Свободная, линейная с ретроспективой, открытая и т.д. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Свободная, линейная с ретроспективой, открытая и т.д.

2018-01-04 393
Свободная, линейная с ретроспективой, открытая и т.д. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни, созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. Х.О. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Х.О. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности).

 

ОБРАЗ-СИМВОЛ – особый художественный образ-знак. С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность.

ПЕРСОНАЖ – общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных (см. ЛИТЕРАТУРНЫЙГЕРОЙ), второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин П. употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВ (персонажей) – соотношение главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.

 

ОБРАЗ АВТОРА – образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин").

 

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ (РАССКАЗЧИКА) – условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. П. есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. О. П. не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении.

Л. Г. не тождествен образу автора - создателя произведения. Между поэтом и Л. Г. всегда ощущается некая дистанция, Л. Г. не столько субъект, сколько объект изображения, ""Я" сотворенное". Отношения между поэтом и Л. Г. сопоставимы с отношениями между автором - создателем произведения и литературным героем (см.). Однако, несмотря на то что Л. Г. - персонаж, можно сказать, что в его образе «исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом».

 

 

Роды и жанры литературы

Роды литературы

Эпос – один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

Лирика – один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д.

Драма – один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Произведения данного рода предназначены для постановки на сцене, состоят из диалогов и монологов действующих лиц.

Жанры литературы

Эпические жанры

Басня – малый эпический жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории.

Притча – жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.

Рассказ – малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в Р. ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.

Очерк – прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерна также открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются:

1. Публицистический очерк(его обычно рассматривают как жанр ПУБЛИЦИСТИКИ) – события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком.

2. Художественный очерк – изображает быт, уклад жизни, нравы той или иной среды, ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности.

Новелла – разновидность рассказа. В Н.большее внимание уделяется фабуле, которая, как правило, отличаетсядинамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки. В Н. почти отсутствуют описания и психологические размышления героев, место действия и сами герои, как правило, экзотичны.

Повесть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Роман – большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Роман-эпопея – произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон").

Лирические жанры

Лирическое стихотворение – лирическое произведение небольшого объема с субъективным изображением действительности.

Песня – 1. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения. 2. Жанр лирической или эпической народной поэзии.

Элегия – жанр лирики: стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы Э. - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма.

Послание – поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

Дума – жанр, близкий фольклорным историческим песням, посвящен выдающимся людям, их героическим делам.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.

Ода – жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

Сонет – жанр философской и любовной лирики.

Лироэпические жанры

Баллада – жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. – один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

Поэма – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

Роман в стихах – лиро-эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой. Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей, человека и общества, но помимо эпических средств изображения действительности (движение сюжета, развитие характеров и т. п.) использует лирические (стихотворная форма, образ лирического героя, "замещающего" повествователя, лирические отступления, прямое, открытое выражение чувств и переживаний, отношения автора к героям, особая эмоциональность).

Драматические жанры

Трагедия – пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета Т. - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису (моральному очищению человеческой души).

Драма – изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой. В отличие от трагедии, Д. не завершается катарсисом.

Комедия – произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Трагикомедия – жанр, совмещающий в себе признаки трагедии и комедии: в частности, в Т. герою нередко грозит катастрофа, но он остается в живых.

Мелодрама – пьеса, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенные патетика и эмоциональный накал чувств ("слезливость"), нередко - тенденциозная морализация.

Водевиль – вид комедии: пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.

Жанры фольклора (Фольклор – устное народное творчество)

Эпические жанры

Сказочный эпос: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Несказочный эпос: исторические предания, легенды, бывальщины, былички.

Эпические стихотворные жанры: былины, исторические песни, баллады.

Лирические жанры

Песни: подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи)), исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые.

Малые фольклорные жанры. Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши. Загадки. Игровой фольклор: игры, считалки. Пословицы, поговорки.

Драматические жанры

Фольклорный театр: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.

Народный театр откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний. Фольклорный театр был непрофессиональный, однако в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи - древнерусские народные актеры - профессионалы. На Руси существовали оседлые и походные, странствующие скоморохи. Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски. Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка.

 

Основные литературные направления

Литературное направление – общность идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на определенном этапе литературного развития. Принадлежность писателей к одному Л.Н. предполагает общность культурно-эстетической традиции, однотипность мировоззрения авторов, схожесть принципов изображения жизни. В русской литературе наиболее значительными Л.Н. принято считать классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, модернизм, социалистический реализм.

Классицизм - (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:

1. Художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

2. Интерес представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении стремятся распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

3. Принцип рационализма. Культ разума.

4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5. Общественно-воспитательная функция искусства. Главная цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

6.Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных.

7. Единство действия, места и времени.

8. Строгая иерархия жанров.

Высокие жанры: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Низкие жанры: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось.

Ведущий жанр К. - трагедия. Суть трагедии классицизма – в конфликте между долгом и человеческими чувствами и страстями. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. Только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств.

Комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума.

Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др.

Сентиментализм – (от фр. sentiment – чувство, чувствительность) – литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в., в отличие от классицизма признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Возник как реакция на жесткие рамки классицизма.

Важнейшее свойство С. - стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях. Уходя от прямолинейности, свойственной классицизму, С. обращается к изображению частной, индивидуальной человеческой жизни. Главными темами С. становятся любовь, дружба, страдание, противоречия внутренней жизни и т. п.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек, наделенный врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, богатым духовным миром, способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический пафос сентиментализма. Богатый духовный мирпростолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сентименталисты всегда сохраняли надежду на самосовершенствование человека.

Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание и пр., где рассказ ведется от первого лица.

В русской литературе второй половины XVIII в. - М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев. Своеобразной визитной карточкой и художественным манифестом русского С. стала повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

Роль С. в литературном процессе заключается в утверждении ценности отдельной человеческой личности, демократизации искусства, сближении литературного языка с разговорным. В целом С. с его субъективным подходом к окружающему миру и человеку подготовил появление романтизма.

Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. В основе романтического метода лежат общие принципы:

1. Провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности. Возникал даже культ человеческой личности. Человек писался с большой буквы, становился равным Богу.

2. Выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.

Главный конфликт: личность и Бог, личность и реальная жизнь (другие люди, общество). Общество, как безликая толпа, враждебна личности.

Неприятие общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. У романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает огромные масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос.

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, ранний А.С.Пушкин).

Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

3. Ставя во главу угла бунт против Бога и мира, романтики начинают увлекаться образом сатаны, демона. Идет сближение образа человека с образом демона, появляется образ «демонического героя». Мятежные демоны романтиков, равно как и "демонические герои" романтизма - существа сильных чувств, всепоглощающих страстей, часто доходящих до крайностей, существа, полные противоречий. Главная страсть – любовь.

 

4. Ведущая черта Р. –трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.

5. Реальная жизнь плоха, герой ее отвергает, бунтует против нее и стремится к идеальной жизни, которая, увы, недостижима. В этом трагедия романтического героя.

 

6. Р. свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Исключительный герой здесь действует в исключительных обстоятельствах.

7. Стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности.

8. Романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа всегда одухотворена и может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Также природа может выступать и целительной силой для героя.

9. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Время расцвета в России - 10 - 30-е гг. XIX в. (баллады В.А. Жуковского, лирика и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А. А. Бестужева, К.Ф.Рылеева и др.).

Реализм (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение «типических характеров в типических обстоятельствах». Р. – «направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность».

В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет.

При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи.

В XIX в. складывается новый тип реализма — критический Р. В России его расцвет связан с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

К. р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека (К. р. можно назвать и психологическим реализмом). В России XIX век становится периодом интенсивного развития Р. Во II-ой половине XIX века художественные достижения реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Особое место в истории русского Р. принадлежит Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение.

Модернизм (от лат. modernus– «современный») – направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм. Основные признаки модернизма:

 

1) Неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;

2) Исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;

3) Мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);

4) Поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).

Основы стихосложения

СТИХОТВОРЕНИЕ – лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами; общее название лирических произведений любых жанров.

СТИХ – единица стихотворного ритма: обычно одна стихотворная строка: "Мой дядя самых честных правил..." (А.С. Пушкин).

Любое стихотворение строится на основе ритма и рифмы.

РИТМ стихотворения задается за счет правильного чередования ударных и безударных слогов. Единицей ритма является стопа.

СТОПА – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов. Различают двусложные и трехсложные С.

Стихотворные размеры

Двусложные стихотворные размеры (стопа состоит из двух слогов)

ЯМБ – ударение падает на второй слог стопы. ׀U–׀. Ударными здесь будут четные слоги: 2,4,6,8.

ХОРЕЙ – ударение падает на первый слог стопы. ׀–U׀. Ударными здесь будут нечетные слоги: 1,3,5,7.

Примечание

ПИРРИХИЙ – двусложная стопа без ударений в ямбе или хорее. ׀UU׀.

СПОНДЕЙ – двусложная стопа с двумя ударениями в ямбе или хорее. ׀– –׀.

Трехсложные стихотворные размеры (стопа состоит из трех слогов)

ДАКТИЛЬ – ударение падает на первый слог стопы. ׀–UU׀. Ударными здесь будут 1,4,7,10 слоги.

АМФИБРАХИЙ – ударение падает на второй слог стопы. ׀U–U׀. Ударными здесь будут 2,5,8,11 слоги.

АНАПЕСТ – ударение падает на третий слог стопы. ׀UU–׀. Ударными здесь будут 3,6,9,12 слоги.

Примечание

Бывают и четырехсложные стихотворные размеры:

Пеон I (первый). ׀–UUU׀. Пеон II (второй). ׀U–UU׀. Пеон III (третий). ׀UU–U׀. Пеон IV (четвертый). ׀UUU–׀.

Чтобы определить стихотворный размер, нужно:

  1. Расставить ударения в строке. (Размер определяем по одной строке (стиху).
  2. Пронумеровать все гласные в строке (пропуск хотя бы одной гласной ведет к неправильному определению размера!). Тем самым мы пронумеруем слоги.
  3. Округлить цифры ударных слогов. Устно определить размер.
  4. Начертить схему строки. Подсчитать количество стоп в строке. Проверить, есть ли пиррихии и спондеи (если размер двусложный). Например, ׀UU׀ ׀U–׀ ׀U–׀ ׀U–׀
  5. Дать полный ответ. Например, четырехстопный ямб с пиррихием в первой стопе.

Рифма – одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

По месту ударения различаются Р. мужская (ударение падает на последний слог строки – мир ы), женская (ударение падает на предпоследний слог строки – п о ле), дактилическая (ударение падает на третий слог с конца – в о ронам), гипердактилическая (ударение падает на четвертый слог с конца – оп а ловая).

Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость - младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему - по-своему, где вы - девы).

По точности созвучия Р. бывает точная (белый - смелый, Евгений - гений), приблизительная (белый - мелом; ветер - светел), неточная (я - меня, пламя - память, неведомо - следом).

ПО ВЗАИМНОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ рифмующихся строк Р. бывает смежная или ПАРНАЯ (схема рифмовки аабб), ПЕРЕКРЕСТНАЯ (схема рифмовки абаб), опоясывающая или охватная, или КОЛЬЦЕВАЯ (схема рифмовки абба).

Строфа – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: моностих, двустишие, трехстишие (ТЕРЦЕТ), четверостишие (КАТРЕН), пятистишие, шестистишие (СЕКСТИНА), семистишие (СЕПТИМА), восьмистишие (ОКТАВА).

Кроме того, различают устойчивые формы С., традиционно связанные с определенным жанром: балладная С., одическая С., сонетная С. (сонет) (стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов)) и др.

Особое место занимает онегинская С. – строфа, созданная А.С. Пушкиным специально для романа "Евгений Онегин". Состоит из четырнадцати стихов со строгой системой рифмовки – абабввггдееджж: образует три четверостишия с различной схемой рифмовки (перекрестной, парной и кольцевой) и завершается заключительным двустишием.

Работа с текстом. Виды пересказов и планов

Виды пересказов

Пересказ – письменное или устное изложение какого-нибудь текста.

  1. Свободный – как запомнилось;
  2. Художественный (подробный) – с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.;
  3. Выборочный;
  4. Краткий (сжатый);
  5. От другого лица.

Виды планов

План — это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении.

  1. Простой – это выделение и наименование главных, основных частей книги.
  2. Сложный – главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных.

 

Как составлять простой план

 

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

 

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

 

Как составлять сложный план

 

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

 

Особые виды планов

  1. Вопросный – в виде вопросов. Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.
  2. Назывной – в виде назывных предложений. Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части.
  3. Тезисный – в виде тезисов. Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). Можно сказать, что тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.
  4. Цитатный – в виде цитат

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.