Этапы разработки опорного конспекта — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этапы разработки опорного конспекта

2018-01-04 752
Этапы разработки опорного конспекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

1. Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литерату­-
ра, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная
информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.

2. Структурно-логический анализ и построение структурно-
логической схемы учебной информации
(позволяют наглядно представить
структуру учебного материала и последовательность изложения).

3. Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь про­
изводится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второ­-
степенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов
выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогаю­-
щие воспроизвести весь материал.

4. Кодирование учебной информации с использованием опорных
сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5. Расположение учебного материала с учетом логики формирова­-
ния учебных понятий.
На данном этапе преподаватель на листе бумаги
располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и
символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.

6. Кодирование значимости учебной информации в цвете. При раз­-
работке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе
цвета. Однако дадим следующие рекомендации по использованию некото-­
рых цветов:

•использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;

•иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

•обеспечивать хороший контраст фигур и фона;

•избегать комбинации красного и желтого цветов;

•избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.

Материал, описывающий технологию разработки опорного конспек­та, представлен в виде варианта опорного конспекта (рис. 4).


Мнемонические приемы

При разработке опорных конспектов используются специальные приемы отбора, структурирования и отображения учебной информации, получившие название мнемонические приемы.

Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запомина­ние и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ас­социаций [3].

Мнемонические приемы выполняют роль своеобразного «мостика», позволяющего облегчить запоминание учебного материала и увеличить объем памяти.

Различают следующие разновидности мнемонических приемов:

•жизненные ситуации;

•ассоциации;

•аббревиатура;

•опорные слова, словосочетания;

•логические цепочки;

•символика.

Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание принципа действия устройства и дает до­полнительную опору для его запоминания.

Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминание и пони­мание учебного материала, ассоциации создают внешние опоры с уже хо­рошо известными фактами и представлениями, чем облегчают понимание и запоминание формируемых знаний.

Аббревиатура широко применяется в опорном конспекте для выде­ления информации, учебного материала, связанного с обозначением марок проводов, материалов. Запомнить несколько знаков легче, чем сложное на­звание, но еще проще ассоциировать несколько букв с реальными объекта­ми. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо от­ражать приемы ее расшифровки.

Символика применяется при изучении технических дисциплин и по­зволяет значительно улучшить структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер. Примером символики могут служить хо­рошо знакомые учащимся значки:

> - больше;

< - меньше;

| - увеличение параметра;

| - уменьшение параметра;

—■> —► - сложная опосредованная зависимость.

Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволя­ют расширить причинно-следственные связи в физических процессах с по­мощью символов и знаков. Например, описание принципа работы клавиатуры можно представить следующей логической цепочкой (рис. 5).


 

Рис. 5. Логическая цепочка схемы работы клавиатуры

Такая лаконичная, компактная запись наглядно отражает информа­цию по рассматриваемому вопросу.

Алгоритм

Алгоритм - однозначное предписание, определяющее процесс по­следовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм предполагает перечень операций и последовательность выполне­ния их для решения задач определенного типа.

Введение алгоритма в учебный материал позволяет сформировать общие методы решения класса однотипных задач. Применение алгоритмов на этапе формирования умений по решению задач позволяет учащимся ус­воить систему действий, ведущих к решению типовых задач.

Запись алгоритмов может производиться в словесной форме или в ви­де блок-схем.

Эти блоки располагают в определенных сочетаниях и последователь­ности. В верху блок-схемы рисуют овал с надписью «Начало», а в низу -овал с надписью «Конец». В прямоугольниках записываются команды-предписания, результаты распознавания объектов, выполняемые действия.

Все остальные блоки располагаются между ними. Параллелограммы используются для того, чтобы указать, где нужно вводить исходные данные и выводить результаты.


Блоки сравнения (контроля) изображаются ромбами. Из ромба выхо­дят две стрелки, ведущие к двум различным блокам, определяющим два различных варианта деятельности. Выбор одного из них зависит от выпол­нения (стрелка с надписью «Да») или невыполнения (стрелка с надписью «Нет») условия, записанного в ромбе.

Блок-схема дает возможность легко проверить отсутствие в записан­ном алгоритме формальных ошибок: все его ветви должны обязательно приводить к блоку «Конец»; из каждого прямоугольника должна выходить только одна стрелка, из каждого ромба - две; в овал «Начало» не ведет ни одна стрелка; из овала «Конец» не выходит ни одна.

Листы рабочей тетради

Одним из предметно-знаковых средств обучения, получивших в по­следнее время признание у преподавателей и учащихся, являются рабочие тетради, представляющие собой материал с информационными пробелами. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая система представления информации. Различие заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях специально конструируется.

Листы рабочей тетради являются одним из средств управления мысли­тельной деятельностью и включают специальные типы заданий, упражне­ний. Выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышле­ния на отдельные операции. Задания строятся таким образом, чтобы, рабо­тая над ними, учащийся производил все операции и выстраивал четкий ал­горитм действий.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся, ис­пользуются:

•включение в определение пропущенных ключевых слов;

•запись формулы с определенными компонентами;

•алгоритмы выполнения каких-либо операций;

• основы графиков для построения характеристик и диаграмм;

•таблицы, которые необходимо последовательно заполнить, внести информацию поясняющего характера;

•преобразование схем;

•определение элементов конструкций.

Порядок выполнения заданий

1. Разработка опорного конспекта учебного материала.

1.1. Используя структурно-логический анализ учебного материала по
теме (проведен в предыдущей работе), выделить основные понятия, опре-­
деления, формулы.

1.2. Закодировать информацию, используя необходимые наглядные
средства представления учебной информации, применяемые при составле-­
нии опорных конспектов.


1.3. Расположить закодированную информацию на листе в соответст­-
вии с логикой формирования понятий.

1.4. Представить опорный конспект в цвете, с учетом значимости по-­
нятий.

2. Разработка листов рабочей тетради.

2.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия,
необходимые для представления на листах рабочей тетради.

2.2. Вычленить операции, позволяющие сформировать отобранные
понятия.

2.3. Обосновать логику расположения заданий на листах рабочей тет-­
ради и разработать 4-5 листов по теме урока.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение опорного конспекта.

2. Какую роль играет цвет в опорном конспекте?

3. Какие приемы кодирования информации применяются при разра­-
ботке опорного конспекта?

4. В чем отличие листов рабочей тетради и опорных конспектов?

5. Какое представление алгоритма более наглядно: с помощью сло-­
весной формулировки или в виде блок-схемы?

Рекомендуемая литература

Даблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-педагога к занятиям. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1987. 148 с.

Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.