Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-05 | 423 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Абрамов, Белов, Шукшин, Распутин
Проблеме исследования русского национального характера в прозе В. И. Белова, В. М. Шукшина, В. Г. Распутина, а также в трудах философов и ученых предполагается посвятить четыре урока (по одному — на знакомство с творчеством каждого из писателей, последний — итоговый). При изучении повести В. Белова «Привычное дело», рассказов В. Шукшина «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Упорный» и повести В. Распутина «Пожар» сознательно использована единая схема анализа текста для объективного — при одинаковых условиях — исследования проблемы характеров.
Урок 1
Повесть Белова «Привычное дело»
Тема. Повесть В. Белова «Привычное дело».
Цель. Познакомиться с повестью, проанализировать ее, исследовать понятие «русский национальный характер». Определить, что нового внес В. Белов в понимание русской души.
Информация для учителя.Предварительное домашнее задание. Весь класс получает задание собрать биографические сведения о писателе и прочитать повесть В. Белова «Привычное дело».
Задание для первой группы. Проанализировать содержание 2-й части «Бабкины сказки» из второй главы, используя таблицу № 2[134]. Заполнить ее. Ответить на вопросы.
1. Какова роль этой главы для понимания характера героев повести?
2. Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы подчеркнуть особое место этой части в структуре повествования?
Задание для второй группы. Прочитать текст, выписать[135] отрывки, свидетельствующие о «пошехонской жизни» колхозников из Сосновки, Заозерья, Подозерков и не названной автором деревни, в которой живет главный герой. Сопроводить их кратким комментарием. Ответить на вопросы.
|
1. Для чего автор приводит так много примеров «пошехонской жизни»?
2. Как это объясняет характер героев?
Задание для третьей группы. Прочитать текст и выписать (там, где они даны в готовом виде) или сформулировать правила народной жизни и морали. Ответить на вопросы.
1. Живут ли сами герои в согласии с этими правилами?
2. Что это дает для понимания характера героев?
Я понял: то, что мы добродушная, духовная нация, — это легенда.
Мы народ с жесткими традициями, которые углубила советская власть.
Милосердие в нашем народе не ночевало.
Мы сами себя убиваем и вообще безразличны к собственной судьбе.
А. Приставкин [136]
ХОД УРОКА
Учитель. На крутых социальных поворотах истории, желая осознать причины происшедшего и предугадать будущее, философы, ученые и литераторы постоянно обращаются к исследованию ментальности своего народа. Понять душу героя своего времени пытались почти все известные писатели ХIХ века: А. Пушкин и Н. Гоголь, М. Лермонтов и А. Островский, Н. Некрасов и И. Гончаров, И. Тургенев и М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский и Л. Толстой. В ХХ веке загадка эта продолжала волновать И. Бунина и А. Куприна, М. Шолохова и А. Платонова, А. Толстого и А. Твардовского, Б. Пастернака. В 60-е годы ХХ века произошел новый взрыв интереса со стороны писателей к изучению русского национального характера. Возникло новое понятие — «деревенская проза»; писатели-«деревенщики» А. Яшин, В. Солоухин, Е. Носов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин создали произведения, в которых любовно и тщательно всматривались в характер русского крестьянина, пытаясь понять, что принесла ему эпоха социализма, каким он стал в новых условиях. Изменился ли человек в условиях тоталитарного режима, можно ли сегодня отыскать праведника в русской деревне — об этом размышляли в своих произведениях А. Солженицын, В. Астафьев, В. Тендряков.
Мы также поговорим о загадке русской души. Существует ли она сегодня, эта загадка, или это романтический миф?
|
В течение четырех уроков мы будем знакомиться с произведениями писателей-деревенщиков: В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина, которые помогут нам в исследовании особенностей русской ментальности. Сразу обратимся к словарю.
Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе[137].
Разговор начнем с обсуждения эпиграфа — слов замечательного писателя, председателя Комиссии по помилованию при президенте РФ Анатолия Приставкина, сказанных им несколько лет назад.
sКакие чувства эти слова вызывают в вас?
· Несогласие, возмущение, протест;
· согласие, поддержку;
· желание изучить этот вопрос, поразмышлять об этом.
Писателю А. Приставкину, прожившему нелегкую жизнь, вынужденному уже несколько лет заниматься тяжелой и скорбной работой — погружаться в чужие судьбы, неблагополучные, часто преступные, знакомиться с людьми, одержимыми злом, или неразумными, или несчастными, — ответ ясен. В нас же эти слова, на мой взгляд, должны вызвать желание поразмышлять, изучить вопрос, обратиться за помощью к философам, прежде чем делать самостоятельные выводы.
Для этого мы познакомимся с творчеством писателей, чьи произведения посвящены изображению русского национального характера, а также с фрагментами из исследований некоторых философов ХХ века, сделавших конкретные выводы о нашем менталитете.
Исследуя их произведения, мы постараемся проникнуть в загадку русского национального характера, понять, в чем особенности русского менталитета — «духа нации», познакомиться с исследованиями философов и ученых ХХ века, соотнести их с художественными текстами, и, опираясь на собственный опыт, сделать выводы.
При исследовании следует помнить, что понятия «русский человек», «русское» не имеет узконационального смысла, как и «американец», «австралиец», а понимается шире — живущий на территории России, говорящий по-русски и считающий Россию своей Родиной.
Три урока мы посвятим знакомству с творчеством Василия Белова, Василия Шукшина и Валентина Распутина. Заключительный урок поможет нам обобщить полученные знания.
Первая учебная ситуация
Беседа о личности В. Белова.
sКакие черты характера и обстоятельства жизни Василия Белова способствовали тому, что он сложился как писатель, как творческая личность?
|
Учитель. По свидетельству Ю. Селезнева, «Белов — сегодня, безусловно, один из наиболее образованных и культурных писателей... В библиотеке Белова тысячи не просто прочитанных, но проработанных томов классиков отечественной и мировой литературы, современных писателей, русских и зарубежных историков, известных и малоизвестных философов, труды по искусству, устному народному творчеству, языкознанию, филологии, этнографии, сельскому хозяйству, политике, экономике, экологии, архитектуре, жизнеописания, мемуары, словари, старые, новые и новейшие журналы... — и все это только подручный материал, необходимый для постоянной работы сознания. Сфера же одних только непосредственно писательских интересов Белова значительно шире. Подготовительные материалы к одному только роману-хронике «Кануны» содержат тысячи различных свидетельств и документов тех лет, быта крестьянства и других сословий, выписки из исторических архивов, записи бесед со многими сотнями участников и очевидцев событий, положенных в основу романа»[138].
Эти факты особенно важны при сопоставлении с историей жизни писателя: крестьянский сын, выросший без отца, прошедший суровую школу жизни, сегодня — известнейший писатель России.
Обменяемся информацией о В. И. Белове. На доске представлена незаполненная таблица № 1. Запишите ее в тетрадь, заполните. Два человека, первыми выполнившие задание, познакомят всех с краткими сведениями о писателе для последующего составления словарной статьи для энциклопедии «Русские писатели ХХ века».
Таблица № 1
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!