенное временщиками, «архаровцами». Герои также разделены на два непримиримых лагеря: Иван Петрович, жена его Алена, Афоня Бронников, дядя Миша Хампо, Семен Кольцов — и «организованная сила» архаровцев. Для архаровцев нет ничего дорогого, святого, заветного. Они случайные гости на земле. Для них главное — деньги, выгода. Им не дорога родина, природа, память о прошлом. Они — сила. Поэтому и итог борьбы очевиден: пожар, уничтожающий все на своем пути, символизирует гибель прежней, по мнению автора, человечной, нравственной жизни. Какова новая жизнь — таковы и ее хозяева. Нормальному человеку нет в ней места. Архаровское сознание порождает соответствующие нравы. Понятно, что дело тут не в отдельной горстке сбившихся с праведного пути людей. Архаровцы — это символ нового времени, нового человека. Но не сегодня родился этот человек — он формировался десятилетиями в условиях абсурдного социалистического быта и «облегченных» нравов. И вот горестный итог: человек, оторвавшийся от земли, от родины, от исторической памяти, обречен на вырождение.

Третья учебная ситуация

Проверка домашнего задания. Чтение записей с правилами народной жизни, морали, проповедуемыми Егоровым и бывшими егоровцами.

sЖивут ли сами герои в согласии с этими правилами? Что это дает для понимания характера героев?

Вариант выполнения задания второй группой.

Правила народной морали.

· Порядок должен держаться «не на окрике и штрафе, а на издавна заведенном общинном законе».

· Крестьянин должен жить на земле и заниматься хлеборобским делом.

· У каждого человека есть своя «Егоровка» — «нагретое за три столетия место», с отчим домом и могилами предков.

· Надо «жить общинами», «держаться вместе» и «вместе исхитряться, чтобы выстоять».

· Надо работать честно, честно жить, не воровать, не ловчить, «пример жизнью подавать».

· Человек должен жить в согласии с самим собой, в мире со своей совестью.

· Человеку, «держащемуся правды как закона», дано право осуждать неправедных людей и их поступки. Он отвечает не только за себя, но и за окружающих его людей.

· Коллектив, общество должны держаться на лучшем, а на не худшем в человеке.

· Чтобы жить спокойно, человеку нужна работа, «на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет».

· Человек работает не только ради достатка, ради «брюха»: «работа — это то, что остается после тебя».

· «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с которыми вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

· Человек не должен расхищать природные ресурсы, только брать и ничего не давать взамен. Он обязан жить в согласии с природой.

В соответствии с этими правилами живет главный герой повести — Иван Петрович Егоров, которому автор доверил выразить многие свои мысли и чувства. «Примечательно, что в фамилии главного героя — Егоров — ясно прослеживается связь с Георгием-Побе­доносцем, выступающим в народно-религиозной традиции в качестве борца со злом» [156]. Его образ мыслей приемлют жена Алена, дядя Миша Хампо — «дух егоровский», Афоня Бронников — «свой, из старой, дозатопной деревни». Но даже Афоня — честный и порядочный человек, труженик — считает, что отвечать нужно только за себя. Остальные же односельчане, наблюдая происходящее вокруг, видя его бессмысленность и абсурдность, примирились, отчаялись, приняли позицию «моя хата с краю». Иван Петрович же — максималист, он ни на минуту не отрешается от боли, поселившейся в нем — боли за Егоровку, за землю, за природу, за людей, за страну. Он не хочет и не может примириться с архаровцами и тем духом зла и разорения, который они принесли с собой. Он понимает, что пришлые люди — следствие, а не причина «нынешнего раздольного житья-бытья», что «сворот» этот с ног на голову длился не один день, все началось гораздо раньше. Но неясно ему, почему так легко, без борьбы сдались односельчане, почему враз отступились от многовековых законов жизни, отдали их случайным людям, почему они подчинились чужой враждебной воле, почему стали такими равнодушными.

Четвертая учебная ситуация

Характеристика звукового фона повести.

sКакую роль играет в повести звук? Какими ассоциациями, возникающими у героя и автора, он сопровождается? Что это дает для понимания характера героев?

Вариант выполнения задания третьей группой.

· «...крики, которые слышались теперь отовсюду, доносились оттуда (со складов) отчаянней и серьезней».

· «Снова послышались крики и треск отдираемого дерева».

· «...огонь пошел по крыше... с таким треском, будто там наверху насыпан был порох».

· «Он (Семен Кольцов)... обычно малоразговорчивый и сдержанный... что-то дико и беспрестанно кричал... так вот, вынося, выкрикивая из себя, может человек только бросаясь в атаку, бросаясь убивать или вынужденный разрушать... не придет же человеку в голову ором орать по-звериному, когда он, к примеру, сеет хлеб или косит траву для скота».

· «...все чудилось ему, что это стены, земля, небо и берега звучат человечьими словами — чтобы понятно было людям».

· «...это был крик сумасшедший и потому неразборчивый».

· «...со скрежетом загремели выдираемые засовы, отчаянно запричитала Валя...»

· «Над щелястым потолком гудело страшно, одним мощным гудом, вобравшим в себя все подголоски...»

· «Что-то сильно, как на сковороде, шипело, что-то по-снарядному взрывалось...»

· «...огонь там с сытым и мощным гулом дошел... до середины и двигался дальше».

· «Заскрежетал, ходуном заходил забор...»

· «...стоял сплошной звон и бряк».

· «...густо позвякивали бутылки, но был и еще один повторяющийся звук в этом месиве звуков — будто что-то мелодично выщелкивало или сухо взбулькивало. Взбулькивало или выщелкивало с тоненькими подголосками».

· «Кругом, повернутые в одну сторону, где все еще трещало и искрило, кричали и размахивали руками, но и крики были сухими, и размахи с подпрыгами и наклонами — будто в заведенной игре».

· «Под мешками ничего не видел и не слышал Иван Петрович. Бухало сердце, и все остальные звуки глохли или казались слабыми подголосками в этом раздирающем грудь прибое».

· «И странно: то вдруг все вокруг умолкало, и Иван Петрович оставался в полной тишине и безлюдье, то опять налетали звуки и начинали рядом метаться люди».

· «Не гул, не свист и не вой был тем основным звуком, с которым буйствовал огонь, а треск, могучий треск — словно выламывалось пламя из дерева и, взметываясь, распарывало небо. И все кричали и кричали во дворе».

· «В мучном складе стали покрикивать громче и дурней — без крику, без того, чтобы не понужнуть и не рвануть себя, не получалось».

· «В последнем складе подобрали все и вывалились наружу — орущие, запаленные и бешеные. Кричал диким ревом и Афоня Бронников, всегда спокойный и уравновешенный мужик, похожий сейчас на матерого дьявола: в муке, в саже и расхлобыст».

· «Бухнуло чем-то внутри опорожненного склада и завыло и вырвало огонь наверх, соединяя последним прихватом весь продовольственный ряд в одно высокое ревущее горение».

· «Тот (Соня) завизжал по-поросячьи, норовя подпрыгами поддеть дядю Мишу на калган».

· «Оставили всякие труды, тихо было в гараже и на улицах, и ни звука не доносилось с нижнего склада. Ждали».

· «Тихая, печальная и притаенная, будто и она страдала от ночного несчастья, лежала в рыхлом снегу земля».

· «Тихо-тихо было кругом — как в отстое, в котором набирается новое движение».

· «...и в себе он чувствовал пустоту и однозвучность».

Сначала Иван Петрович не видит картин пожара — но он слышит отовсюду «отчаянные звуки». Затем его внимание поглощает ужасное зрелище, а звуки сопровождают зрительный ряд — яркие страшные картины уничтожения всего сущего. Первое время преобладает человеческий крик — дикий, звериный, а стихия выдает себя только треском — но угрожающим треском. Неслучайно впервые возникают ассоциации с войной — огонь идет по крыше так, «будто... насыпан был порох», так кричат «только бросаясь в атаку». Потом герой сквозь голоса начинает слышать голос поруганной природы — земли, неба, берегов. Постепенно огонь набирает силу, и звуки становятся грозными; иногда бесчинство и неуправляемость стихии подчеркиваются безличными предложениями: «гудело страшно», «шипело», «трещало», «искрило», «бухнуло», «завыло» и «вырвало огонь»; предметы будто выходят из-под власти человека и начинают жить сами по себе: «заскрежетал, ходуном заходил забор», «что-то... выщелкивало и... взбулькивало». Шум огня перерастает в «могучий треск», бытовой пожар начинает восприниматься как природный катаклизм, стихийное бедствие. На какое-то время Иван Петрович перестает слышать этот шум, перемещаясь «внутрь себя», — человек ощущает пожар внутри. В последних главах люди — «орущие, запаленные и бешеные», разрушившие и разломавшие склады, чтобы спасти как можно больше товаров, — не похожи на людей. Иван Петрович сравнивает Афоню Бронникова даже с «матерым дьяволом». Это конечная точка, когда все ранее увиденное и услышанное складывается в единую апокалипсическую картину. «Конец света» сопровождается гибелью двух людей — праведника и грешника. После этого наступает тишина. Тишина и ожидание. Молчат люди. Молчит земля. Внутри себя Иван Петрович тоже чувствует «однозвучность». Но жизнь продолжается, и надо жить.

Интересно, что звуковые характеристики возникают в этапные моменты развития действия: в начале пожара, по мере его развития и в конце. До и после пожара как будто царит безмолвие. Разумеется, в главах-воспоминаниях тоже преобладает тишина. Автора и героя интересуют только звуки стихии, звуки разрушения, усиливающие восприятие трагедии как закономерной кары небесной, данной людям за грехи. Услышать их, понять и объяснить доверено Ивану Петровичу Егорову, праведнику.

Пятая учебная ситуация

Учитель. Познакомьтесь с таблицей, приведенной ниже[157]. Ответьте на вопросы и сделайте вывод. В этом вам поможет карточка, на которой изложены некоторые отрывки из исследований литературоведов.

sЧто же ценит Распутин в героях, что считает важным, чем дорожит? С помощью каких художественных приемов это выражено?

Карточка

1. О. Салынский. Дом у дороги [158].

«Кто они — герои Распутина, люди, сформированные крестьянским трудом, укладом деревенской жизни, кровной связью с землей, пашней, сельской природой? Распутин так же, как и его собратья по перу — Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Е. Носов, В. Шукшин, — погружен в сферу той трудовой нравственности, идеалы которой веками культивировались в русской деревне. Он не бытописатель, хотя доскональное знание деревенского быта и придает его произведениям особую достоверность. Его интересует не столько сам уклад жизни, сколько то, что он породил в человеке, — строй души».

2. В. В. Филиппов. «Сохрани в сердце своем» (Валентин Распутин) [159].

В центре повествования — человек-труженик из крестьянской среды. Распутина, как и многих других, волнуют проблемы нравственно-этического характера, связанные с духовной стороной жизни человека на земле, с его отношением к миру, к обществу, к природе...

Зачастую хранительницами народной нравственности в произведениях Распутина выступают старухи. «Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой», могут показаться кой-кому из современников несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации. Отсюда, мол, их допотопные рассуждения о вещах, о которых не принято говорить, — к примеру, о совести, о вере, об ответственности, отсюда их наивное благодарствование жизни. Но у вас есть время, проверьте: к чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям, как бы ни падали они в обществе в цене, как бы над ними ни насмехались. Нравственный человек насмехаться не станет»[160].

3. Хаврук И. В. Повесть В. Распутина «Пожар» [161].

«...неоформленность и неуютность быта, полное отсутствие заботы о духовной пище людей и их будущем, никуда не годная и непродуманная организация труда и материального и морального поощрения за него, хищническое отношение к природе развращает людей, у них возникает стремление к бездумной и легкой жизни.

Уходят и умирают егоровцы, переселенцы из таких же «деревень-горемык», а взамен селятся «люди легкие, не обзаводившиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу — в магазин, чтоб поесть и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а потом и работу прихватывая». Легкая и бездумная жизнь привела к воровству, пьянству. Автор предостерегает, что страшные потери могут сказаться, уже сказываются на грядущих поколениях.

Произошла переоценка ценностей: сосновцы научились косо смотреть на всякого, кто “по старинке качает права и твердит о совести”».

4. Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов ХХ века [162].

«В образе Ивана Петровича Егорова В. Распутин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде разрушения веками складывающейся деревенской общинной нравственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее Валентином Распутиным характеров, типологически объединенных обостренным чувством личной совестливости, пониманием ответственности каждого перед обществом за прошлое и будущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матерой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющими за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно проста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады.

Кто спасает от пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова...

Иван Петрович законом себе положил «жить по совести». Он и от других того же требует. И больно ему видеть, что люди обособились друг от друга, каждый тянет в свою сторону, а до общего никому и дела нет. Даже в критической ситуации, на пожаре, находятся такие, как однорукий Савелий, что припрятывает в свою баньку мешки с мукой, или те «дружные ребята», «архаровцы», как называет их Иван Петрович, что перво-наперво бросились ящики с водкой из огня спасать.

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разрушены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне перестали землю пахать, перестали ее и любить. Они ничего не взращивают, не прибавляют к ее богатствам. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставляющие их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики. Даже Дîма, как средоточия тепла, добра, взаимоподдержки, как основы бытия у поселковых жителей нет. Их поселок — словно временное пристанище...

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные истины в форме раздумий Ивана Петровича...

В «Пожаре» наряду с событийным движением... пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мысли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия...

В. Распутин создал народный характер, ищущий некую «конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности; природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души»[163].

5. Распутин В. Г. Я ценю порядочность в человеке [164].

«Пожар, условно говоря, — это то, что стало с этим новым поселком, когда отрублены все корни, когда ничего не осталось от этой земли, на которой жили, когда полностью переселились на новую землю, поставили новые жилища, завели новые порядки... Как это отразилось на человеческой жизни, на нравах наших по отношению к земле? Земля... ведь она в сущности единая, это тоже наша земля, на которую перебрались. Но вот, судя по отношению к ней, мы как-то все меньше и меньше считаем ее своей, все меньше ценим. Вот это мне как раз и хотелось показать: насколько все-таки влияет своя история, своя старина, как она сказывается на нашем настоящем и как она скажется на будущем».

Таблица

  «Пожар», 1985
Особенности названия Название имеет двойной смысл. Эпиграф «Горит село, горит родное» усиливает символическое значение этого понятия: не орсовские склады сгорают, но рушатся старинные нравственные основы, умирает «природный», «коллективный» человек.
Главная тема Умирание прежней патриархальной деревни, приход архаровцев на смену крестьянину.
Информация о героях Иван Петрович Егоров двадцать лет работает шофером в поселке леспромхоза. «Он и фамилию носил ту же, что была частью деревни и выносом из нее, — Егоров... Из деревни своей он выезжал надолго только однажды — в войну. Два года воевал и год еще после победы по холостяцкому своему положению держал оборону в той же Германии, куда завезла его на танке «Т-34» судьба. Воротился домой осенью 46-го... Вскоре разглядел он в соседней деревне Алену, которая так неумело и бесхитростно таращила на него свои и без того огромные зенки... Вскоре получил колхоз новую машину, за которую и посадить-то оказалось некого, кроме него... И пошло-поехало, как у всех: дети, работа, медленный и осторожный сворот на жизнь полегче и повеселей»; «...дети... все до единого ушли из родного дома. Но их и всего-то — две дочери и сын». Архаровцы: «...прибыла и утвердилась теперешняя бригада архаровцев... Всякие наезжали, но таких, как нынешние, не было. Эти явились сразу как организованная в одно сила, со своими законами и старшинством. Пробовали разбить их — не получилось. Сотни народу в поселке, а десяток захватил власть».
Сокровенные мысли героев ·«Родина-то родина, что и говорить, тут каждый камень еще до твоего рождения предчувствовал и ждал тебя, тут каждая травка по новой весне несет тебе что-то в остережение или в поддержку от былых времен, тут везде и во всем за тобой тихий родовой догляд»; ·«В жизни, быть может, самое важное каждому на своем заданном месте держаться правильного направления»; ·«Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри себя... Иван Петрович знал, чем поправляется это нездоровье, — работой или добрым делом. Он не делал доброе дело только ради того, чтобы, как снадобьем, смазать им ноющую рану, но оно делалось само, и боль постепенно утихала»; ·«...он всегда старался жить по совести, всегда поступки свои примерял к справедливости и пользе, к общему, как казалось ему, благу. А разве душа и совесть не родные сестры, разве не совесть питает душу и разве есть между ними распря?»; ·«Правда проистекает из самой природы, ни общим мнением, ни указом поправить ее нельзя. Так почему же тогда он, живущий по несворачиваемой правде, вступил в войну не только с другими, кто ее не хочет или принимает лишь наполовину, но и с самим собой?» ·«Человек, окруживший себя целой оравой подспорья, вырабатывающего достаток, обязан иметь внутри этого достатка что-то особое, происходящее из себя, а не из одного лишь хвать-похвать, что-то причинное и контролирующее, заставляющее достаток стыдиться вопреки себе полной своей коробушки»; ·«Работа — это то, что остается после тебя. Тебя уже нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго еще будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой»; ·«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая — весь свет внаклон»; ·«Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту переступила, а часть еще нет, но все направлены в одну сторону — к добру. И с каждым поколением число переступивших увеличивается»; ·«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома... Поперед всего — дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу. Затем дома — в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу и с другой — в себя. И дома — на родной земле»; ·«...идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда».
Горькие уроки (голос героя = го­лос автора) ·«Мы почему, Иван, такие-то?»; ·«Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, — русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись»; ·«А мы еще считаем века, которые миновали от первобытности: века-то миновали, а в душе она совсем рядом»; ·«Время, что ли, такое: ко всякому приходится привыкать, о чем недавно нельзя было и помыслить. К тому, например, что и сама земля уходит из-под ног»; ·«Сколько же на свете неробей и причиндалов! И как получилось, что сдались мы на их милость?»; ·«Но не было же этого спервоначалу, уже и в новом поселке не было, чтоб люди так разошлись всяк сам по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами... и как все переменилось! Можно сказать, перевернулось с ног на голову, и то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство»; ·«...погибший на фронте взывал к справедливости и к добру, оставлял их вместе с душой и воспоминаниями, живущими среди родных, и оставлял для движения и исполнения; сами того не подозревая, мы, быть может, лет двадцать после войны держались этим наследством погибших... Потратившийся же вот так, ни за понюх табаку, по дурости и слепому отчаянию, — дурость, распущенность и отчаяние за собой оставляет»; ·«...свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть»; ·«Проть чужого врага стояли и выстоим; свой враг, как и свой вор, пострашнее»; ·«Сотни народу в поселке, а десяток захватил власть».
Авторская оценка героев Черезописание внешности героев, отдельные детали:«Сашка — высокий, ладно сбитый, со светящимся белобрысым лицом, но красота как бы подточена чем-то»; «Маленькая, подбористая, с девчоночьей фигурой, она не передвигалась, а взмывала и летала»; «Дядя Миша Хампо, этот дух егоровский, парализован был с детства и плетью таскал правую руку... и говорил с таким трудом, что постороннему человеку понять его было невозможно». Черезпрямую авторскую оценку, сливающуюся с оценкой главного героя: «Тут же был и еще один надежный человек — тракторист Семен Кольцов, мужик, правда, приезжий, но Ивану Петровичу приходилось с ним вместе работать, и он знал: человек надежный»; «И еще раз убедился Иван Петрович: отчаянная душа этот Афоня, свой, из старой, дозатопной деревни парень, теперь уже не парень давно — мужик»; «...никто, кроме Бориса Тимофеевича (начальника участка), иссволочившегося на этой работенке, горячего пожилого человека, считающего оставшиеся до пенсии дни. Мало с кем жил он в ладах, как и с ним мало кто ладил, бегал злой, мог без разбору накричать, без разбору же и похвалить кого попадя... Борис Тимофеевич Водников — мужик свой, внутри себя твердо разбирающийся, кто есть кто и что есть почем, и дело свое по возможности правящий как следует»; «Архаровцы кинулись обратно: эта работенка (ломать) была по ним»; «На Хампо положиться можно»; «...у архаровцев... все вверх ногами, и людские фамилии через одну». Черезсамооценку: «Я так считаю, я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. У кого глаза есть, тот видит, как я живу и как другие живут. Кто куда положен, туда и пойдет. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару» (Афоня Бронников); «Да, он работник, он за собой это знает, и с той высоты, на которую он взмывает в работе, жизнь видится надежней всего» (Иван Петрович). Черезоценку другими героями: «Афоня, увидев топор в руках у Ивана Петровича, обрадовался: “Ну вот, хоть один умный человек нашелся!”»; «Что ж ты, как Мишка плюшевый, которому два слова ввинтили: хорошо — нехорошо, хорошо — нехорошо» (архаровцы об Иване Петровиче).
Речь героев Использованиепросторечных грубых выражений: «Где его носит?», «прущий во двор трактор», «права качать», «семь шкур сдерут», «шабашники», «накось, значит, выкуси, правдоискатель плюшевый», «гоготать», «с гулькин хвост», «дьявол с ними, пускай подавятся», «ни холеры не видать», «здоровый бугай»; фразеологических выражений:«край да и только», «не несли ноги домой», «ушибленный мешком из-за угла», «жить в одну душу», «земля уходит из-под ног», «съевший не одну собаку», «не ради сильного словца», «тянул лямку победителя», «на вес золота», работа «под гребенку», «им любое море по колено», «носится как угорелая», «перевернулось с ног на голову», «мутить воду»; диалектных слов: «в укороте», «всебятился», «поруха», «сплотка», «сторож-самостав», «мякотный», «прясла», «мокрень», «сворот», «при­тулиться», «позаднего», «развезень», «под выдергу», «неурядства», «соступаясь», «сколько неробей и причиндалов», «по первости», «опосле», «утолокшаяся», «тяжели», «хлябать», «расхлобыст»; афоризмов, пословици поговорок: «Лес вырубать — не хлеб сеять», «Везде хорошо, где нас нет», «Там было хорошо, а здесь с годами должно стать лучше», «Вода, как известно, чиста не тогда, когда она действительно чиста, но когда ее хотят видеть чистой», «Смерть — учитель властный, и чью сторону она при своем исполнении берет, той стороны прибавляется впятеро», «Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри себя», «Свой враг, как и свой вор, пострашнее», «он (сахар) сладок на языке, да горек на горбке», «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не понимать»; слов сморфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение:«запластало», «понужнул», «домишки, стайки и баньки», «иссволочившийся на этой работенке», «перелетовать», «перезимовать», «исстервозился»; «мелконько», «избенка», «одинешенек», «в деревне не живать», «вырешат», «справлено было», «не вымахнешь», «добычливей», «выстыл», «подраздался», «попригасли», «не­изработанный»; безличных глаголов:«растеплило», «собиралось поджимать», «бухнуло», «вырвало огонь», «высветлило», «запластало», «полыхало», «зафыркало, зашипело и смолкло», «высветлило». Обилие публицистических отступлений, риторических вопросови восклицаний, назывных и неполныхпредложений.
Художественные приемы Метафоры:«...ей, земле, решать, ей, вынашивающей правых и виноватых, своих и чужих, собственным поставом судить, что потом из кого выйдет»; «огонь пошел по крыше»; «Но и огонь шел ходом: ворвавшись внутрь, он завладел половиной задней стены, перекинулся на потолок, откуда в каком-то

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.