Практическое занятие № 41,42,43. «Использование в работе с пожилыми людьми методов основных практических направлений психологии». — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Практическое занятие № 41,42,43. «Использование в работе с пожилыми людьми методов основных практических направлений психологии».

2018-01-07 231
Практическое занятие № 41,42,43. «Использование в работе с пожилыми людьми методов основных практических направлений психологии». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Положения для обсуждения:

  1. Отношение к психотерапии для лиц пожилого возраста:
  2. Стандартные методы психотерапии: Методы когнитивно – бихевиоральной психотерапии. Методы интерперсональной психотерапи. Поддерживающая терапия.
  3. Альтернативные методы психотерапии: Арт-терапия, Музыкотерапия, Психотерапия с использованием комплекса реабилитационных мероприятий по социальной адаптации, Комплементарная психотерапия, Ароматерапия, Светотерапия, Мультисенсорная терапия.

Литература:

1. Абрамова, Галина Сергеевна Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов по спец.: "Психология", "Дошк. педагогика и психология", Педагогика и психология". - 5-е изд.. - М.: Академический проект: Альма матер, 2005. - 704 с.. - (Gaudeamus; Учебное пособие для вузов).

2. Абрамова, Галина Сергеевна Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.

Практическая часть

Отработка практических навыков в зависимости от психологического направления.

Схеме работы: 2-3 –Клиент-Психолог-Наблюдатель

Самостоятельная работа.

Темы мини-эссе:

  1. Методы когнитивно – бихевиоральной психотерапии.
  2. Методы интерперсональной психотерапи.
  3. Поддерживающая терапия.
  4. Арт-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Психотерапия с использованием комплекса реабилитационных мероприятий по социальной адаптации.
  7. Комплементарная психотерапия.
  8. Ароматерапия.
  9. Светотерапия.
  10. Мультисенсорная терапия.

Литература:

  1. Абрамова М.Д. Психология человеческой жизни. Исследования геронтопсихологии. - М., 2001.
  2. Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-н/Д. 1997.
  3. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.
  4. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002.
  5. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. –М. Изд.-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. С.27
  6. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. – 332 с.
  7. Краснова О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации в России. М., 1996.
  8. Краснова О.В., А.Г.Лидерс. Социальная психология старости. - М., 2002.
  9. Малкина – Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 368 с. – (Справочник практического психолога.)

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы.

Рекомендации по написанию реферата.

Реферат – краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников.

Содержание реферата включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста следует выполнять в соответствии с примером.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя. Она формулируется конкретно и составляет задачу исследования. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.

Реферат состоит из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (не менее 6 источников).

Во введении раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний.

В основной части на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу.

В заключение формулируются краткие выводы по изложенному материалу и приводится собственная тоска зрения на представленные в работе проблемы.

Объем реферата 12-15 страниц машинописного текста.

Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника и обязательно указывается точка зрения составителя, позиция, с которой он рассматривает проблему.

Рекомендации по написанию эссе

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей и позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно – наличие заголовка.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Эссе – это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Самостоятельная работа студентов.

Всего – 60 ч.

Задания и упражнения для понимания и сохранения материала.

 

Раздел – Предмет и методы психологии развития (12 ч.).

 

1. Кроме рекомендованных учебников отечественных психологов по этому разделу прочитайте книгу Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 14-56.

2. Попробуйте ответить на вопрос – в чем специфика методов возрастной психологии, какие специальные методы используются только в возрастной психологии?

 

Раздел – Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте (14 ч.)

 

1. Каковы критерии возрастных стадий в дошкольном возрасте (от 0 до 6 лет) в периодизации, принятой в отечественной психологии?

2. Ознакомьтесь с разделом «от двух до шести: раннее детство» в книге Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 350-448.

3. Прочитайте работы: Эльконин Д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте //Избранные психологические труды. - М., 1989; Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М., 1986; Мир детства. Дошкольник. - М. –1987; Хейзинга Й. Homo Luidus. Человек играющий. – М., 1989 и др. Приготовьтесь к деловой игре «Психология игровой деятельности». Ваш курс будет научно-исследовательским институтом игровой деятельности. Соответственно теме вашей лаборатории приготовьтесь каждый для выступления на итоговой научной конференции. Лаборатории следующие: а) лаборатория теории и методологии игры; б) лаборатория видов игровой деятельности; в) лаборатория истории психологии игры; г) лаборатория развития игровой деятельности в онтогенезе.

4. Самостоятельно поиграйте и проанализируйте ряд наиболее известных компьютерных игр. В чем их специфика? Каково их воздействие на психику дошкольника?

5. На основе рекомендованной на лекциях литературы, выделите основные подходы к исследованию и определению готовности ребенка к обучению в школе. Прорешайте самостоятельно минимум две методики (полностью), использующиеся при диагностики школьной зрелости.

 

Раздел – Психол. развитие и формирование личности младшего школьника (6 ч.).

 

1. По рекомендованной на лекциях литературе ознакомьтесь с различными периодизациями младшего школьного возраста в мировой психологии. Сравните особенности содержательного анализа этого периода жизни личности в теориях Э. Эриксона, А. Валлона, Д. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда.

2. Ознакомьтесь с разделом «среднее детство» в книге Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 458-547.

 

Раздел – Психология подросткового и юношеского возраста (3 ч).

 

1. Ознакомьтесь с разделом «подростковый и юношеский возраст» в книге Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 558-589. Постарайтесь самостоятельно вспомнить и определить следующие понятия: «воображаемая аудитория», «персональный миф», «обряд перехода», «пубертат».

2. Ознакомьтесь с работой Мид М. Культура и мир детства. – М., 1983. – 428 с. Определите типы перехода от детства к взрослости в зависимости от уровня развития общества и культуры.

 

Раздел – Психология взрослого человека (6 ч.).

1. Ознакомьтесь с книгами: Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.,1999. – С. 26-40, 73-104;

Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 647- 860. Подготовьтесь к коллоквиуму на тему «Психология взрослости», изучив следующие вопросы:

1. Психология взрослого человека.

2. Характеристика кризиса «середины жизни».

3. Ранняя взрослость.

4. Психологическая характеристика средней взрослости.

5. Поздняя зрелость: специфика психосоциального развития.

6. Особенности развития текучего и стабильного интеллекта во взрослом возрасте.

 

2. Исследуйте локус контроля у одного из ваших родителей (см. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д,1995. – С. 529-533; Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.,1999. – С. 189-196). Сравните полученные данные с собственными. Возможны ли возрастные изменения локуса контроля личности?

 

Раздел – Психология старения и смерти (6 ч.).

 

1. Прочитайте по этому вопросу следующую литературу: Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.,1999; Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000; Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. - М., 1977; Деркач А.А., Михайлов А.С. Методология акмеологии //Психологический журнал. – 1999. - № 4.

2. Ответьте на вопрос – каковы основные теории старения?

3. Выделите на основе источников, рекомендованных на лекциях, основные стадии социального и психологического восприятия смерти.

4. Ознакомьтесь с работами П. Брегга («Сердце», «Чудо голодания» и др.) (известного сторонника здорового образа жизни). Каковы основные принципы здорового образа жизни по П. Бреггу, в чем особенности питания, двигательной активности?

 

Раздел – Основные теории психического развития (9 ч.)

 

1. Выделите основные подходы к трактовке психического развития, направления исследования психического развития в онтогенезе, используя книги: Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 60-101; Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999 и др.

2. Сравните хронологию возрастных периодов онтогенеза в различных периодизациях, используя минимум 4 периодизации.

3. Выпишите критерии фаз психического развития, которые выделялись Элькониным, Фрейдом, К. Бюллер, Ш. Бюллер, Пиаже, Эриксоном, Валлоном.

4. Прочитайте популярный учебник Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992. – ч.2. – С. 7-5. Постарайтесь решить следующий тест.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.