Культура предпринимательской деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Культура предпринимательской деятельности

2018-01-04 235
Культура предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура предпринимательской деятельности — составная часть эко­номической культуры, культуры вообще и воплощается, прежде всего, в сфере управления.

Культура предпринимательской деятельностисовокупность матери­ально-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой — экономическими отношениями между людьми. Эта культура во­площается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знаниях, в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении.

Преуспевающим предпринимателям присущи следующие психологиче­ские качества:

- уверенность в благоприятном исходе;

- эмоционально-психологическая устойчивость;

- готовность принять ответственность и проявить решительность;

- новаторское, креативное мышление;

- настойчивость в достижении поставленной цели;

- стремление к выполнению более сложной работы;

- получение удовлетворения от достижения цели;

- стремление.к разумному риску;

- самообладание;

- устойчивые способности к преодолению препятствий;

- высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совер­шенствовать уровень профессионализма;

- умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач;

- навыки стратегического и тактического планирования.

Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответствен­ность за решение поставленных проблем, формирование целей предпри­нимательской деятельности и их достижение на основе планирования.

 

При исследовании причин банкротств и выживания новых предприятий в США в 70-х годах XX века оказалось, что не обанкротились в основном те фирмы, которые были созданы предпринимателями с высшим внутренним контролем, то есть теми, кто считает, что события в бизнесе зависятне от влияния внешних сил, а от их собственного поведения.

Летом 2002 года в ЕС была создана Европейская академия бизнеса и общества, задача которой — воспитание социальной ответственности менеджеров. Со временем она должна объединить 250 учебных заведе­ний Европы. Причиной создания новой системы бизнес-образования, по мнению ее учредителей - ряда корпораций (Royal Dutch-Shell, Johnson & Johnson, Volkswagen и др.), послужил рост коррупционных скандалов в американских предпринимательских структурах, свидетельствующих о том, что бизнес начал разрушать себя. Современное законодательство не закрывает лазейки для получения предпринимательского дохода неэтическими способами. Поэтому традици­онные программы подготовки менеджеров устарели. Например, МВД в основном учит бизнес-ценностям с позиций интересов акционеров. Удержать от соблазнов человека может только осознание иеобходи мости ответственности перед обществом.

 

Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателем является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучи­ем. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные послед­ствия, негативно сказаться на здоровье, Основные элементы предпринимательского риска — общая склонность к риску вообще, понимание воз­можности неудач, системное осознание их последствий.

Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельно­сти являются:

- с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи;

- с другой — скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи.

Опыт развития предпринимательства показал, что успешной является деятельность тех предпринимателей, которые рискуют умеренно по срав­нению с теми, кто рискует недостаточно или сверх всякой меры.

В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются:

- культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техни­ки, технологическая дисциплина и др.);

- информационная культура (знания об эффективном использовании информатизации, компьютерная грамотность и т. п.).

В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками:

- научной организации производства и труда, которые относятся к эле­ментам организационно-экономической культуры;

- финансовых, контрактных, организационно-экономических отноше­ний между субъектами предпринимательской деятельности — элемен­ты технико-экономической культуры;

- технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений.

Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок.

Различают также материальные и духовные, личностные и институ­циональные элементы культуры предпринимательской деятельности:

- к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники;

- к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление;

- к личностным - вид предпринимательской деятельности, возмож­ность обогащения, степень экономической свободы и др.;

- к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения.

Для повышения деловой культуры и этики предпринимательства це­лесообразно создать общенациональную программу "Культура предпри­нимательской деятельности", в рамках которой необходимо:

1) изучить традиционные национальные черты предпринимательства и этику нравственных ценностей в деловых отношениях в историческом аспекте.

 

Например, еще Владимир Мономах ввел устав, согласно которому про­цент за кредит, не должен превышать 20%, что препятствовало развитию паразитического предпринимательства. Впервые эту мысль вы­сказывал древнегреческий философ Аристотель. Современные мировые религии осуждают незаконно нажитое богатство, а честно приобре­тенное призывает использовать в гуманных целях;

 

2) формировать у широкой общественности положительное мнение о предпринимательской деятельности, поддерживать в средствах массовой информации тех предпринимателей, которые испытали неудачи и т. д.

Этика предпринимательства

Незаурядную роль в успешной предпринимательской деятельности играет этика предпринимательства, которая означает комплекс норм и правил морального поведения руководителю и умение соединять профессиональные прин­ципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действую­щему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п.

Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления) выполнение руководителем предприятия взятых на себя обяза­тельств. При этом нередко одним предпринимателем дается другому лишь устное обязательство (слово), которое, как правило, четко выполняется.

Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на лю­дей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются:

- личностный (личные качества руководителя);

- поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными).

В его рамках выделяют: демократический, автократический и либераль­ный методы;

- ситуационный.

При этом важно придерживаться таких принципов взаимодействия ру­ководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др.

Реализация- этих принципов в практике предпринимательства разра­ботана в современных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях актива­ции их трудового потенциала.

Их можно подразделить на:

- содержательные, к которым относятся теории Абрахама Маслоу, Дэ­вида Мак Клейна, Фредерика Берцберга. В их основе лежат механиз­мы внутренних побуждений, потребностей;

- процессуальные, теория ожиданий, теория справедливости и модели моти­вации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры.

Стартовая позиция мотивационного процесса — наличие неудовле­творенности в том, что ориентирует работника на достижение своих це­лей, на удовлетворение потребностей.

Процесс мотивации имеет следующую логическую последователь­ность: неудовлетворенная потребность -> цель -> действие -> достижение цели. Изучение этого процесса дает возможность предпринимателю соз­дать такую систему мотивации персонала, которая, основываясь на кри­тическом анализе потребностей, целей, побуждений сотрудников, позво­лит применять оптимальные мотивы и стимулы их эффективной работы. Примером такой системы может служить план Скэнлона (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1

План Скэнлопа

 

 

Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них — оплата труда — основа благополучного существования работ­ника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позво­ляет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудо­вого вклада в конечный результат работы предприятия.

В условиях развитых рыночных отношений предприниматели приме­няют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, сме­шанные, комиссионные, с участием в прибыли (Скэнлона, Ракера, Ипрошеар и др.), с приобретением акций предприятия.

Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблю­дать оптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработ­ной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8—9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающе­го работника, американские — увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокий — трудовую апа­тию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производи­тельности и качестве труда.

В конце прошлого века многие предприниматели стали применять как действенный стимул к труду фактор гибкого рабочего времени в виде скользящих графиков выхода на работу, изменения продолжительности отпусков или их дробления, сокращения продолжительности рабочего дня или недели при условии выполнения производственных заданий и т. д. Специалисты в организации труда считают, что на различные простои и перерывы зачастую приходится до 25% рабочего времени.

Использование фактора времени позволяет сократить расходы на оп­лату времени простоев, активизируя личную заинтересованность работ­ника в повышении эффективности труда.

 

Французские предприниматели внедрили гибкие графики работы на 75 % предприятий, немецкие - на 68%, шведские - на 66%.

 

Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях соз­даются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10—25% экономического эффекта от реализации новаций.

Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить цен­ных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам.

Так, в рейтинге самых заботливых компаний США 2000 года первые места занимали "SAS Institute", которая направляла 15% фонда заработной платы в пенсионные фонды, обеспечивала гибкий график работы сотрудников, имела фитнес-центр для них; и "Cisco'I Systems", которая установила web-камеры в офисах, позволявшие работникам наблюдать за своими детьми.

 

Современное производство требует от работников все более адекват­ного экономического мышления, творчества и самостоятельности при выполнении возложенных на них функций. С учетом этого предпринима­тель может доверять подчиненным и предоставлять им свободу в выпол­нении обязанностей в зависимости от их способности к самоконтролю.

При выборе предпринимателем' мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играет оптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы:

- внедрение прогрессивных форм и систем, заработной платы;

- участие в принятии управленческих решений, в том числе по управ­лению собственностью;

- внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены

бригады несут коллективную ответственность за качество продукции, распределение заработной платы и т. п.;

- планирование продвижения по службе (планирование карьеры);

- регулярное информирование руководителями предприятия работни­ков о результатах их работы (качества, производительности и т. п.);

- стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы;

- развитие рационализаторской работы сотрудников (так, в середине 80-х годов прошлого века на предприятиях японской компании "Тойота" на одного занятого работника приходилось 35 рационализаторских предложений). Руководители должны положительно воспринимать

любые, даже незначительные, инициативы по улучшению производ­ственного процесса;

- создание внутри предприятий временных творческих групп для разра­ботки и реализации инновационных решений на принципах интрапренерства;

- рациональное соединение поощрений и взысканий. Поощрять следует лишь за качественно выполненную работу и как можно быстрее (что­бы не было продолжительного интервала между результатами эффективной работы и поощрением). Соответственно, взыскание за совер­шение нарушений работниками любого уровня (в том числе руково­дящих звеньев) следует осуществлять также оперативно.

Контролируя работу подчиненных, следует придерживаться следую­щих норм:

- избегать мелочной опеки работника;

- индивидуально подходить к похвалам за любой успех;

- путем контроля помогать тем работникам, которые добросовестно отно­сятся к своим обязанностям, но временно не справляются с ними;

- строго и требовательно контролировать деятельность тех работников, которые могут работать более продуктивно, но не делают этого, ими­тируя процесс эффективной работы;

- при невыполнении взятых на себя обязательств к нарушителям при­меняют разные санкции с целью полного возмещения причиненных убытков тем субъектам предпринимательской деятельности, которые их понесли.

 

Определенное представление об этике предпринимательства дают а требования по ведению бизнеса, принятые в американской корпорации "IBM":

не вводить в заблуждение никого, с кем имеешь дело;

не использовать "IBM" для запугивания или угроз;

относиться одинаково ко всем продавцам и покупателям;

не унижать конкурентов;

по меньшей мере контактировать с конкурентами;

не использовать незаконно полученную конфиденциальную информацию;

не нарушать авторских прав и лицензий;

не использовать подкуп, подарки и развлечения, которые могут рассматриваться как обязательства.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.