Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2018-01-04 | 1057 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Типы стандартизованных самоотчетов: шкальные техники, идеографические техники, тесты-опросники, открытые
опросники.
Несмотря на то что в одну группу объединены как номоте-тические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу: информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например исследование самооценки С.Я. Рубинштейн. Методы шкалирования — понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются
ГЛАВА 4 |
методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие, как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например фехне-ровский метод шкалирования едва заметных различий.
Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта.
|
Недостоверность самоотчетов может быть по ряду причин: г • если у респондента может не быть четкого представления * i о том, о чем его спрашивают;
Ш |
• если на респондента влияет фактор социальной желатель
ности, т. е. респондент пытается представить себя в вы
годнейшем свете, отвечает, ориентируясь на общеприня
тые нормы. Во избежание влияния такого фактора в оп
росники вводятся шкалы лжи;
• если респондент не способен оценить те черты, о которых
его спрашивают;
• если респондент отвечает случайным образом. Чтобы из
бежать случайных ответов, вводят дублирующие друг дру
га вопросы (очень близкие синонимы).
'' Опросник й широком смысле — любой набор вопросов, касающихся какой-либо темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его"согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.
Опросники — это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
дать письменные или устные ответы, сообщить информацию
0 себе, отразить отношение, сформулировать мнения.
По своей сути опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчета. От анкет, которые будут детально рассмотрены нами в дальнейшем, личностные опросники отличаются следующим:
• направленностью на изучение психологических особенно-
1 стей;
' • стандартизацией процедур применения и интерпретации;! • опорой на содержание определенной научной концепции,
|
теории;
• наличием норм выполнения или соответствующих крите
риев развития, по отношению к которым осуществляется
\ стандартизация индивидуальных результатов;
• проверкой степени валидности и надежности.
Примерами таких тестов-опросников являются Миннесотский
многоаспектный личностный перечень (MMPI), разработанный С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. и до сих нор широко используемый в клинической психодиагностике; Патохарактеро-логический диагностический опросник (ПДО), предложенный А. Е. Личко в 1970 г. для определения психопатического развития личности и акцентуаций характера; методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16-факторный опросник) и т. д.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинство закрытых вопросов — простота процедуры регистрации и обработки
ГЛАВА 4_________________________________________________
данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
|
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Особую трудность в обеспечении качественной диагностики при проведении опросов составляет задача избавления от искажений результатов в силу субъективных особенностей испытуемого, которые могут проявляться в неправильном понимании вопросов и в предвзятых (установочных) ответах. Установки при ответах испытуемых тяготеют к двум полюсам: стремлении показать себя в наилучшем виде и. наоборот, в наихудшем. Существенную роль при использовании опросников играет также так называемый психометрический парадокс. Он заключается в ПО
___________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
том, что из статистических соображений желательно, чтобы половина испытуемых отвечала на вопрос «да», а другая — «нет». В этом случае вопрос обладает наибольшей дифференцирующей силой. Ведь если все будут отвечать одинаково, то смысла в вопросе не будет. С другой стороны, оказывается, что именно на такие вопросы отдельные испытуемые дают наиболее неустойчивые ответы, т. е. на самом деле они плохо идентифицируют субъектов, а значит, плохо их различают. Вместе с тем очевидно, что ответы на вопросы позволяют получить весьма ценную информацию о человеке в силу того, что слово обладает выраженным качеством обобщения имеющегося у человека опыта. Именно поэтому опросники неприменимы к маленьким детям (по крайней мере, дошкольного возраста).
Опросники состояний и настроений предназначены для выявления временных, преходящих состояний (в то время как личностные — для выявления стабильных качеств психики). Их отличает то, что в формулировке вопросов и в инструкции подчеркивается необходимость оценивать свои психические качества именно в текущее, настоящее время.
|
Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми, закрытыми и с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты ответов: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначен-
ГЛАВА 4
ные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
В логопедии опросники могут оказать неоценимую услугу в связи с возможностью получать существенную информацию о ребенке и особенно о подростке и взрослом, минуя устную речь. Кроме того, опросник позволяет одновременно обследовать группу испытуемых, а значит, получать статистически значимый объем информации за достаточно короткое время. Многие современные опросники отвечают самым строгим психометрическим требованиям. В качестве примеров специальных диагностических опросников, применяемых в логопедии, можно привести шкалу Р. Эриксона для оценки речевой тревоги (или коммуникативных возможностей) и методику для дифференциальной диагностики заикания и клаттеринга Д. Дали. Первая предназначена преимущественно для оценки качественных показателей, но допускает и качественный анализ переживаний субъекта с нарушенной речью. Вторая опирается на качественные различия двух видов нарушения темпоритмических характеристик речи.
Наблюдение -
Наблюдение — это целенаправленное восприятие психической жизни человека, осуществляемое без активного взаимодействия с ним и имеющее целью выявление инвариантных признаков.
|
Этот метод самый доступный, поскольку инструментом диагностики в этом случае является сам исследователь, а от наблюдаемого требуется только находится в поле зрения наблюдателя. Метод объективного наблюдения — стратегия исследо-
_______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
вания с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
Метод самонаблюдения — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Для изучения психологических особенностей детей метод наблюдения особенно ценен, так как в отношении них возможности экспериментального изучения имеют значительные ограничения по сравнению со взрослыми.
Наибольшее развитие метод наблюдения получил в рамках бихевиоральной (поведенческой) психологии, в частности такого ее раздела, как этология.
Для облегчения наблюдения при решении конкретных психолого-педагогических задач существуют схемы, предлагаемые различными авторами в специальных пособиях, позволяющие облегчить их решение практическому специалисту. Например, схема наблюдения поведения ребенка для определения его темперамента. Согласно этой схеме необходимо определить, как ведет себя ребенок в некоторых стандартных ситуациях (обучения, отдыха, развлечения и т. д.), отнеся его к одной из четырех рубрик.
В педагогических и психологических исследованиях применяются разнообразные видьгдаблюдения. По степени вовлеченности исследователя в события — включенным и сторонним, подхарактеру взаимодействия с объектом — скрытым и открытым (явным), в зависимости от объекта — внешним и интро-
^ 113
ГЛАВА 4
спективным, относительно времени исследования — однократным, периодическим и лонгитюдным, по характеру восприятия — сплошным и выборочным, по способу регистрации данных — констатирующим и оценивающим, по степени стандартизованности процедур — свободным (поисковым) и структурированным (стандартизированным).
Все они могут быть использованы как порознь, так и в комплексе, дополняя друг друга.
Сделать наблюдение наиболее эффективным помогают следующие правила:
• проводить многократные систематические наблюдения
т данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит
, отделить случайные совпадения от устойчивых закономер-а ных связей;
• не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и
£< проверять альтернативные предположения относительно
той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; I • не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в кон-
*:.■ тексте общей ситуации;
»«• стараться быть беспристрастным;
• оценивать одного обследуемого должны несколько наблю-
-! дателей (не меньше чем два человека), и окончательная
; оценка должна образовываться из их наблюдений, при ■ этом суждения каждого должны быть независимыми.
Значимость метода наблюдения в открытости самой разнообразной информации, в возможности не упустить чего-то важного. Именно для реализации самых ценных его свойств следует прислушаться к совету Р. Фишера и У. Юри, которые считают, что более полезно в процессе диагностики иметь много вариантов. А для достижения изобилия вариантов они советуют избегать четырех наиболее типичных серьезных просчетов: преждевременного суждения (предвзятости); поиска единственного ответа (догматизма); убежденности в невозможности «увеличить пирог»; мнения, что «решение их проблемы — их проблема».
______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
Вместе с тем чрезмерное структурирование и формализация может лишить этот метод главного его достоинства — гибкости, широты охвата информации, чувствительности к
новизне.
Метод наблюдения используется в диагностике лиц с речевыми нарушениями, как правило, во время первичного консультирования и в момент обследования для получения психологом дополнительной информации о поведении клиента в деятельности — о его адекватности, адаптивности, критичности, поисковой активности. Именно с помощью наблюдения во время логопедических занятий и в период, когда ребенок предоставлен самому себе, можно получить важную, порой недоступную другим методам исследования психологическую информацию. Поведение ребенка в этих условиях непринужденное, естественное и существенно отличается от поведения в условиях диагностического обследования. Наблюдение за ребенком вне логопедических занятий чрезвычайно важно для определения того, насколько он использует в реальной жизни привитые ему навыки правильной речи и адаптивного поведения. Наблюдение может выявить несоответствие между тем, что говорит ребенок, и его реальным поведением. Например, один ребенок может при ответе на вопросы (в процессе интервью, анкетирования или письменного опроса) преувеличивать свои переживания по поводу имеющегося у него речевого дефекта, в то время как при общении с окружающими проявляет выраженную речевую активность без малейших признаков робости и смущения. Другой ребенок (что характерно для дошкольников) полностью отрицает волнение во время речи, но в то же время при выступлении перед группой смущается, краснеет, его ладони потеют.
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт
ГЛАВА 4
на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическую.
Аналитическая интроспекция — интроспективный метод, разработанный в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
Систематическая интроспекция — интроспективный метод, разработанный в Вюрцбургской школе, которая не ограничивала интероспекцию отчетом о наследственных раздражителях, а соединила ее с последующим воспроизведением того, что прежде испытывал субъект при решении интеллектуальных задач.
Феноменологическое самонаблюдение — интроспективный
метод, разработанный в гештальтпсихологии. Характеризует
ся ориентацией на непредвзятое описание психических фено
менов в их непосредственности и целостности наивным испы
туемым. Этот метод, находящий свои истоки в методе внутрен
него восприятия, разработанном Ф. Брентано, продуктивно
применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в
рамках гуманистической психологии. ,щ
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!