Тема 9. Конкуренция как средство реализации предпринимательства — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 9. Конкуренция как средство реализации предпринимательства

2018-01-04 259
Тема 9. Конкуренция как средство реализации предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из движущих сил предпринимательства является конкуренция. Существуют разнообразные формы и методы конкурентной борьбы, которые по-разному влияют на предпринимательскую деятельность и конкуренто­способность фирмы. Конкуренция играет важную роль как важнейший фактор развития рыночной системы в целом, заставляя предпринимателей мобилизовать всю энергию и способности для повышения конкуренто­способности своих предприятий. Одновременно конкуренция выступает наряду с механизмом взаимодействия спроса и предложения элементом механизма рыночного саморегулирования.

Сущность конкуренции

Конкуренция (от лат. concurere — сталкиваюсь, соревнуюсь) как экономи­ческая категория — борьба (в том числе соревнование, столкновение, взаимо­действие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за извлечение максимальной прибыли,

В случае столкновения интересов отдельных производителей или про­давцов товаров и услуг каждый из них старается доказать свои преиму­щества, обеспечить более выгодное и стабильное положение, в том числе за счет ослабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. Конкуренция — важнейший элемент механизма рыночного саморегулирования. Она лежит в основе предпринимательских решений относи­тельно цен, объемов продаж, рыночной стратегии в целом.

Конкуренция — экономический закон, выражающий устойчивые причинно-следственные связи между товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты, повышать качество това­ров и услуг, то есть бороться за рост их конкурентоспособности.

Не случайно И, Шумпетер определял конкуренцию как борьбу старо­го и нового. Методами этой борьбы могут быть:

- рост качества товаров и услуг;

- обновление ассортимента продукции, его дизайна;

- предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг;

- временное снижение цен;

- заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной фи­нансовой политики и пр.

Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в ее функциях. Она способствует:

- расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счетэтого снижению затрат производ­ства на единицу продукции, а следовательно, и цены;

- экономии ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансо­вых и др.);

- внедрению достижений науки итехники в производство, что об­условливает рост производительности труда;

- улучшению качества продукции и обслуживания (в том числе после­продажного) потребителей;

- перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нор­мы прибыли в разных сферах и отраслях экономики;

- созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции), ростуна этой основе безработицы;

~ возникновению экономических кризисов;

- усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащению одних и разорению других (побеждает сильнейший);

- монополизации экономики.

Таким образом, конкуренция имееткак положительные, так и отри­цательные1 стороны, влияющие на экономическое поведение предпри­нимателя. Их соотношение зависит от видов и форм конкуренции, влия­ния на нее регулирующей деятельности государства.

 

1Необходимо отметить, что некоторые отрицательные стороны являются таковы­ми только с определенной точки зрения, то есть относительными. Например, терпит банкротство предприятие, выпускающее продукцию, которую никто не покупает. Сле­довательно, она не нужна обществу. Поэтому крах подобного предприятия — трагедия только для его хозяина и занятых на нем работников. А для общества, напротив, это хорошо, поскольку из экономики уходит расточитель трудовых и материальных ресур­сов. Аналогично и в отношении экономических кризисов. Для отдельных предприятий и работников —• это жизненный крах. А для общества в целом — благо, форма разви­тия производительных сил, предпосылка перехода на качественно новую технологиче­скую и техническую базу развития, что влечет за собой и соответствующие изменения в производственных отношениях, социальной структуре общества.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.