Между организацией и органами публичной власти — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Между организацией и органами публичной власти

2018-01-07 161
Между организацией и органами публичной власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждая организация - акционерное общество, государственное предприятие и учреждение, орган исполнительной власти - действует не изолированно, а в правовой среде. Речь идет о правовом регулировании отношений между организациями разного типа. Особое значение приобретает налаживание взаимоотношений организаций с органами публичной власти. Органы государственной власти и муниципальные органы обладают компетенцией в обеспечении комплексного социально-экономического развития на своей территории <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. С. 243 - 267; Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист). М.: Юристъ, 2001.

 

Поэтому юристам, работающим в организациях, нужно ознакомиться с содержанием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также тематических законов (Земельного, Бюджетного, Градостроительного и иных кодексов, Законов о здравоохранении, образовании и др.). Им необходимо знать пределы и характер полномочий властных органов, которые применительно к организациям выступают в двояком качестве - как управляющие органы и как партнеры.

Причем взаимоотношения органов публичной власти и экономических субъектов не должны ограничиваться отдельными действиями и "визитами" в налоговые и таможенные органы. Для обеспечения комплексного развития территории нужны постоянные и системные действия. Использование программных, регулирующих, стимулирующих и контрольных способов позволяет увязывать деятельность бизнес-структур и публичных органов, государственных и муниципальных предприятий и учреждений в интересах населения и гармоничного развития территории городов, районов, областей и республик.

Например, к полномочиям государственных органов относятся транспортное и дорожное обслуживание, рациональное использование природных ресурсов, в том числе с помощью программ и средств контроля, региональные налоги и сборы, поддержка сельскохозяйственного производства. К полномочиям местных органов отнесены принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, сбор статистических показателей о состоянии экономики и социальной сферы муниципального образования. Важно правильно и последовательно использовать указанные полномочия и умело вовлекать в интеграционные процессы экономических субъектов. Стимулы и поддержка должны при этом сочетаться со строгим контролем над выполнением законов и иных правовых актов, а также требований нормативно-технических документов.

Не менее важно, чтобы юристы министерств и ведомств, региональных и муниципальных органов знали хотя бы в общих чертах уставы организаций и учитывали специфику взаимоотношений с государственными, муниципальными и иными учреждениями, предприятиями. Такая связь должна быть отражена в положениях о юридической службе, в распределении обязанностей и в должностных инструкциях (трудовых контрактах) юрисконсультов.

Разумеется, для юристов каждой организации важно хорошо знать своих коллег - юристов, работающих в государственных и муниципальных органах. Этому должно предшествовать ознакомление со статусом этих органов, и особенно с положениями об их юридических службах. Напомним, что 8 мая 2001 г. принят Указ Президента РФ "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов". 2 апреля 2002 г. Правительство РФ утвердило "Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти". Такие функции, как подготовка проектов правовых актов, экспертиза и визирование документов, обобщение правовой практики, методическое руководство правовой работой в соответствующей сфере, получение правовой информации, обмен опытом, участие в конференциях и совещаниях, открывают простор для прочных контактов юристов на всех уровнях управления и хозяйствования.

Внешняя правовая среда организации дает о себе знать потоком документов. Это могут быть законы, правовые акты органов исполнительной власти, муниципальных органов либо по общим вопросам развития территории, либо по специальным функциональным вопросам. Как на них реагировать? Юрист должен проверить законность таких решений, т.е. наличие закона или иного регулирующего акта, характер и объем полномочий органа на принятие правового акта, обоснованность отдельных норм.

Неизбежно при этом обнаруживаются поручения и предписания, не основанные на легальном основании, субъективистские и произвольные решения. Такое вмешательство в дела организации требует от юриста обоснованных возражений и представления руководителю организации предложений для реагирования в вышестоящие органы. В случаях явных нарушений законности оправданны обращения в органы прокуратуры, которые согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" вправе сделать предостережение, внести представление или протест.

Особо выделим такой "юридический канал" влияния на качество правовых актов "извне", как использование членства предприятия и организации в корпоративных структурах. Так, в РСПП и "Деловой России" есть структурные подразделения по вопросам взаимоотношений с государственными и общественными структурами. Всероссийская организация "Опора России" создала бюро по защите прав предпринимателей, которое анализирует их обращения по поводу нарушений законности и делает представления в министерства, органы прокуратуры.

Нужно в полной мере использовать легальные возможности саморегулируемых организаций. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов СРО, в том числе нормативного правового акта, содержащего допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм. Юристу надлежит собирать, обобщать, оценивать подобные нарушения и готовить за подписью руководителя обращения в СРО.

Каждая организация подлежит периодической проверке со стороны муниципальных и территориальных исполнительных органов, контрольно-надзорных органов. И здесь юрист должен быть максимально активным. Ему поможет хорошее знание и применение Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Участие в проверке, дача правовой оценки компетентности проверяющих, оснований и сроков проверки, правильности оформления документов о результатах контроля, подготовка аргументированных возражений - эти способы надо умело использовать.

Нередко приходится сталкиваться с коррупционными проявлениями чиновников. В этих случаях надо напомнить им об обязанностях и ответственности служащих в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а если нужно, то обратиться в вышестоящий орган или в правоохранительный орган.

Анализ практики подтверждает остроту проблемы. По данным исследований "Опоры России" (апрель 2008 г.), 74% компаний не практикуют решение проблем своего бизнеса посредством незаконных выплат чиновникам ("поборов", взяток, "благодарностей").

 

Практика независимых выплат Доля незаконных выплат в выручке

чиновникам компании

Не используют - 75% Более 25% - 0,8% <*>

Используют - 25% От 18% до 24% - 0,6%

От 13% до 17% -1,3%

От 9% до 12% - 2,9%

От 6% до 8% - 3,0%

Около 5% - 5,7%

Менее 5% - 12,0%

0% 5% 10% 15%

 

--------------------------------

<*> Процент респондентов в общей выборке.

 

Среди 26% респондентов, признающих использование подобной практики, средний размер таких выплат составляет 6% от выручки компании.

 

20,0%─┼

15,0%─┼

10,0%─┼ 9,6%

│ 8,5% ┌────┐ 6,0%

│ ┌────┐ /│\ │ │ \│/ ┌────┐

5,0% ─┼ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

0,0% └───┴────┴───┬───┴────┴────┬───┴────┴───┐

2005 г. 2006 г. 2007 г.

 

Оценка совокупного объема вынужденных незаконных выплат чиновникам снизилась более чем с 9% в 2006 г. примерно до 6% в 2007 г.

Этот результат аналитики относят к тем "отложенным" результатам проведения административной реформы, которых ожидали эксперты, хотя сам "набор" требований регулирующих органов по-прежнему оценивается бизнесом негативно.

Обратим внимание на возможность участия юристов организаций в подготовке и обсуждении проектов, решений государственных и муниципальных органов. Общие и специальные правовые нормы предусматривают публичное и профессиональное обсуждение проектов законов в СМИ, на совещаниях и конференциях, в корпоративных сообществах, на заседаниях общественных объединений, в научных центрах. Такая практика есть в РСПП и "Опоре России", где накапливается правовая информация о состоянии законности в той или иной сфере, о готовящихся проектах законов и иных правовых актах.

Пройти мимо содержания проектов юристы не должны, и важно, чтобы они высказывали свое мнение по поводу документов, которые затем "вернутся" в организации как юридико-обязательные. Нередко по поручению руководителя организации юристы присутствуют на заседаниях государственных органов при обсуждении и принятии правовых актов. И там у них есть возможность изложить позицию организации.

Другой аспект взаимоотношений органов и организаций - партнерский. Дело объясняется тем, что расширение сфер социальной деятельности бизнес-структур неизбежно ведет к упрочению их взаимоотношений с органами публичной власти. Как известно, федеральные и региональные органы государственной власти, муниципальные органы призваны обеспечивать развитие социально-экономической сферы на своей территории и способствовать "вовлечению" бизнес-структур в решение социальных задач. В данном контексте речь идет об участии их юристов в разработке проектов трехсторонних соглашений между органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и работодателей, соглашений о социальном сотрудничестве, в согласовании и принятии соглашений. Здесь полезны контакты юристов - представителей сторон для точного определения взаимных обязательств, порядка выделения и использования материальных и финансовых ресурсов. Это позволяет избегать ошибок и возможных юридических коллизий.

Новые задачи перед юристами возникают в связи с развитием института государственно-частного партнерства, когда отношения бизнес-структур с органами публичной власти становятся более масштабными и устойчивыми. Юристам приходится участвовать в решении следующих задач: а) в тщательном анализе правовых актов, регулирующих партнерство (норм Гражданского кодекса, соответствующих законов субъектов РФ, например: Закона Томской области от 28 сентября 2006 г. "Об основах государственно-частного партнерства в Томской области", Закона Санкт-Петербурга от 20 декабря 2006 г. "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"); б) в определении объекта партнерства в строгом соответствии с функциями сторон; в) в выборе правовой формы партнерства - подрядного договора, концессионного соглашения, договора об управлении, договора аренды (лизинга); г) в разработке проекта договора, т.е. установлении обязательств сторон, порядка использования их ресурсов, расчетов, распределения рисков, мер и оснований ответственности.

В условиях правового государства и интенсивного развития законодательства должна быть создана прочная правовая основа взаимоотношений органов публичной власти с экономическими субъектами. Изучение данного явления позволило выявить ряд острых проблем, требующих анализа, оценки и разрешения <1>. Одна из них связана с наличием пробелов и коллизий в законодательстве, что затрудняет выбор правильных правовых позиций и действий как публичных органов, так и экономических субъектов. Уместно подчеркнуть при этом: есть общие правовые недостатки и специфические трудности и противоречия в деятельности обеих сторон. Первые отчетливо выявляются при оценке реализации законодательства о собственности (например, "захваты" предприятий), о налогах (уход от налогообложения), о труде (отсутствие трудовых контрактов, договоров работников, неумение обеспечить занятость), об экологии (нарушение нормативов, стандартов), о земельных отношениях (неправильное использование земельных участков), о строительстве (несоблюдение технических норм и регламентов). Другие отражают ошибки в осуществлении статусов государственных и муниципальных органов и экономических субъектов.

--------------------------------

<1> См., например: Коллизии в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности. М., 2002.

 

Опросы работников предприятий в Калужской и Нижегородской областях показали, что внешними факторами являются: деятельность конкурентов - 54,2% респондентов, частые изменения нормативных правовых актов на федеральном уровне - 40,3%, на региональном уровне - 18,1%, на местном уровне - 22,9%, бездействие государственных органов - 20,8%, вмешательство государственных органов - 18,8%.

Результаты анкетного опроса подтвердили гипотезу о том, что предприятия плохо знают содержание компетенции государственных и муниципальных органов: 34,7% - не знакомы, 2% - имеют общее представление о положениях, 20,4% - знают отдельные нормы, 11,6% - знают многие нормы, 1,4% - хорошо знают все нормы.

Отсюда частые обращения "не по адресу". Среди них преобладают необходимость получения разрешительных или правоустанавливающих документов (58,8%), разъяснения по поводу применения законов и иных нормативных актов (37,5%), получение льгот по налогам (31,3%).

Юристам рекомендуется обратить внимание на действия и решения по бюджетным, налоговым и иным вопросам на основе просьб и договоренностей, не оформленные в надлежащем порядке либо необоснованные. При выявлении подобных явлений необходимы меры реагирования со стороны органов казначейства, региональных контрольно-счетных палат, налоговых органов, а также предостережения и представления органов прокуратуры. Есть много случаев уклонения от принятия правомерных актов и совершения легальных действий (регистрации, контроля и т.п.) в отношении тех или иных юридических и физических лиц, бездействия. Здесь оправданны действия компетентных органов по пресечению правонарушений, в частности, в случаях явного или скрытого протекционизма в предоставлении налоговых и таможенных льгот, в участии в аукционах, конкурсах и торгах с гарантированной победой, выделении средств на выборные кампании. В этих случаях необходимы отмена незаконных или нецелесообразных решений и привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Достоверным и своевременным сигналом о соблюдении требований законодательства служит установленная правовая отчетность. Это подтверждают материалы органов госстатистики. Установлен перечень государственной статистической информации, представляемой в соответствии с Табелем форм федерального государственного статистического наблюдения. Обратим особое внимание на обязательность публикации информации коммерческих организаций о соблюдении определяющих правовых нормативов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" публикуется финансовая (бухгалтерская) отчетность открытыми акционерными обществами системы ЕЭС России. В ней содержатся данные о выбросах загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, о мерах по их сокращению, сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии.

Это отрадное явление, и стоит подумать о более регулярном использовании информации в сфере экологии, трудовых ресурсов и др., полезных для обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий, о чем говорилось выше.

Проверка соблюдения законодательства относится к компетенции государственных органов. Вопрос заключается в том, насколько юридически корректно проводятся проверки деятельности экономических субъектов. Между тем на практике многое делается вопреки закону.

Так, подоходный налог остается в распоряжении местных властей наряду с налогами на имущество и на землю, если его им хотелось бы получать в полном объеме. Однако к наиболее плохо собираемым налогам относится именно подоходный. Новый Трудовой кодекс разрешил местным властям контролировать частного работодателя. Это стало возможным благодаря регистрации трудовых договоров. Но нормы этого контроля практически не определены и исчерпываются одной строкой: "Работодатель - физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления". Никто не заставляет указывать в договоре истинные размеры зарплаты, а потому конверты долго еще не выходят из моды.

 

Приведем материалы анкетного опроса

 

Причина возникновения конфликтных ситуаций Число выборов (%)
от числа опрошен- ных в Новоси- бирске в Великом Новго- роде в Москве в Курске в Томске
Недоступность информации о нормативно- правовых актах, устанавливающих требования к деятельности малых предприятий и правила проведения проверок 29,8 24,5 26,9 35,9 33,2 28,4
Слабое знание предпринимателями нормативно- правовых актов, устанавливающих требования к их деятельности и правила про- ведения проверок 46,1 37,0 49,3 37,9 62,4 43,6
Нечеткость правовых норм 47,5 63,0 65,2 40,4 18,3 50,5
Превышение проверяющими своих полномочий 24,2 20,5 24,4 27,3 27,2 21,6
Суровые санкции за нарушения 23,8 14,0 25,9 8,6 40,1 29,9
Поведение сотрудников контролирующих органов 15,0 12,0 13,9 24,2 11,9 13,2
Несогласие предпринимателей с проведением проверки 9,5 9,0 7,0 11,1 14,9 5,4
Несогласие предпринимателей с результатами проверки 22,6 18,5 17,4 19,7 42,6 14,7
Недостаточный уровень квалификации проверяющих 12,6 15,5 17,4 4,5 11,9 13,7
Длительность проверок 11,8 20,5 5,0 14,6 8,9 10,3
Отказ проверяющих от предоставления информации о ходе и результатах проверки 2,9 0,5 1,5 4,0 6,4 2,0
Незаинтересован- ность сотрудников контролирующих органов в объективности проверки 17,8 9,0 22,9 18,7 16,3 22,1
Другое 2,9 1,5 1,5 7,6 0,0 3,9

 

Поэтому столь важно юристам, во-первых, знать и строго соблюдать положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в котором установлены основания и процедуры проверки. Во-вторых, использовать изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях и другие законы о праве контрольных органов приостанавливать во внесудебном порядке работу предприятий и организаций только на пять дней. В-третьих, изучать и применять Инструкцию "О порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", утвержденную Приказом МВД России 2 августа 2005 г. <1>. В-четвертых, учитывать принятый 18 августа 2005 г. ПриказГенерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности".

--------------------------------

<1> См.: Российская газета. 2005. 12 августа.

 

Если выявлены нарушения прав и законных интересов - куда обращаться? Приведем интересные данные <1>.

--------------------------------

<1> Развитие спроса на правовое регулирование корпоративного управления в частном секторе. М., 2003. С. 323.

 

Преимущественно используемые предприятием способы

разрешения хозяйственных споров

(в % к числу ответивших в каждой группе)

 

  Группы по регионам Группы по численности Группы по отраслям Выбор- ка в целом
Мос- ква другие регионы до чело- век вкл. 101 - чело- век более чело- век про- мыш- лен- ность строи- тель- ство тор- говля и услу- ги тран- спорт и связь финан- совый сектор
Подача иска в судеб- ные инстан- ции     57,5     41,2     38,5     56,4     80,4     55,6     44,2     37,5     50,0     80,0     51,2
Угроза обра- щения в суд   23,8   20,2   17,6   28,7   23,9   25,8   20,9   16,7   20,8   3,3   22,4
Обра- щение в ор- ганы власти     12,7     8,8     11,5     10,9     10,9     11,3     9,3     11,1     12,5     13,3     11,2
Помощь сою- зов, ассо- циаций пред- прини- мате- лей   7,7   1,8   2,7   5,9   13,0   3,2   4,7   2,8   8,3   20,0   5,4
Обра- щение в право- охра- нитель- ные органы   10,5   6,1   6,8   6,9   19,6   6,5   2,3   9,7   12,5   20,0   8,8
По- мощь част- ных охран- ных агентств   4,4   1,8   3,4   4,0   2,2   3,2     4,2   4,2   6,7   3,4
Пере- гово- ры для урегу- лиро- вания споров   86,7   70,2   79,1   83,8   78,3   80,6   72,1   86,1   83,3   76,7   80,3
                         
Обра- щение в СМИ   1,7   2,6   1,4     8,7   2,4   2,3     8,3     2,0  
Другое 3,9 3,5 4,7 2,0 4,3 3,2 2,3 4,2 4,2 6,7 3,7  
Число отве- тивших                        
                                               

 

Эти и другие данные дают основание вести речь о необходимости расширения легальных внесудебных и об эффективности судебных процедур.

Таким образом, развитие отношений между органами публичной власти и организациями неизбежно предполагает укрепление правовых аспектов. А это требует согласованной и эффективной работы всех юридических служб.

 

Глава 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МИНИСТЕРСТВА

 

Юристы, которые трудятся в федеральных органах исполнительной власти, выполняют громадный объем работы. Об этом можно судить по характеристике деятельности Юридического департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в период 2004 - 2008 гг., которое в настоящий момент преобразовано в Министерство промышленности и торговли.

Департамент создавался в 2004 г. одним из первых и практически с нуля. На начальном этапе пришлось подбирать коллектив, сплачивать его, поскольку на Юридический департамент, или, как он тогда назывался, Департамент правовых отношений легла функция формирования организационной оболочки деятельности всего министерства, включая подведомственные ему агентства. Ранее подобной структуры не существовало. Надо было разработать положения о всех департаментах Министерства, агентствах, наладить внутреннее взаимодействие (документооборот) звеньев. И это было самым сложным.

На первых порах не обошлось без серьезных трений. Приходилось участвовать и в отладке, и в настройке механизма. Поэтому то, что через четыре года функционирование сложной структуры Министерства вместе с агентствами было налажено, можно считать большим достижением и самым главным результатом. Все разговоры о том, что структура слишком велика и неповоротлива, так и остались разговорами, а Министерство работает.

На пути становления пришлось вникать в весьма широкий круг специальных вопросов. Каждая из подведомственных Министерству отраслей, а их более 10, опирается на огромный информационный массив законодательных актов, на законодательство и в природоохранной области, в области оборонного заказа, и в прочих смежных областях. Поэтому сотрудникам Департамента пришлось в самые короткие сроки овладеть столь большим массивом законодательной информации, чтобы идти дальше, что весьма непросто с профессиональной точки зрения.

В практическом же плане Министерство тесно сотрудничает со всеми отраслевыми департаментами. Как головная организация, оно готовит документы по их проблемам, хотя в основном это специфические, узкопрофильные вопросы.

Из специальных функций можно отметить налаженное взаимодействие департаментов Министерства и агентств в работе с комитетами Госдумы. И это весьма значительный объем работы, тем более что связь с комитетами тесно переплетается с комиссией Правительства РФ по законопроектной работе. За четыре года работы Министерство внесло, а Госдума приняла ряд основополагающих законодательных инициатив, в большинстве из которых Юридический департамент был соисполнителем. В частности, велась активная работа над законом об электроэнергетике, поправки к которому были приняты недавно; над Лесным кодексом, вступившим в силу в прошлом году.

Много прошло через Департамент ратификационных документов, в том числе по Каспийскому морю, проекту нефтепровода Бургас-Александропулос.

Одновременно Департамент организовывал выступления руководителей Министерства на правительственных часах в Госдуме и Совете Федерации, например, по вопросам судостроения, СРП, электроэнергетики.

Одним из важнейших направлений Департамента остается работа в правительственной комиссии по административной реформе. В 2004 - 2008 гг. Департамент подготовил, принял и зарегистрировал в Минюсте ряд административных регламентов по осуществлению Минпромэнерго некоторых функций, в частности: по утверждению нормативов потерь в электроэнергетике, нормативов при добыче углеводородного сырья, по ведению реестра организаций ОПК и административные регламенты в сфере техрегулирования. Работа эта не прекращается. Предполагается, что по каждой функции Министерства для облегчения обращения будет принят административный регламент, в котором будет детально прописан весь механизм взаимодействия с ним, вплоть до графиков работы отделов, номеров кабинетов, справочных телефонов, наборов документов и проч. Они в обязательном порядке публикуются на сайте Министерства.

Департамент обеспечивает представительство Министерства в правительственной комиссии по интеллектуальной собственности. Совместно с отраслевыми департаментами подготовлен ряд инструкций. Например, в 2007 г. совместно с Департаментом экономического анализа и перспективного планирования был разработан порядок учета результатов интеллектуальной собственности Министерства. Система уже начала работать. Использованию Министерством всех результатов научно-исследовательских работ будет способствовать и налаженный строгий учет за отчетами. А предшествовала этому большая работа Юридического департамента по согласованию и выработке рекомендаций и форм контрактов и договоров, заключаемых Министерством по НИРам, НИОКРам и т.д. Предполагается, что конечным результатом станет получение патентов. Это будет реально осязаемый итог вложений госсредств.

Еще одна область деятельности - защита интересов Министерства и государства в судах. Через судебно-правовой отдел Юридического департамента за отчетный период прошло свыше 1300 судебных дел. Вот лишь несколько примеров. Была обоснована законность распоряжения правительства о строительстве трубопровода ВСТО, которая оспаривалась в судебном порядке; доказана законность постановления о выдаче субсидий в угольной промышленности.

Кроме того, Департамент сопровождает судебные процессы, затрагивающие интересы министерства в судах других государств. Например, были представлены интересы Минпромэнерго в суде по делу ЮКОСа в Вашингтоне. Сейчас идет процесс, в котором Министерство от имени государства выступает в штате Флорида (США) по эпизоду, связанному с авиатехникой; в Хьюстоне проходит процесс, касающийся деятельности российских нефтяных компаний на мировом рынке. Большая часть судебных процессов касается дел о банкротстве стратегически важных предприятий.

Большой блок работы связан с законотворчеством. Так, разработан законопроект об участии иностранных инвесторов в экономике страны. Этот законопроект подготовлен Министерством и от имени Правительства внесен в Госдуму. Работа весьма кропотливая и сложная, поскольку касается не только промышленности, но и всей экономики.

В прошлом году было разработано положение о стимулировании инвестиций в лесопереработку. На его основе затем был подготовлен портфель приказов по Министерству.

Особое место, конечно, занимает большая работа в области технического регулирования, поскольку все техрегламенты проходят через Юридический департамент; последний участвует и в работе комиссии по техрегулированию при Минпромэнерго, и в Общественном совете по техрегулированию; велика его роль в решении спорных вопросов на этапе их утверждения Правительством.

Юридический департамент участвовал в урегулировании всех вопросов по СРП "Сахалин-2", Харьягинскому СРП; по наследству от Минэкономразвития достался судебный спор в Стокгольме с французской компанией "Тоталь" по данному месторождению. В ходе длительной работы удалось заключить с французами мировое соглашение.

В сфере международной деятельности Департамента можно отметить подготовку соглашения по Оренбургскому газоперерабатывающему заводу между Российской Федерацией и Казахстаном. Сейчас договор направлен на ратификацию в Государственную Думу. Готовится также соглашение и по Таджикистану о строительстве Сангтудинских ГЭС.

У Департамента большие планы. Предполагается расширить участие в судах по искам о банкротстве стратегических предприятий. Раньше на финансовое оздоровление таких предприятий бюджет средств не выделял и повлиять на ситуацию было невозможно. С 2008 г. деньги выделяются, и в связи с этим открылась перспектива выхода в суды с планами реструктуризации этих предприятий, их оздоровления, восстановления платежеспособности.

Показательно, что Юридический департамент в 2004 - 2008 гг. проработал и завизировал свыше 1500 проектов приказов Минпромэнерго, более 3500 проектов нормативных правовых актов, в том числе актов Президента и Правительства, подготовил и завизировал свыше 500 проектов заключений, отзывов и поправок Правительства, а также проектов федеральных законов. В Минюсте зарегистрировано более 100 приказов Минпромэнерго. Юридический департамент участвовал в заседаниях арбитражных судов, судов общей юрисдикции, в том числе Верховного Суда, представлял интересы Минпромэнерго и Правительства при рассмотрении свыше 1300 дел.

Между тем этот колоссальный объем работы выполняют лишь 20 человек, а некоторые вакансии так и не заполнены. Однако в 2004 г. работать в Департамент пришли бывшие студенты-юристы, которые за три года не только оказали посильную помощь, но и прошли хорошую школу.

Краткую характеристику работы Департамента, как представляется, полезно дополнить Отчетом о работе Юридического департамента за II полугодие 2007 г.

 

Отчет о работе Юридического департамента за второе

полугодие 2007 г.

 

Действие Основание для выполнения Результирующий документ или материал Комментарии
Доработка Министерством и внесение Правитель- ством Россий- ской Федера- ции в Госу- дарственную Думу проектов федеральных законов: 1) "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегичес- кое значение для нацио- нальной безо- пасности Российской Федерации" Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10 мая 2005 г. N Пр-792 (п. 5) Законопроекты письмом от 17 июля 2007 г. N 2910п-П7 внесены Прави- тельством Российской Федерации в Государственную Думу. Приняты Государственной Думой 2 апреля 2008 г. Одобрены Советом Федерации 16 апреля 2008 г. Законопроекты разработаны в целях создания правовых условий и закрепления на законодательном уровне системы критериев участия иностранных инвесторов в капитале российских страте- гических организаций, кото- рые, с одной стороны, обес- печили бы защиту националь- ных интересов Российской Федерации в экономике страны, а с другой - способствовали бы формиро- ванию в российской Феде- рации предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов
Доработка и внесение в Правительство Российской Федерации в установленном порядке про- екта Феде- рального за- кона "О вне- сении изме- нений в отдельные законодатель- ные акты Рос- сийской Федерации в части, касающейся создания условий для развития судострои- тельной промышлен- ности" Поручение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N МФ-П7-5268 в целях выпол- нения поручения

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.