Исследование особенностей русского национального характера в прозе В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Исследование особенностей русского национального характера в прозе В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина

2018-01-05 423
Исследование особенностей русского национального характера в прозе В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Абрамов, Белов, Шукшин, Распутин

Проблеме исследования русского национального характера в прозе В. И. Белова, В. М. Шукшина, В. Г. Распутина, а также в трудах философов и ученых предполагается посвятить четыре урока (по одному — на знакомство с творчеством каждого из писателей, последний — итоговый). При изучении повести В. Белова «Привычное дело», рассказов В. Шукшина «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Упорный» и повести В. Распутина «Пожар» сознательно использована единая схема анализа текста для объективного — при одинаковых условиях — исследования проблемы характеров.

Урок 1

Повесть Белова «Привычное дело»

Тема. Повесть В. Белова «Привычное дело».

Цель. Познакомиться с повестью, проанализировать ее, исследовать понятие «русский национальный характер». Определить, что нового внес В. Белов в понимание русской души.

Информация для учителя.Предварительное домашнее задание. Весь класс получает задание собрать биографические сведения о писателе и прочитать повесть В. Белова «Привычное дело».

Задание для первой группы. Проанализировать содержание 2-й части «Бабкины сказки» из второй главы, используя таблицу № 2[134]. Заполнить ее. Ответить на вопросы.

1. Какова роль этой главы для понимания характера героев повести?

2. Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы подчеркнуть особое место этой части в структуре повествования?

Задание для второй группы. Прочитать текст, выписать[135] отрывки, свидетельствующие о «пошехонской жизни» колхозников из Сосновки, Заозерья, Подозерков и не названной автором деревни, в которой живет главный герой. Сопроводить их кратким комментарием. Ответить на вопросы.

1. Для чего автор приводит так много примеров «пошехонской жизни»?

2. Как это объясняет характер героев?

Задание для третьей группы. Прочитать текст и выписать (там, где они даны в готовом виде) или сформулировать правила народной жизни и морали. Ответить на вопросы.

1. Живут ли сами герои в согласии с этими правилами?

2. Что это дает для понимания характера героев?

 

Я понял: то, что мы добродушная, духовная нация, — это легенда.

Мы народ с жесткими традициями, которые углубила советская власть.

Милосердие в нашем народе не ночевало.

Мы сами себя убиваем и вообще безразличны к собственной судьбе.

А. Приставкин [136]

ХОД УРОКА

Учитель. На крутых социальных поворотах истории, желая осознать причины происшедшего и предугадать будущее, философы, ученые и литераторы постоянно обращаются к исследованию ментальности своего народа. Понять душу героя своего времени пытались почти все известные писатели ХIХ века: А. Пушкин и Н. Гоголь, М. Лермонтов и А. Островский, Н. Некрасов и И. Гончаров, И. Турге­нев и М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский и Л. Толстой. В ХХ веке загадка эта продолжала волновать И. Бунина и А. Куприна, М. Шоло­хова и А. Платонова, А. Толстого и А. Твардовского, Б. Пастернака. В 60-е годы ХХ века произошел новый взрыв интереса со стороны писателей к изучению русского национального характера. Возникло новое понятие — «деревенская проза»; писатели-«деревенщики» А. Яшин, В. Солоухин, Е. Носов, Б. Можа­ев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин создали произведения, в которых любовно и тщательно всматривались в характер русского крестьянина, пытаясь понять, что принесла ему эпоха социализма, каким он стал в новых условиях. Изменился ли человек в условиях тоталитарного режима, можно ли сегодня отыскать праведника в русской деревне — об этом размышляли в своих произведениях А. Солженицын, В. Астафьев, В. Тен­дряков.

Мы также поговорим о загадке русской души. Существует ли она сегодня, эта загадка, или это романтический миф?

В течение четырех уроков мы будем знакомиться с произведениями писателей-деревенщиков: В. Белова, В. Шукшина, В. Распу­тина, которые помогут нам в исследовании особенностей русской ментальности. Сразу обратимся к словарю.

Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе[137].

Разговор начнем с обсуждения эпиграфа — слов замечательного писателя, председателя Комиссии по помилованию при президенте РФ Анатолия Приставкина, сказанных им несколько лет назад.

sКакие чувства эти слова вызывают в вас?

· Несогласие, возмущение, протест;

· согласие, поддержку;

· желание изучить этот вопрос, поразмышлять об этом.

Писателю А. Приставкину, прожившему нелегкую жизнь, вынужденному уже несколько лет заниматься тяжелой и скорбной работой — погружаться в чужие судьбы, неблагополучные, часто преступные, знакомиться с людьми, одержимыми злом, или неразумными, или несчастными, — ответ ясен. В нас же эти слова, на мой взгляд, должны вызвать желание поразмышлять, изучить вопрос, обратиться за помощью к философам, прежде чем делать самостоятельные выводы.

Для этого мы познакомимся с творчеством писателей, чьи произведения посвящены изображению русского национального характера, а также с фрагментами из исследований некоторых философов ХХ века, сделавших конкретные выводы о нашем менталитете.

Исследуя их произведения, мы постараемся проникнуть в загадку русского национального характера, понять, в чем особенности русского менталитета — «духа нации», познакомиться с исследованиями философов и ученых ХХ века, соотнести их с художественными текстами, и, опираясь на собственный опыт, сделать выводы.

При исследовании следует помнить, что понятия «русский человек», «русское» не имеет узконационального смысла, как и «американец», «австралиец», а понимается шире — живущий на территории России, говорящий по-русски и считающий Россию своей Родиной.

Три урока мы посвятим знакомству с творчеством Василия Белова, Василия Шукшина и Валентина Распутина. Заключительный урок поможет нам обобщить полученные знания.

Первая учебная ситуация

Беседа о личности В. Белова.

sКакие черты характера и обстоятельства жизни Василия Белова способствовали тому, что он сложился как писатель, как творческая личность?

Учитель. По свидетельству Ю. Селезнева, «Белов — сегодня, безусловно, один из наиболее образованных и культурных писателей... В библиотеке Белова тысячи не просто прочитанных, но проработанных томов классиков отечественной и мировой литературы, современных писателей, русских и зарубежных историков, известных и малоизвестных философов, труды по искусству, устному народному творчеству, языкознанию, филологии, этнографии, сельскому хозяйству, политике, экономике, экологии, архитектуре, жизнеописания, мемуары, словари, старые, новые и новейшие журналы... — и все это только подручный материал, необходимый для постоянной работы сознания. Сфера же одних только непосредственно писательских интересов Белова значительно шире. Подготовительные материалы к одному только роману-хронике «Кануны» содержат тысячи различных свидетельств и документов тех лет, быта крестьянства и других сословий, выписки из исторических архивов, записи бесед со многими сотнями участников и очевидцев событий, положенных в основу романа»[138].

Эти факты особенно важны при сопоставлении с историей жизни писателя: крестьянский сын, выросший без отца, прошедший суровую школу жизни, сегодня — известнейший писатель России.

Обменяемся информацией о В. И. Белове. На доске представлена незаполненная таблица № 1. Запишите ее в тетрадь, заполните. Два человека, первыми выполнившие задание, познакомят всех с краткими сведениями о писателе для последующего составления словарной статьи для энциклопедии «Русские писатели ХХ века».

Таблица № 1


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.