Исключения, обобщения, упрощения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Исключения, обобщения, упрощения

2018-01-04 392
Исключения, обобщения, упрощения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценка

«5» - 37 – 41 баллов, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4 (грамотность).

«4» - 29– 36баллов, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4 (грамотность).

«3» - 19–28 баллов.

«2» - 0 – 18 баллов.

Бланки ГИА

Бланк ответов № 1 для выполнения заданий А1-А3, В1-В14

Бланк ответов № 2 для выполнения заданий С1, С2.1(С2.2)

 

Критерии оценивания сжатого изложения (С1)

Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемыйточно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  
    Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.  
    Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.  
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их на протяжении всего текста.  
    Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их для сжатия 3 микротем текста.  
    Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их для сжатия 2 микротем текста.  
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. .  
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1—ИК3  

 

 

 

Алгоритм написания сжатого изложения

Изложение читают два раза.

УЧТИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК КАЖДОЙ МИКРОТЕМЫ (МИКРОТЕМЫ КАЖДОГО АБЗАЦА), ТАК И ВСЕГО ТЕКСТА В ЦЕЛОМ.

В предлагаемых текстах в основном 4-5 МИКРОТЕМ (абзацев). Всегда есть тема человека или общества.

КАК ПИСАТЬ?

I. При 1 прочтении внимательно слушаем текст, ничего не пишем!

 
 


II. После 1 прочтения делим лист на 4-5 частей (по количеству абзацев). По этим 4-5блокам«раскладываем» (выписываем) ключевые (главные, неоходимые) слова (тезисы, словосочетания), которые передают микротему каждого абзаца.

Также определяем стиль и тип речи исходного текста. (5 минут)

 
 


III. При 2 прочтении записываем текст полностью, ОТЧЕРКИВАЯ АБЗАЦЫ, чтобы потом сокращать, опираясь на записанные ранее ключевые (главные, необходимые) слова, которые передают микротему каждого абзаца.

 
 

 


IV. Используем приемы

Сжатое изложение (удачное)

Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель конкретна и достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели.

А вот мечтаэто совсем другое. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Она не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее.

И это работает. Человек, мечтая, создаёт условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Просто нужно набраться терпения.

Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь смыслом и становится лучше и добрее». (111 слов)

Применены 2 разных приема сжатия текста (исключение и упрощение) и использованы для сжатия всех микротем текста. Основной приём компрессии прослушанного текста исключение.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.

Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.

 

Необходимая терминология к заданиям А1, C1, C2.

1. Текст – ряд предложений, связанных по смыслу (общая тема, идея, проблематика) и грамматически (порядок предложений, порядок слов в предложении, интонация и др.).

 

2. Исходный текст - текст, предложенный для анализа.

3. Тема текста – то, о чем (или о ком) в нем говорится, содержание текста. Часто тема отражается в заглавии текста. С точки зрения грамматики тема – это ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

Чтобы определить тему текста нужно:

1. Выделить ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

2. Сформулировать тему, используя следующие стандартные фразы (клише):

Этот текст о …

Эта статья о …

…- вот тема, к которой обращается автор текста.

Автор обращается к актуальной теме – теме…

 

4. Микротемы текста – минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль. Чаще всего они совпадают с границами абзацев, но могут и не совпадать.

 

5. Основная мысль текста (идея, авторский замысел) – то, ради чего создавался текст, к чему призывает, в чем убеждает, чему учит. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать. С точки зрения грамматики тема – это СКАЗУЕМОЕ. Ср.: Позиция автора.

 

6. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

 

Три способа формулировки проблемы исходного текста:

1. Проблема «чего» (словосочетание с сущ. в Р.п.): «проблема взаимоотношений отцов и детей», «проблема исчезновения милосердия» и др.

2. В виде вопроса (используя вопросительные союзы ли, почему, как и др.): «Возможно ли органическое сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст (статья) …»

3. С помощью назывных предложений, конструкции “именительный темы”. Такое начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам: «Дети. Родители. Эта извечная проблема поднимается и в тексте N.» или «Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви» (здесь уже дан и комментарий).

 

7. Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

В тексте может быть затронуто несколько проблем, но работать Вы должны только с одной из них!

 

8. Комментарий (интерпретация) проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

 

При интерпретации, комментировании исходного тек­ста допускается цитирование наиболее ярких авторских вы­ражений, ссылки на авторский текст. Пом­ните: это должны быть именно ссылки, подкрепляющие ваши формулировки, а не простой пересказ исходного текста.

 

9. Позиция автора –отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д. Иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).

 

Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать автор, создавая текст; как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев. Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые отражают авторское отношение, а именно: неодобрение, или иронию, или осуждение, или сочувствие, или восхищение…

 

10. Характеристика героя –раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их прямой речи, а также в описании её особенностей автором.

 

11. Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте.

12. Тезис – это главная мысль текста (и вашего сочинения), главное утверждение автора, которое он (и вы в сочинении) старается обосновать, доказать.

13. Аргумент – доводы, суждения, приводимые в доказательство высказанной мысли (тезиса).

 

14. Аргументировать – т.е. приводить доводы, аргументы.

 

15. Пример – конкретный пример из текста, подтверждающий аргумент (С2.2 – свидетельствующий, что вы верно интерпретируете текст). Примерами будут НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТЕКСТА или цитаты.

 

16. Вывод – итог, подтверждающий правоту тезиса.

 

 

Терминология к заданиям А2, В1

ФИГУРЫ РЕЧИ

Обособление обстоятельств

Обособляется Не обособляется
1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С предлогом несмотря на:Он улыбался, несмотря на плохое настроение. 3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась. 1. Фразеологизмы, в состав ко­торых входят деепричастия: Он слушалраскрыв рот. Он работал спустя рукава. 2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, иг­рая и др. Он читал лежа.Он лежа читал. Но: Он читал, лежа на диване.

Вставные конструкции

Вставные конструкции на письме выделяются скобкамиили тире: Мой приход (я это мог заметить) сначала несколько смутил гостей.

Запятая ставится

Между частями сложного предложения, соединенных союзами: и, да (=и), ни...ни; а, но, да (=но), однако,...; или, либо, ли...ли,...; да, да и, тоже, также; то есть, а именно. Например: Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится

1. Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

2. Если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

3. Общее вводное слово: Как это часто бывает, вспоминается хорошее и забывается плохое. Да здравствует солнце и скроется тьма!

4. При объединении двух вопросительных, восклицательных, побудительных и назывных предложений: Это кто такие и что им надобно? Как он смешон и как глупы его выходки! Подпустить врага и дать огонь по команде! Мороз и солнце…

 

В7. Классификация сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненное предложение –сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например: Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

 

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

 

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

  • сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Запятая ставится

1. Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми: Мы тронулись, когда взошло солнце.

2. Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает,что мы не сможем проститься с ним.

3. При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

Запятая не ставится

1. отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

2. Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.

3. На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного: Он сказал, что если будет свободен вечером, то придет ко мне.

4. После союзов и, а, но, стоящих в начале сложноподчиненного предложения после точки: А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на долину.

5. Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

6. Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало...: Надо было во что бы то ни стало дождаться подкрепления.

 

В8. Словосочетание

Словосочетание –единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыс­лу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.Главное слово - это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.Главное слово в словосочетании может быть выражено различ­ными самостоятельными частями речи.

 

главное слово + зависимое слово
  - вопрос -  

По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

Именные - в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи - существительным, при­лагательным, числительным, местоимением.

Глагольные - в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями.

Наречные - в таких словосочетаниях главное слово выражено наречием.

 

По своему значению все словосочетания отнесе­ны к одной из групп:

Предмет и его признак Действие и предмет Признак и его степень
Голубая луна Удивляться чудесам По-зимнему холодный
Новый дом Приготовиться к уроку Необычно уютный

 

Слова в словосочетаниях соединяются при помощи подчинительной связи. По типу связи слов в словосочетании выделяются следу­ющие группы:

Главное слово Тип связи Зависимое слово
Самостоятельные части речи Согласование Прилагательное (липовая аллея), причастие (опустевшая аллея), порядковое числительное (вторая аллея), местоимение (эта аллея).
Управление Существительное (встретить друга), количественное числительное (умножить на два), местоимение (встретил вас).
Примыкание Наречие (шептать тихо), деепричастие (говорить улыбаясь), инфинитив (уехал учиться), несклоняемое существительное (стрижка каре).
Согласование
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главная улица (ж.р., ед.ч., И.п. = ж.р., ед.ч., И.п). Изменяется и главное, и зависимое слово (главной улицей, главным улицам и т.д.).
Управление
Зависимоеслово ставится в том падеже, которого требует главное. Читать (что?) письмо (В.п.), изделие (из чего?) из дерева (Р.п.). Изменяется только главное слово (читал письмо, читаю письмо, изделиями из дерева и т.д.).
Примыкание
Зависимое слово (неизменяемые части речи – несклоняемые существительные, наречие, инфинитив, деепричастие) связано с главным только по смыслу. Стрижка (какая?) каре, шептать (как?) тихо, предложить (что?) войти, говорить (как?) улыбаясь.
     

Изделие из дерева (управление) – деревянное изделие (согласование).

Особый случай: количественные и собирательные числительные в составе словосочетаний.

В И.п. и В.п. они являются главным словом (три(кого?) шофера - управление), в остальных падежах – зависимым (трем (скольким?)шоферам - согласование).

В9, В12. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Виды сказуемого

Простое глагольное Глагол в форме какого-либо наклонения Он засыпает. Мы не будем спать.
Составное глагольное Вспомогательный глагол (начать, закончить, мочь, рад, готов должен и др.) + инфинитив Дождь перестал шуметь.
Составное именное Глагол-связка (быть, стать, становиться, являться, казаться, считаться, представляться и др.) + именная часть Пьеса была интересной. Мой брат –учитель.

Односоставные предложения

Виды Что обозначает главный член Чем выражен глав­ный член (основные случаи) Примеры
С глав­ным чле­ном сказуе­мым определённо-личные (говорящий или собеседник) Действие, кото­рое совершает определённое лицо (я, ты, мы, вы): на него указывает окончание глаго­ла-сказуемого. 1) глаголом изъяви­тельного наклонения 1-го или 2-го лица; 2) глаголом повели­тельного наклонения 1)Люблю грозу в нача­ле мая (Тютчев). 2) Зовите, голуби, зови­те к труду и миру на земле!
неопределённо-личные (кто-то) Действие каких-то лиц: они мыслят­ся неопределён­но. 1) глаголом 3-го лица множественного чис­ла; 2) глаголом прошед­шего времени множ. Числа. 1) И на обломках само­властья напишутнаши имена (Пушкин). 2) Навекисвергли власть буржуев и дворян.
обоб­щённо-личные (любой, всякий, каждый) Действие, которое может совершать любое лицо (все, каждый). 1) глаголом 2-го лица изъявительного или повелит, наклонения; 2) глаголом 3-го лица множеств, числа. 1) Изводишьединого слова ради тысячи тонн словесной руды. 2) Славу трудом добы­вают (Пословица).
без­личные (само по себе) Действие или со­стояние, незави­симое от дейст­вующего лица(оно происходит как бы само по себе). 1) безличным глаго­лом или личным в значении безличного; 2) инфинитивом; 3) наречием; составным именным сказуемым. 4) словами нет, не было 1) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. 2) Вам не видать таких сражений. 3) Человеку холодно без песен. 4) Нет ничего радостнее труда. (Н. Остров­ский).
С глав.чле­ном подле­жащим назыв­ные Только наличие предметов, явле­ний или лиц. существительным в именительном падеже Переправа, переправа...Темень, холод... (Твар­довский).

В13. Сложные бессоюзные предложения

В зависимости от наличия или отсутствия союзов выделяют союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями Знаки препинания Примеры
Перечисление Запятая Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)
Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания Точка с запятой Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) Двоеточие Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Разъяснение смысла первой части Двоеточие Об одном вас прошу: стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части Двоеточие Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и уви­дел: один лось захватывал яблоки...
Время, условие Тире Ехал сюда – рожь начинала жел­теть. (М.Пришвин) Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой) Тире Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)
Противопоставление Тире Лето припасает – зима поедает. (Пословица)
Быстрая смена событий Тире Сыр выпал – с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

 

В14. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

 

Существуют сложные предложение, состоящее из трех и более простых предложений. В таких предложениях части могут быть связаны одинаковым типом связи: сочинительной связью, подчинительной связью (с последовательным, параллельным и однородным подчинением), бессоюзной связью. А есть сложные предложения смешанного типа (с разными типами связи): сочинительная + подчинительная, сочинительная + бессоюзная, подчинительная + бессоюзная, сочинительная + подчинительная + бессоюзная.

 

Виды подчинения Схемы Примеры
Последовательное подчинение   При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные – последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно).   [ ], (что), (на которую).  
       
   
 
 


[ ],(что), (которые).

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой), на которую выходила его дверь. Дети рассказали (что?), что нарвали тех цветов (каких), которые любила мама.  
Параллельное подчинение При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным. (Если), [то], (чтобы).  
       
   
 


(Когда), [ ], (которая).

 

Если завтра увидите его, (при каком условии?)то попросите его(о чем?), чтобы он ко мне заехал на минутку. Когда поднялось солнце, (когда?)мы увидели картину(какую?), которая удивила всех.  
Однородное подчинение При однородном подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными. [ ], (что), (что).    
 
 


[ ], (что), (что).

 

 

  Оленин знал(что?), что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах. Девочка писала(что?), что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.  
    Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления.  
    Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.  
С1К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.  
    Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.  
    Экзаменуемый привёл 1-2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления.  
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.      
С1К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.  
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.  
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1—С1К4  

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (С2.2)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста  
  Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.  
    Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.  
    Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.  
С2К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.  
  Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.  
  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.  
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
С2К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.  
    Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.  
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1—С2К4  

Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

 

Оценка грамотности и фактической точности речи

 

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ В ЦЕЛОМ(с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

 

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1 -С1К4; ГК1 - ГК4, ФК1 или С2К1 –С2К4; ГК1 - ГК4, ФК1).

 

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет,или допущено не более 1 ошибки.  
  Допущены 2 ошибки.  
  Допущены 3 ошибки и более.  
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет,или допущено не более 2 ошибок.  
  Допущены 3 ошибки.  
  Допущены 4 ошибки и более.  
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет,или допущена 1 ошибка.  
  Допущены 2 ошибки.  
  Допущены 3 ошибки и более.  
ГК4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет,или допущено не более 2 ошибок.  
  Допущены 3 ошибки.  
  Допущены 4 ошибки и более.  
ФК1 Фактическая точность письменной речи  
  Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.  
  Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.  
    Экзаменуемым допущены 2 (или более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.  
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 - ГК4  

Фактические ошибки

1. Неверное изложение фактов (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.). Например: Поэт Александр Борисович Пушкин. В произведении немецкого писателя Шекспира. Лермонтов прожил всего тридцать лет: его убил на дуэли Дантес в 1837 году. В повести Гоголя «Муму».

2. Неверное употребление формы имени персонажа. Например: Максим Максимович вместо Максим Максимыч, Екатерина вместо Катерина, Диана вместо Динка.

3. Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении. Например: Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников.

 

При оценке грамотности (ГК1 - ГК4) учитывается объем изложения и сочинения.

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140-290 слов.

Если суммарный объем изложения и сочинения составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1 - ГК4не ставится больше 1 балла.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 - ГК4оценивается нулем баллов.

 

 

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.