Имена писателей-деревенщиков, название произведений, публикация. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Имена писателей-деревенщиков, название произведений, публикация.

2018-01-05 1037
Имена писателей-деревенщиков, название произведений, публикация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валентин Овечкин «Районные будни» (1952 — 1956);

Александр Солженицын «Матренин двор» (1959);

Александр Яшин «Рычаги» (1956), «Вологодская свадьба» (1962);

Гавриил Троепольский «В камышах» (1963);

Сергей Залыгин «На Иртыше» (1964);

Ефим Дорош «Деревенский дневник» (1956 — 1970);

Василий Шукшин «Сельские жители» (1963), «Любавины» (1965), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973);

Владимир Тендряков «Пара гнедых» (1969 — 1971), «Три мешка сорной пшеницы» (1973);

Валентин Распутин «Прощание с Матерой» (1976);

Евгений Носов «Усвятские шлемоносцы» (1977);

Борис Можаев «Мужики и бабы» (1976 — 1987);

Василий Белов «Привычное дело» (1966), «Кануны» (1972 — 1974), «Лад» (отдельная книга — 1982);

Виктор Лихоносов «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1987);

Владимир Солоухин «Смех за левым плечом» (1989).

Особенности тематики, проблематики и поэтики.

Фактографичность, документальность, критика недостатков; противостояние лакировке действительности; внимание к быту.

Проблемы совести, проблема исторической памяти, проблема сохранения естественности, мотив прощания, «осмысление тех сложных, порой мучительных процессов, которые происходят в сегодняшней деревне».

Дополнить информацию поможет работа с карточкой № 1, после чего в тетради может появиться новая запись.

По Ф. Абрамову, деревня — это и наш хлеб насущный, и та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура: ее этика, ее фольклор и литература, ее чудо-язык.

Третья учебная ситуация

sПочему писатель с такой биографией, с такой жизненной судьбой, как Ф. Абрамов, стал выразителем «коренной глубинной России... необъятной сельщины»?

Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, познакомьтесь с воспоминаниями сестры Федора Абрамова[130] и выполните индивидуальное задание по карточкам № 1 (для первого варианта), № 2 (для второго).

Карточка № 1

1. Прочитайте высказывание Ф. Абрамова (1975), в котором он относит себя как писателя к «деревенщикам». Как воспринимает и оценивает деревню Ф. Абрамов? Что, по его мнению, является основной темой «деревенской прозы»?

2. Прочитайте остальные высказывания писателя. Проанализируйте их. Выберите самые важные, на ваш взгляд, слова (наиболее понравившиеся можно записать в тетрадь). Образ какого писателя и человека предстает перед вами?

Федор Абрамов

1. «Я принадлежу к той поросли, к той породе, как сказали бы у нас, на Севере, русских писателей, которых в свое время вдохновлял и поддерживал наш незабвенный Александр Трифонович Твардовский. В большинстве своем это так называемые деревенщики. Что и говорить, название не из самых удачных. А между тем эта «деревенщина» вот уже многие годы во многом определяет лицо русской советской литературы. Валентин Овечкин и Александр Яшин, Гавриил Троепольский и Владимир Тендряков, Сергей Залыгин и Ефим Дорош, Владимир Солоухин и Виктор Астафьев, Борис Можаев и Евгений Носов, Василий Белов и Валентин Распутин... Люди разного возраста, разных дарований, иных уж нет сегодня в живых. Но разве не вокруг их сочинений разгорались страсти, вскипали споры и диспуты? Разве не их устами долгие годы говорит в литературе коренная глубинная Россия, наша необъятная сельщина?

Случайно ли это? Не удивительно ли, что в век спутников, в век победного шествия по Земле научно-технической революции наша литература, наша проза увязла в «деревенских» делах? Ничуть. Думаю даже: у нас все еще мало уделяется внимания этой теме. Во всяком случае, осмысление тех сложных, порой мучительных процессов, которые происходят в сегодняшней деревне и которые связаны с нею, оставляет желать много лучшего. Ибо деревня — это и наш хлеб насущный, это и та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура: ее этика, ее фольклор и литература, ее чудо-язык».

2. «Прошу дать купить мне ботинки так как я не имею кожаной обуви и прошу дать мне мануфактуры на верхнюю рубашку и на брюки. Мое социальное положение маломощный середняк.

Придет весна мне совершенно не в чем идти в школу. Мне в тот раз не дали ничего дак дайте пожалуйста мне кожаную обувь к весне. Нам бы хоть дали 2-м одни ботинки».

Проситель Ф. Абрамов

7 февраля 1931 г.

3. «Я думаю, что каждый работающий в искусстве должен иметь свою тропку в жизни, свой обжитой край, исхоженный босиком, политый детской слезой. У меня такой край, такая страна детства — Пинега, моя родная деревня Веркола».

4. «Земля, оторванная от человека. Перерезаны вековые связи между человеком и природой. Каналы, которые питают человека здоровьем и счастьем. Да, вопрос о земле — это вопрос о здоровье нации».

5. «Прочитал «Доктор Живаго»... Такой книги о революции у нас еще не было. Не о социальных схватках, не об общественной жизни, а о внутреннем, эмоциональном и интеллектуальном бытии человека-интел­лигента, которое революция поставила под угрозу уничтожения, — вот о чем книга. Огромный нравственный накал, огромная человечность. И, может быть, это самая трагическая книга, какую-либо я читал».

6. «Да, немцы нас не разбили, а бюрократизм, может быть, и разобьет».

7. «...надо пользоваться всяким случаем, чтобы убивать сталинизм. Это сейчас первейший долг человека, главная мера человека».

8. «Сегодня повсеместно — не только у нас — растаптывается человек. И кто поднимет знамя борьбы за человека?..»

9. «Решился... Никакими соображениями и доводами не оправдать рабское молчание. И мой голос в защиту Солженицына — это прежде всего голос в защиту себя. Кто ты — тварь дрожащая или человек?..»

10. «...Гибель интеллигенции — это самый страшный итог революции».

11. «Наша беда — мы отравлены страхом... Только смелые и мужественные чего-то добиваются».

12. «Одно несомненно: страна зашла в тупик и вывести ее из этого тупика может только народ. Никто не поможет народу нашему, если не поможет себе он сам. А помощь одна — покончить с безразличием и окаменелостью, покончить с гражданской спячкой».

13. «Самое страшное сегодня — безверие. Никто не верит ни в себя, ни в соседа. Все: человек ничего не может, человек беспомощен чего-либо изменить и сделать. Вот до чего замордовали людей!

Против этой философии, обрекающей человека на пассивность (к великой радости чиновников), надо бороться. И это первостепенная задача литературы. Задача номер один».

Карточка № 2

Познакомьтесь с краткой летописью основных событий жизни Ф. Абрамова. Какие факты биографии писателя показались вам самыми значительными, привлекли ваше внимание, вызывают уважение? О каких чертах характера они говорят? Образ какого писателя и человека предстает перед вами?


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.