Системы производственного обучения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Системы производственного обучения

2018-01-04 366
Системы производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В профессиональном обучении под системой производственного обу­чения понимается порядок расчленения содержания обучения и группировка его частей в последовательности овладения учащимися умениями и на­выками рабочей профессии [7].

В настоящее время в отечественной учебно-методической литературе описано около двадцати различных систем производственного обучения:

•операционная;

•операционно-предметная;

•моторно-тренировочная;

• операционно-комплексная;

•технологическая;

•предметно-технологическая;

*проблемно аналитическая и т.д.

История развития систем производственного обучения в основном отражает историю становления методики профессионального обучения. Первая научно обоснованная система производственного обучения называлась операционной или русской. К сожалению, в настоящее время Россия утратила приоритет в разработке систем профессионального обучения.

Термин «операция» в названии системы указывает на высокую сте­пень расчленения содержания обучения. Операции - это учебные единицы, отражающие элементы реального трудового процесса, но не совпадающие с ним. При планировании производственного обучения, отборе учебно-производственных работ для каждого урока мастер производственного обучения тщательно изучает структуру содержания учебного материала в программе производственного обучения.

Для выбора системы производственного обучения и обоснования методической системы урока ему необходимо правильно представлять содержание учебного материала по каждой крупной теме программы, структурировать его и выстраивать в необходимой логической последовательности в соответствии с поставленными целями и задачами. На различных этапах обучения решаются различные учебно-производственные задачи, следовательно, структура содержания учебного материала различна, и анализ содержания программ производственного обучения показывает, что нет универсальной системы производственного обучения.

Метод сетевого графика

Среди методов анализа учебных программ широко известен метод построения сетевого графика последовательности изучения тем анализи­руемого и родственных ему предметов. Он позволяет оценить правильность расположения взаимосвязанных тем, выявить вид межпредметных связей по хронологическому признаку и на этой основе создать стройную логику изучения материала.

Сетевой график представляет собой графическую модель процесса изучения учащимися нескольких учебных предметов в течение определенного времени (рис. 2).

Специальный курс

Рис. 2. Фрагмент сетевого графика изучения предметов:

0 - начало изучения предметов; О7 - завершение полугодия;

1)и т.д. - перечень тем программы производственного обучения;
5') и т.д. - перечень тем специального курса;

12, 24, 36 и т.д. - количество недель на изучение темы

На сетевом графике изучение каждого предмета дается как цепь со­бытий, представленных отдельными темами. Темы (вершины) на графике изображаются кружочками, каждыйсо своим номером. Сам процесс изучения тем представляется в виде ориентированных ребер (векторов), соединяющих между собой вершины. Над ребрами ставится цифра, соответствующая длительности изучения темы в часах (см. рис. 2).

Исходной (нулевой) вершиной сетевого графика является начало изу­чения предмета. Завершающая его вершина соответствует окончанию изу­чения одного из учебных предметов. Любая сплошная стрелка на сетевом графике соединяет две вершины и отражает процесс овладения учащимися материалом конкретной темы, которая зашифрована на графике числом, соответствующим номеру темы по программе [5].

Межпредметные связи на сетевом графике изображаются в виде штриховых векторов, соединяющих темы разных предметов. Они прово­дятся из вершин, соответствующих времени начала изучения исходных тем учебного предмета, к вершинам, характеризующим начало изучения свя­занных с ними тем другого учебного предмета.

Порядок выполнения заданий

1, Анализ профессиональной характеристики,

1.1. Изучить профессиональную характеристику, выписать из нее:
•название профессии, ее шифр, уровень квалификации;
•предмет труда, средства труда специалиста;

•основные виды профессиональной деятельности;

•ведущие требования к профессиональным знаниям (3-4 требования);

•ведущие требования к профессиональным умениям (3-4 требования).

1.2. Сделать вывод о том, какие совмещенные профессии можно по­лучить на базе основной.

2, Анализ учебного плана,

2.1, Рассмотрев в сборнике учебных планов и программ план учебного процесса, составить перечень предметов профессионально-технического цикла (табл. 1).

Таблица 1

 

Предмет профессио­нальной подготовки Количество часов на изучение Период обучения Форма контроля ЗУН
       

2.2. Рассмотреть планирование учебных часов на изучение специаль­ного курса и производственного обучения. Определить количество отве­денных часов на изучение предметов в неделю, полугодие, год. Данные за­нести в табл.2.


Таблица2

Количество часов, отводимых на изучение предметов в

неделю, полугодие, год

 

 

Предметы 1-йкурс 2-йкурс 3-й курс
  Полугодие  
  I П I П I П
  Количество недель
         
Количество часов в неделю  
           

3. Анализ программы специального курса,

3.1. Проанализировав пояснительную записку программы курса,
сформулировать цели изучения предмета, определить специфику содержания,
указать приемы и методы работы преподавателя, определить организационные
формы обучения

3.2. Из программы предмета выбрать одну тему. Используя профес-­
сиональную характеристику определить те знания иумения, которые фор-­
мируются при изучении данной темы.

3.3. Определить и записать названия практических и лабораторных
работ по данной теме.

3.4. В рассматриваемой теме определить количество уроков и, выписав
тему одного урока, представить его содержание,

3.5. Подобрать один учебник иметодическое пособие для преподава-­
теля.

4, Анализ программы производственного обучения,

4.1. Проанализировать сводно-тематический план. Для этого опреде­лить следующее:

•взаимосвязь содержания и периодов обучения, степень сложности выполняемых учебно-производственных работ в различные периоды обу­чения;

•место проведения проверочных работ, производственной практики,

4.2. Выписать из программы одну операционную тему. Выделить в
ней основные операции, вспомогательные приемы и действия,

4.3. Изучить содержание двух тем программы. Определить объекты
труда в анализируемых темах, указать ведущие приемы и операции, вы­
брать наиболее оптимальные для данных тем системы производственного обучения и обосновать свой выбор. Заполнить табл.3.

 

№ п/п Тема производствен­ного обучения Объект Ведущие прием и операции Система произ- водственного обучения
         

4,4. Разработать сетевой график изучения двух предметов различных циклов профессиональной подготовки спецтехнологии и производственного обучения по анализируемой профессии для второго года обучения. Сделать вывод об оптимальности межпредметных связей дисциплин. Дать ре­комендации по корректировке времени изучения смежных тем, если это не­обходимо. Построить сетевой график предлагаемого варианта.

5. Анализ программы предмета общетехнического цикла,

5.1. Ознакомиться с содержанием программы одного из предметов
общетехнического цикла.

5.2. Изучить пояснительную записку программы. Из пояснительной
записки выписать:

•цели изучения предмета; •межпредметные связи;

•методы и приемы обучения; •организационные формы обучения;

•формы внеклассной работы,

5.3. Изучить тематический план. Выписать основные разделы про­
граммы исследуемого предмета и определить объем часов на их изучение.
Выбрать один из разделов программы и выписать темы, составляющие со­
держание раздела. Определить количество часов, отводимых на изучение
каждой темы. Заполнить табл. 4

Таблица 4
Тематический план

 

Наименование раздела, темы Количество часов на изучение  
   

 

Используя табл.4, выбрать одну тему. Из программы выписать
краткое содержание выбранной темы. Определить название лабораторных работ по рассматриваемой теме. Сформулировать требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данной темы. Определить количество
уроков по теме.

5.4. Из программы общетехнического предмета выписать один из ре-­
комендуемых учебников, методическое пособие, дидактический материал.


Контрольные вопросы:

1. Что определяет система производственного обучения?

2. Может ли программа производственного обучения строиться по
единой системе производственного обучения?

3. Какие документы входят в состав учебного плана?

4. Что такое сетевой график? Какова цель его составления?

5. Какова структура учебных программ?

Рекомендуемая литература

Эрганова Н.Е.Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-Пед. Ун-та, 1999. 138 с.


Лабораторно-практическое занятие № 2

Анализ учебника

Цель - формирование умений изучения и анализа учебников по ос­новным предметам профессионально-технического цикла

Метод - выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения.

Методическое обеспечение: учебные программы по предметам, учебники,

Термины и понятия:

•учебник;

•методический аппарат учебника;

•метод выявления степени соответствия учебника дидактическим требованиям;

•органолептический метод анализа.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.