Лекция 1 Психодинамическая модель — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Лекция 1 Психодинамическая модель

2018-01-04 489
Лекция 1 Психодинамическая модель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию аг­рессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.

 

Теория влечений (психоэнергетическая модель)

Основоположник этой теории 3. Фрейд считал, что поведение челове­ка определяют два наиболее мощных влечения: сексуальное влечение (ли­бидо) и влечение к смерти (танатос). Первое рассматривалось как стрем­ления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второе несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности» — это злоба, ненависть, деструктивность.

Вследствие антагонистической природы этих влечений они представ­ляют собой источник непрерывного внутрипсихического конфликта, ко­торый можно разрешить, только отведя деструктивную энергию от самого человека и направив ее на других (рис. 1). Таким образом, агрессивные и враждебные импульсы по отношению к окружающим рассматриваются как механизм высвобождения разрушительной энергии путем смещения, которое защищает внутрипсихическую стабильность человека.


 

Рис. 1. Возникновение агрессии в теории влечений 3. Фрейда

 

 

Возникновение и дальнейшее становление агрессивности по, 3. Фрей­ду, связывались со стадиями развития ребенка. Он отмечал, что агрессив­ность появляется уже на первой стадии развития — оральной (канниба- лической). К. Абрахам различал внутри оральной стадии этапы сосания и кусания. Этап кусания, совпадающий по времени с появлением зубов, и связывается с первыми проявлениями агрессивности у ребенка, так как кусание и поглощение предполагают разрушение объекта. М. Кляйн при­держивалась точки зрения 3. Фрейда, утверждая, что агрессивность — это самое первое отношение ребенка к материнской груди, хотя на этой стадии оно, как правило, и не выражается укусами. Она опровергает идею Абра­хама о разделении оральной стадии на этапы сосания и кусания, считая, что желание сосать сопровождается разрушительной целью всосать, опус­тошить, исчерпать сосанием и, следовательно, всю оральную стадию цели­ком можно назвать орально-садистической.

Такая позиция тесно связана с феноменом инкорпорирования, про­цессами поглощения или каннибализма. 3. Фрейд вводит понятие инкор­порации в период разработки теоретических оснований оральной стадии для описания процесса, посредством которого субъект в своих фантазиях поглощает объект и сохраняет его в себе. Опираясь на полярность влече­ний к жизни и смерти, тем не менее, Фрейд подчеркивает, прежде всего, единство либидо и агрессивности: на оральной стадии любовная власть над объектом совпадает с уничтожением объекта. В принципе в понятии ин­корпорации присутствуют три момента: удовольствие от принятия объекта вовнутрь, разрушение объекта и присвоение качеств объекта при удержа­нии его внутри себя. Именно этот последний момент превращает поглоще­ние в прообраз интроекции и идентификации.

Исходя из этого, выделяется такое психоаналитическое «новообразо­вание», как оральный садизм. Это удовольствие от причинения кому-либо боли укусами. В этом случае удовольствие достигается если не напрямую, то в фантазиях о кусании и деструктивном поглощении, поедании (канни­бализме).

Важную роль в онтогенетическом развитии агрессии играет фиксация. Напоминаем, чтофиксация —этопроцесс,посредствомкоторогочеловекста- новится или остается амбивалентно привязанным к объекту, способу и усло­виям удовлетворения влечений, уместным на более ранней стадии развития.

Фиксация на оральной стадии развития может привести к формиро­ванию орального характера и таких агрессивных черт, как наклонность к сарказму и сплетням, а также требовательности, нетерпеливости, завист­ливости, алчности, мстительности.

Агрессивность присутствует и на следующей стадии развития — аналь­ной. В ее рамках также существует два этапа: на первом садистское влече­ние направлено на разрушение объекта (испорожнение, выталкивание), а на втором садистское влечение связано с сохранением власти над объек­том, с самоконтролем и самообладанием (удержание).

На этой стадии «новообразованием» может стать анальный садизм, ко­торый проявляется в садистских фантазиях, подразумевающих жестокость, «пачкание», «обливание грязью» и т. д.

Фиксация на анальной стадии может привести к формированию анального характера, отличительной особенностью которого является уп­рямство, иногда переходящее в упорство, к которому легко присоединяют­ся наклонность к гневу и мстительность. Кроме того, человеку с анальным характером свойственно стремление к власти и контролю, а также сильный внутриличностный конфликт «подчиняться — бунтовать».

Схожие механизмы реализации агрессии наблюдаются и на уретраль­ной стадии развития. Однако здесь ребенку доставляет садистское наслаж­дение как активное проникновение и связанные с ним фантазии о повреж­дениях и разрушениях, так и удовольствие от пассивной отдачи и возмож­ности свободно проявлять себя.

Уретральный садизм проявляется в уретрально-садистских фантази­ях, которые способствуют созданию образа пениса как орудия насилия. 3. Фрейд отмечал безмерное, «жгучее» честолюбие тех, кто страдал некогда энурезом. М. Кляйн писала, что в процессе психоанализа взрослых и детей она постоянно сталкивалась с фантазиями, в которых моча представала как сжигающая, растворяющая, губительная жидкость, как таинственный и опасный яд. К. Абрахам обнаружил, что акт мочеиспускания иногда сопро­вождается детскими фантазиями всевластия — это ощущение огромной, даже безграничной власти, способной создать или разрушить любой объект.

Фиксация на этой стадии развития может привести к формированию уретрального характера и таких агрессивных черт, как честолюбие и склон­ность к соперничеству.

На фаллической стадии развития мальчики переживают «кастрацион- ный комплекс», а девочки испытывают «зависть к пенису». Особенности этих переживаний определяют базовые черты характера, формирующего­ся в результате фиксации: агрессивность и провоцирующее поведение как предвосхищение нападок на себя. Кроме того, это властолюбие, хвастовс­тво, зазнайство, демонстративность, стремление к успеху, а в поведении — упор на мужскую потенцию, мужественность.

В дальнейшем агрессивность проявляется на фаллической стадии раз­вития в виде асоциального и деструктивного поведения, то есть нарушения общественных норм.

Взгляды 3. Фрейда во многом разделялись и психологами, которые не были приверженцами психоанализа, но тоже считали агрессию одним из основополагающих компонентов мотивации поведения человека.

Новое звучание тема обусловленности человеческой агрессии главным образом биологическими факторами получила благодаря работам одного из основоположников этологии К. Лоренца. Он утверждал, что агрессив­ный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Основное его предположение заключается в том, что организм беспрерывно накапливает агрессивную энергию. Проявление агрессии зависит от взаимодействия двух факторов: количества накопленной в ор­ганизме в определенный момент агрессивной энергии и силы внешнего воздействия, способного вызвать агрессивную реакцию. Два этих фактора обратно пропорциональны: чем ниже уровень энергии, тем более сильный стимул требуется, чтобы вызвать агрессивную реакцию, и наоборот. Если уровень энергии достигает критического значения и не высвобождается с помощью внешнего стимула, происходит выброс спонтанной агрессии. К. Лоренц сравнивал данный процесс с работой парового котла, в котором непрерывно повышается давление до тех пор, пока он либо не выпустит пар под контролем рабочих, либо не взорвется самопроизвольно.

Стремительное развитие научно-технической мысли обогнало естес­твенно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привело к замедлению развития тормозных механизмов агрессии. Это не­избежно влечет за собой периодическое внешнее выражение агрессии, по­тому что иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать давление внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируе­мого поведения.

Впрочем, следует отметить, что «психогидравлическая модель» К. Ло­ренца в основном базировалась на часто неоправданном переносе резуль­татов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией. Считалось, что человек никогда не смо­жет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть выплеснута, то единственный выход — это направить ее в нужное русло. Сторонники теории инстинктов полага­ют, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физически­ми упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Вместе с тем многие психоаналитики отошли от жестких схем фрей­довской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.

Индивидуальная психология

Одним из первых приверженцев этой точки зрения был А. Адлер. Спра­ведливости ради следует отметить, что именно А. Адлер, на 15 лет раньше

З. Фрейда, постулировал существование агрессивного мотива и признавал, что агрессивность является неотъемлемым качеством психической жизни, организующей деятельность человека.

Возникновение агрессивного мотива обусловлено трудностью полу­чения органического удовлетворения (рис. 2). Агрессивный мотив — это сумма ощущений, возбуждений и их разрядок, органический и функцио­нальный носитель которых является врожденным. Неустойчивое психоло­гическое равновесие всегда восстанавливается тем, что первичные мотивы удовлетворяютсячерез возбуждение и разрядку агрессии.

 

Рис. 2. Возникновение агрессии в индивидуальной психологии А. Адлера

 

Агрессивный мотив господствует над моторным поведением, и это его моторное воплощение наиболее часто проявляется в детстве. Плач, крик, беспокойство, бросание предметов на пол, кусание и щипание — простей­шие формы агрессии, которые нередко встречаются и в дальнейшей жизни.

Агрессивный мотив превалирует также и над сознанием (например, в гневе). Он управляет вниманием, интересами, чувствами, восприятием, памятью и воспроизведением, фантазией, направляя их по пути реализа­ции в виде явной или измененной агрессии.

Агрессивный мотив может быть направлен вовне и проявляться в яв­ной, открытой форме: драка, бой, жесткость, дуэли, война, жажда власти, религиозная, социальная, национальная, расовая борьба, спортивные еди­ноборства. Когда агрессивный мотив направляется вовнутрь, обращается против самого человека, он воплощается в таких чертах, как покорность, подчинение, смирение, преданность, приспособленчество и мазохизм. За­метим также, что с этим преобразованием агрессивного мотива связаны также способность к обучению и вера в авторитет, внушаемость и подвер­женность гипнозу. Крайняя степень этого — склонность к самоубийству.

А. Адлер отмечал несколько путей реализации агрессивного мотива.

1. Сдерживаемый агрессивный мотив приводит к созданию жестких об­разов в искусстве и фантазиях, описанию различных ужасов в истории человечества и индивидуальной жизни.

2. Сильный агрессивный мотив влияет на выбор профессии. Если не брать в расчет преступников, героев-революционеров и авантюрис­тов, то такие профессии, как судья, полицейский, учитель, министр, врач, часто выбираются людьми с высоким стремлением к власти и превосходству. Эти предпочтения хорошо заметны и в аналогичных детских играх.

3. Агрессивный мотив находит свое воплощение в политике с ее бесчис­ленными способами проявить активность и множеством возможнос­тей логически объяснить любые агрессивные проявления.

. 4. Подавленный агрессивный мотив и скрытая жестокость могут про­явиться в интересе к похоронам и кладбищам, во внимании к смерти, в суевериях, страхе болезни и инфекции, а также в боязни быть похо­роненным заживо.

5. Агрессивный мотив может выражаться также в благотворительнос­ти, симпатии к людям, альтруизме и самопожертвовании. Это новые виды удовлетворения, в основе которых лежит все то же стремление к жестокости. Это может показаться странным, но, как считает А. Ад­лер, настоящее понимание страдания и боли может прийти только от подлинного интереса к миру мучений.

Чем больше выражен агрессивный мотив, тем сильнее будет его куль­турная трансформация.

В дальнейшем А. Адлер решительно пересмотрел свою теорию и пере­стал считать агрессивный мотив врожденным и независимым, заявив, что он подчиняется более сильному мотиву — стремлению к превосходству. А. Адлер считал, что агрессия — это реактивная форма поведения, а не ос­нованный на врожденной склонности психологический феномен, который не зависит от опыта индивида и его отношения к жизни.

А. Адлер ввел новые понятия — чувство неполноценности, которое воз­никает в результате дефектов, слабости и беспомощности человека и пре­одолевается за счет возникновения и укрепления чувства превосходства. И если вначале борьбу за превосходство Адлер рассматривал как проявле­ние агрессивности (преодоление препятствий, борьба за выживание, само­совершенствование, самоутверждение), то позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу стремления к власти.

Вместе с тем он считал, что агрессивность как базовое влечение надо рассматривать в контексте социального интереса. Если цель превосходства включает социальный интерес, то развитие личности и поведения носит конструктивный характер. Если не включает — формируется невроз, и по­ведение приобретает враждебную окраску. Согласно этой точке зрения, аг­рессивность является ненормальной формой поведения, проявляющейся в тех случаях, когда социальный интерес развивается неправильно.

Агрессивное или, выражаясь словами А. Адлера, «агонизирующее» со­знание может порождать различные формы агрессивного поведения, от от­крытого до символического. Таким, например, является хвастовство, с по­мощью которого человек символически реализует собственное могущест­во и превосходство. Это связано с тем, что агрессивный мотив включает в себя нарциссический компонент, требующий признания и преклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие сим­волические формы, связанные с ритуалами и обрядами, а также с иными видами социальной активности. Более того, по А. Адлеру, всякая ответная агрессия является естественной сознательной или бессознательной реак­цией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого ин­дивида ощущать себя субъектом, а не объектом.

А. Адлер описал тип людей с ярко выраженной агрессивностью — «уп­равляющий тип». Это люди, поведение которых не предполагает заботы о благополучии других людей. Для них характерно ощущение превосходства над внешним миром. Они действуют агрессивно, самоуверенно, напорис­то, крайне враждебно и часто антисоциально.

 

Социодинамическая теория

 

Другой представитель психоанализа — К. Хорни отмечала, что агрес­сивность у ребенка возникает, когда он признает и принимает как должное враждебность окружающих и сознательно или бессознательно решается на борьбу, чтобы защитить себя и отомстить. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются К. Хорни как невротическая защитная реакция человека, который чувствует угрозу удовлетворению своих нужд и потреб­ностей, своим ценностям, своему достоинству, считает себя отвергнутым, униженным, обманутым. Постоянный источник такой угрозы — конку­ренция в сексуальной, семейной, профессиональной и других сферах жиз­недеятельности.

Основу теории К. Хорни составляет убеждение, что для ребенка ха­рактерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (рис. 3), удовлетворение которых полностью зависит от ро­дителей или лиц их замещающих. В результате фрустрирования этих пот­ребностей (несвоевременное кормление, нарушение режима сна и отдыха, невыполнение обещаний, насмешки и наказания, чрезмерная опека и др.) у ребенка формируется базальная враждебность.

 

Рис. 3. Возникновение агрессии в социодинамической теории К. Хорни

 

Если ребенок чувствует, что родители любят его, принимают и заботят­ся о нем, он ощущает себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. При отсутствии ощущения безопасности у ребенка может раз­виться враждебность по отношению к родителям, которая затем, трансфор­мировавшись в базальную тревогу, будет направляться на всех окружающих людей (враждебность по отношению к окружающим.

К. Хорни описала агрессивный тип человека, у которого невозмож­ность разрешить невротический конфликт формирует «направленность против людей». Основное убеждение такого человека состоит в том, что жизнь есть борьба за выживание, а все окружающие люди агрессивны и жестоки. Поэтому, чтобы почувствовать себя в безопасности, необходимо занять доминирующую позицию. Его девиз: «Если у меня есть власть, то меня никто не тронет!» Основной отличительной чертой человека с такой направленностью является гипертрофированное стремление управлять другими людьми, которое определяется избыточной потребностью во влас­ти. Кроме того, для него характерна и потребность эксплуатировать других, основу которой составляет страх быть использованным и боязнь выглядеть глупым в чьих-то глазах.

Ощущение безопасности такой человек достигает посредством об­щественного признания и восхищения. Он хочет, чтобы им восхищались, старается приблизить свой образ к идеальному, стремится иметь высокий общественный статус, благосклонно относится к комплиментам и лести со стороны окружающих.

Вместе с тем К. Хорни описывает человека с агрессивными и садист­скими наклонностями. Она считает, что враждебность по отношению к другим людям может быть просто ответной, то есть реактивной. Несмотря на то, что от агрессивных действий могут пострадать другие люди, нанесе­ние обиды или ущерба является скорее побочным продуктом, а не первич­ным намерением.

Чаще всего элементы садизма встречаются в поведении у людей, не испытывающих никаких внутренних запретов на выражение своих садист­ских наклонностей в отношении других. К. Хорни перечисляет целый ряд признаков проявления садистских наклонностей у человека.

1. Порабощение жертвы. Человек садистского типа хочет воспиты­вать других людей. Ему нужен партнер, не имеющий своих желаний, чувств, целей и лишенный какой-либо инициативы.

2. Игра на чувствах жертвы. Люди с садистскими наклонностями чрез­вычайно чутки к реакциям партнера и потому стремятся вызвать те из них, которые хотят видеть в данный момент. Они знают, когда необхо­димо проявить интерес к жертве, а когда остаться равнодушным, спо­собны своими действиями породить бурную радость или погрузить в отчаяние, вызвать эротическое желание или отвержение. Используя свою способность к предвидению и чуткую наблюдательность, садист знает, как добиться подобных реакций, и наслаждается своей властью над жертвой. При этом он бдительно следит, чтобы его партнер ис­пытывал именно те реакции, на которые он рассчитывает. Недопусти­мо, чтобы партнер испытывал удовольствие или радость от действий других людей. Это будет немедленно пресечено: либо садист тем илииным способом обесценит или опорочит источник удовольствия, либо подвергнет страданиям саму жертву, и ей будет не до удовольствий.

3. Эксплуатация жертвы. Сама по себе эксплуатация может быть не свя­зана с садистскими наклонностями, а совершаться просто ради выго­ды. При садистской же эксплуатации, которая для садиста становится разновидностью страсти, самая главная выгода — это переживание торжества от использования другихлюдей, это ощущение власти, неза­висимо оттого, присутствует ли при этом какой-либо иной выигрыш.

4. Фрустрирование жертвы. Еще одна характерная особенность — стрем­ление разрушать планы, надежды, препятствовать осуществлению же­ланий других людей. Главное для человека с садистскими наклоннос­тями — во всем действовать наперекор другим: убивать их радость и разочаровывать их в надеждах. Смысл его жизни состоит в том, чтобы так или иначе испортить жизнь другому человеку.

5. Третироваиие и унижение жертвы. Человек садистского типа замеча­тельно остро подмечает недостатки и слабые места у людей. Но самое главное, он точно определяет, какие из них наиболее болезненно пе­реживаются или тщательно скрываются. Именно по этим «мишеням» и приходится основной удар садиста в виде уничтожающей критики. Но и те качества, которые садист втайне считает положительными, он обесценивает, для того чтобы партнер не посмел сравняться с ним в достоинствах и не смог стать лучше ни в своих, ни в его глазах.

6. Самоуверенность и стремление к власти. Человек с садистскими на­клонностями уверен в своей непогрешимости. Все его отношения с людьми строятся на основании проекций: он видит других людей именно такими, каким он считает самого себя. Однако его резко от­рицательное отношение к себе, ощущение себя абсолютным ничто­жеством полностью вытеснено из сознания. Агрессивные чувства в сочетании с презрением к себе просто не дали бы подобному человеку выжить. Поэтому-то он и считает, что его окружают люди низкие, до­стойные презрения, но при этом очень враждебные, готовые в любую минуту его унизить, лишить воли, отнять власть. Единственное, что может защитить его, — это собственная сила, решительность и абсо­лютная, безграничная власть.

Теория человеческой деструктивности

Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Пер­вый — оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид — «злокачествен­ная» агрессия — это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и соци­альными факторами.

С этой точки зрения Э. Фромм рассматривал восемь разновидностей агрессивного поведения.

1. Наиболее нормальной и наименее патологической формой агрессии является игровое насилие. Оно используется человеком в целях демонстра­ции своей силы и ловкости, а не в целях разрушения и не мотивировано ненавистью или деструктивностью. К игровому насилию относятся различ­ного рода военные игры, спортивные игры и единоборства, соревнования.

Конечно, когда утверждается, что при игровом насилии нет стремле­ния к разрушению, то имеется в виду идеальный тип подобной деятель­ности, а также жесткая регламентация агрессии правилами и условиями проведения игр и соревнований. Гем не менее на практике даже при четко установленных правилах зачастую можно обнаружить неосознанную аг­рессию и деструктивность. Но даже в этом случае основной мотивацией является демонстрация силы и ловкости, а не стремление к разрушению.

2. Гораздо более распространенным является реактивное насилие. Это агрессия, которая проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. Она базируется на страхе утра­ты чего-то ценного и значимого для человека. Этот тип насилия стоит на службе жизни, а не смерти, и его конечной целью является сохранение, а не разрушение.

Очень важным является то, что довольно часто ощущение опасности и вытекающее из него реактивное насилие основываются не на объектив­ной реальности, а на попытках манипулировать мышлением человека. Примером может служить тактика поведения многих политических и ре­лигиозных вождей, которые убеждают своих сторонников, что им угрожа­ет некий враг, возбуждая таким образом субъективное чувство реактивной враждебности.

Можно выделить две основных причины возникновения реактивного насилия. Первая — угроза безопасности, при которой люди готовы убивать и разрушать ради собственной защиты. Вторая — фрустрация потребностей. Агрессивное поведение наблюдается и у животных, и у человека, когда их желания или потребности остаются неудовлетворенными, и представляет собой попытку, зачастую напрасную, приобрести силой то, чего их лишили.

3. Враждебность, возникающая из зависти и ревности. Как ревность, так и зависть являются специфическими видами фрустрации. С одной стороны они могут основываться на конфликте обладания, когда один человек владеет чем-то таким, что хотел бы иметь другой. В другом случае в их основе может лежать межличностный конфликт, яркой иллюстрацией которого является «любовный треугольник». И в том и в другом случае у отвергнутого просы­пается ненависть и враждебностьпо отношению к другому человеку. Зависть и ревность может обостряться еще и тем, что он не только не получает жела­емого, но при этом осознает, что кто-то другой пользуется этим вместо него.

4 Мстительное насилие отличается от реактивного тем, что ущерб уже нанесен и применение силы не является больше функцией защиты. Мотив мести, как правило, обратно пропорционален силе и продуктивности че­ловека или группы. Беспомощный человек не имеет другой возможности восстановить разрушенное самоуважение, кроме как отомстить обидчи­ку. Напротив, продуктивный человек почти не имеет в этом потребности. Благодаря продуктивности своей жизни он легко переживает ущемления, оскорбления или унижения.

5 Деструктивность, мотивированная подрывом веры, возникает, как правило, в результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями.

Ребенок начинает свою жизнь, веря в любовь, добро и справедливость. Грудной ребенок доверяет матери и полагается на то, что мать всегда готова накормить его, когда он голоден, одеть его, когда он мерзнет, и ухаживать за ним, когда он болен. Это доверие может распространяться на всех лю­дей, осуществляющих уход за ребенком: отца, бабушку, дедушку и др.

У многих эта вера подрывается уже в раннем детстве. Ребенок не по­лучает должного ухода, страдает оттого, что родители лгут, оставляют его в одиночестве или несправедливо наказывают. Он несчастен и запуган, но ни мать, ни отец, которые якобы так озабочены его благополучием, не за­мечают этого. Они совершенно не слушают его, когда он говорит о своих страхах и страданиях.

Реакция на подобные переживания бывает разной, как у детей, так и у взрослых.

а) Формирование самостоятельности и независимости. Человек перестает зависеть от того, кто разочаровал его. При этом он становится более самостоятельным и находит новых друзей, учителей и возлюбленных, которым он доверяет и в надежность которых он верит. Это является наиболее желательной реакцией на разочарования.

б) Формирование скептицизма. В этом случае потрясение приводит к тому, что человек становится скептиком и каждый новый объект привязан­ности подвергает испытаниям, а разочаровавшись в нем, снова ищет и испытывает других людей. Этот феномен мы называем «замкнутый невротический круг». Замкнутым он является по той причине, что не дает взаимоотношениям развиваться. А уровень невротизма определя­ет частоту, качество и силу испытаний, которым подвергается партнер. Необходимо отметить, что описанный нами феномен не такое уж редкое явление. Достаточно вспомнить русские народные сказки, где сплошь и рядом присутствуют «огонь, вода имедные трубы», три желания и пр. Апофеозом, конечно же, является невротическое требование: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что!» Но и в реальной жиз­ни скептицизм достаточно распространен, особенно у людей, семейная жизнь которых не сложилась, которые неоднократно пережили пре­дательство родных и близких. Большинство людей, испытавших крах любви, считает, что «Все мужчины одинаковы! Их главная цель — зата­щить женщину в постель!» или «Все женщины одинаковы! Их главная цель — затащить мужчину в ЗАГС!».

в) Формирование иллюзии защищенности. В этом случае, чтобы вновь об­рести веру, человек во всем полагается на чей-то могущественный ав­торитет. Такого рода реакции имеют явную регрессивную направлен­ность. Неуверенный и испуганный ребенок цепляется за мать, рядом с которой он чувствует себя комфортно и безопасно.

г) Формирование накопительства. Нередко свое отчаяние, потерю веры в жизнь человек преодолевает посредством судорожной погони за ма­териальными ценностями — деньгами, а также за властью, статусом и престижем.

д) Формирование циничной ненависти. Глубоко разочарованный человек, который чувствует себя обманутым, может начать ненавидеть жизнь. Если ни на что и ни на кого нельзя положиться, а вера в добро и спра­ведливость оказалась иллюзией, то жизнь действительно достойна ненависти и хочется доказать, что жизнь зла, люди злы и сам ты зол. Разочарование делает человека циником и разрушителем.

6. Компенсаторное насилие. Это насилие служит человеку заменой про­дуктивной деятельности. Э. Фромм отмечал, что человек чуть ли не с само­го рождения обладает волей, способностью и свободой преобразовывать мир. Решающим при этом является не сила его воли и размеры свободы, а тот факт, что человек не выносит абсолютной пассивности. Это заставля­ет его, преобразовывая мир, изменяться самого.

Способность человека направлять свою волю на определенную цель и работать до тех пор, пока она не будет достигнута, называется потенцией. Если человек из-за слабости, страха или некомпетентности не в состоянии действовать — он ощущает себя импотентным и от этого страдает. Именно страдание от ощущения импотенции приводит к нарушению внутреннего равновесия. Человек не может принять состояния полной беспомощности, без того чтобы не попытаться восстановить свою способность к действию.

Одна возможность заключается в том, чтобы подчинить себя некой личности или группе, которая располагает властью, и идентифицировать себя с ней. Посредством такой символической причастности к жизни дру­гого человек обретает иллюзию самостоятельного действия. Изумительный по своей точности механизм такого «слияния» был описан А. П. Чеховым в рассказе «Душечка». В другом случае импотентный человек в своей бес­сильной злобе использует способность к разрушению.

Совершенно очевидно, что созидание жизни требует свойств, которые отсутствуют у импотентного человека. Разрушение жизни требует только одного: применения насилия — человек мстит жизни и окружающим лю­дям за то, что они его обделили. Поэтому в данном случае насилие есть не что иное, как коренящаяся в импотенции и компенсирующая ее агрессия. Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

7. Садизм. Это понятие трактуется Э. Фроммом в более широком, чем принято в обыденном обращении, смысле — как побуждение полностью контролировать любое живое существо, будь то животное или человек. При этом желание причинить другому боль не является существенным и определяющим. Основу садизма составляет импульс полностью подчинить другого человека своей власти, сделать его беспомощным объектом собс­твенной воли, стать его богом и иметь возможность делать с ним что угод­но. Стремления унизить и поработить — лишь средства достижения этой цели. Психологическая же суть садизма состоит в том, чтобы:

• заставить кого-то страдать;

• принудить его терпеть эти страдания;

• лишить жертву возможности защититься или уйти из этой ситуации;

• испытать радость и удовольствие от полного господства над другим

человеком.

Необходимо отметить, что и компенсаторное насилие и садизм явля­ются результатом прожитой искалеченной жизни, ее неизбежным результа­том. Они могут подавляться посредством страха, боязни наказания или на­правляться в другое русло, сублимируясь в социально приемлемых рамках. Однако они могут существовать и в латентном состоянии. Единственный способ борьбы с этим — развивать свои способности и использовать свои силы, что поможет человеку перестать быть беспомощным импотентом, садистом и разрушителем. Только отношения, которые помогают обрести интерес к жизни, могут привести к исчезновению агрессивных импульсов.

8. Архаическая жажда крови. Отражает биологическую связь челове­ка и природы: убийство происходит из-за страха собственного развития, очеловечивания. Этот вид насилия характерен для человека, пытающегося найти ответ на жизненные вопросы посредством деградации к до-индиви- дуальному состоянию своего существования, в котором он становится жи­вотным и таким образом освобождает себя от бремени разума. Кровь ста­новится эссенцией жизни. Пролить кровь — значит ощутить себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.

Э. Фромм выделял агрессивный тип человека с «эксплуататорской ориентацией», который пытается все получить от людей с помощью силы и хитрости. Отличительной его чертой является наклонность к саркасти­ческим, язвительным замечаниям об окружающих. Для этого типа людей свойственны подозрительность, цинизм, зависть и ревность.

Как последователи, так и большинство современных психоаналити­ков не разделяют фатального взгляда 3. Фрейда на человеческое поведение. Во-первых, хотя и не отрицая, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, они осуждают ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является ли агрессия инстинк­том или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому в рамках современного пси­хоаналитического направления считается, что агрессивность — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или к самому себе. Благодаря ей он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, с помошью которого эти инстинктивные импульсы направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном с целью их завоевания.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.