Урок производственного обучения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Урок производственного обучения

2018-01-04 483
Урок производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные характеристики урока:

•деятельность учащихся направлена на материальные объекты труда и имеет преобразующий характер;

• результатом практической деятельности учащихся являются матери­альные объекты (локальные сети, собранные блоки ЭВМ и т.д.);

•практическая деятельность учащихся самостоятельная и управляется посредством инструктажа (устным и письменным), который проводит мас­тер производственного обучения;

•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);

•в структуре урока возможно выделение трех основных типовых эле­ментов:

- вводный инструктаж;

- текущий инструктаж;

- заключительный инструктаж.

Ниже представлено общее содержание деятельности мастера и уча­щихся на различных структурных этапах урока (табл. 11).

 

Таблица 11 Планирование урока производственного обучения  
Структурный Деятельность мастера - Деятельность учащихся - фор-
элемент инструктирование мирование умений и навыков
Вводный инст- Цель - создание ориентиро- Цель - восприятие инструктив-
руктаж вочной основы деятельности ных указаний
  учащихся 1. Пробное выполнение изучае-
  1. Ознакомление учащихся с мых операций
  содержанием предстоящей 2. Ответы на вопросы мастера
  работы 3. Самостоятельная работа с ин-
  2. Анализ инструкционной струкционной картой
  карты, технологической до- 4. Определение технологической
  кументации последовательности выполнения
  3. Ознакомление учащихся с учебно-производственной рабо-
  электроинструментом ты
  4. Разъяснение структуры  
  трудовой деятельности  
  5. Показ способов выполне-  
  ния отдельных операций  
  6. Предупреждение о воз-  
  можных ошибках, проведе-  
  ние инструктажа по технике  
  безопасности  
Текущий инст- Цель - контроль за ходом Цель - отработка приемов и опe
руктаж выполнения учебно-произ- раций
  водственного задания 1. Самостоятельное выполнение
  1. Контроль выполнения учебно-производственного зада-
  правил техники безопасности ния
  2. Целевые обходы 2. Самоконтроль деятельности
  3. Корректировка действий  
  учащихся  
Заключитель- Цель - подведение итогов Цель - самоанализ деятельности
ный инструктаж урока 1. Сравнение своей работы с ра-
  1. Подведение итогов заня- ботами учащихся
  тия с указанием успехов и 2. Анализ успехов и недостатков
  недостатков  
  2. Демонстрация лучших ра-  
  бот, видов брака  
  3. Обсуждение, оценка работ  
  4. Ответы на вопросы уча-  
  щихся  
  5. Ознакомление с темой  
  следующего занятия  
  6. Выдача домашнего зада-  
  ния  
       

 

Конкретные варианты структурного построения урока на различных этапах формирования умений и навыков зависят от содержания практиче­ской деятельности.

 

Совмещенный урок специальной технологии и производственного обучения

Основные характеристики урока:

•последовательное чередование видов деятельности учащихся (по­знавательной и практической);

•изучение локального отрезка теоретического материала, выполнение упражнений и решение учебно-производственных задач;

•результатом деятельности учащихся на уроке является сформиро­ванная система теоретических знаний и практических умений, опредмеченная в материальных объектах;

•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);

• в структуре урока четко выражены фазы, шаги, характеризующие целевые функции этапов формирования теоретических знаний и практиче­ских умений.

Структуру совмещенного урока можно представить как последовательное чередование фаз. Первый шаг - усвоение порции теоретического материала, второй - практическое формирование умений (рис, 8).

При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводится 10-15 мин; шаг практики (выполнение уп­ражнений по порции теоретического материала) занимает у учащихся от 20 до 30 мин.

Обобщенную структуру совмещенного урока можно представить в виде следующей формулы:

Y = Фо + Ф1 + Ф2 +...+ Фп + Ф3,

где Фо - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая установка урока,

2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей деятельности);

Ф1,Ф2,...,ФП - промежуточные фазы (1-й шаг - краткое объяснение технологии предстоящей работы, вопросы по проверке знаний, 2-й шаг - практические упражнения);

Ф3 - заключительная фаза (сбор ученических работ, анализ работ уча­щихся, выставление оценок по теории и практике).

 

Порядок выполнения заданий

1. Разработка плана урока теоретического обучения.

1.1. Записать тему урока.

1.2. Сформулировать цель урока.

1.3. Разработать эскиз оформления доски. При разработке эскиза можно воспользоваться материалом опорного конспекта.

1.4. Разработать план урока в соответствии с табл. 12.

Таблица 12

Планирование урока

Структурный План План Время Количество учащихся,
элемент деятельности деятельности этапа работавших на
урока преподавателя учащихся урока данном этапе
         

2. Разработка инструкции проведения лабораторной работы.

2.1. Из программы предмета выбрать тему лабораторной работы по рассматриваемому учебному материалу.

2.2. Сформулировать цель лабораторной работы, планируя частично поисковую деятельность учащегося.

2.3. Сформулировать проблему исследования и определить этапы проведения работы.

2.4. Составить перечень необходимого оборудования.

2.5. Разработать принципиальную схему для проведения исследования.

2.6. Представить технологическую карту лабораторной работы в со­ответствии табл. 11.

2.7. Привести форму таблиц для фиксации измеренных параметров и расчетных значений параметров.

2.8. Определить форму и содержание отчета, представляемого уча­щимися.

2.9. Привести пример карты программированного контроля знаний и умений учащихся: первый уровень контроля - 3 вопроса; второй - 4 вопро­са; третий - 3 вопроса.

3. Разработка плана урока практического обучения.

3.1. Сформулировать цели урока практического обучения.

3.2. Определить материально-техническое оснащение урока.

3.3. Представить эскизы чертежей, рисунков на доске.

3.4. Разработать вводный инструктаж, в котором указать правила дея­тельности мастера и деятельности учащихся. Заполнить табл.13.

3.5. Определить название целевых обходов в текущем инструктаже.

Таблица 13

Планирование вводного инструктажа

Время, мин Деятельность учащихся Деятельность мастера
     

 

4. Разработка плана совмещенного урока.

4.1. Сформулировать цели совмещенного урока.

4.2. Определить перечень основных фаз урока.

4.3. Разработать структуру трех фаз урока.

4.4. Привести подробный план одной из перечисленных фаз урока.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите и охарактеризуйте цели проведения лабораторных работ.

2. Перечислите признаки учебного материала, которые указывают на необходимость проведения лабораторных работ по формированию профес­сиональных умений учащихся.

3. Какие способы организации лабораторных работ используются в учебном процессе? Дайте их характеристику.

4. Раскройте цели и содержание вводного, текущего и заключитель­ного инструктажа.

5. Какова типовая структура уроков теоретического обучения?

6. По каким признакам можно классифицировать уроки?

7. Каковы основные требования урочной формы учебного процесса?

8. Перечислите основные условия применения совмещенного урока.

9. Какова структура совмещенного урока?

 

Рекомендуемая литература

Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. 183 с.

Эрганова КЕ. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.