Условие и способ развития личности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Условие и способ развития личности

2018-01-07 274
Условие и способ развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Ру-бинштейн) деятельность рассматривается как процесс, который порождает психику, а механизмы развития дея-тельности - как условия формирования интеллектуаль-ной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности.

 

В ходе деятельности происходят процессы «опредме-чивания» (субъект воплощает свои замыслы, т. е. в конеч-ном счете свои психологические качества, в предмете) и «распредмечивания» (субъект «присваивает» качества объекта деятельности).

 

А. Н. Леонтьев разграничил понятия «деятельность», «действие», «операция», установил их диалектическуювзаимосвязь и показал, что от мотива деятельности зави-сит ее личностный смысл, готовность к реализации цели. Мотив деятельности может переходить на цель действия, превращая действие в деятельность. Переход мотива (сдвиг мотива на цель действия) - исключительно важ-ный момент, на основе которого возникают качественно новые отношения людей к действительности. Изменения

 

в иерархии мотивов приводят к тому, что одни мотивы приобретают основную смыслообразующую функцию,

а другие становятся подчиненными, играя роль стимулов. Единаявзаимосвязанная системамотивовдеятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологиче-скийфундаментличности.

 

Смена смыслообразующих, возникновение более вы-соких нравственных мотивов демонстрирует развитие мотивационной сферы личности. Активная позиция дея-тельности заключается в формировании новых мотивов,


 

Взаимодействие

Биологического и социального факторов

В развитии личности

 

Биологическое и социальное в человеке в действитель-ности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически.

 

Л. С. Выготский в своей работе, посвященной истории развития высших психических функций, писал: «Доста-точно общеизвестно коренное и принципиальное отличие исторического развития человечества от биологической эволюции животных видов...» Процесс психологического развития самого человека, согласно многочисленным ис-следованиям этнологов, психологов, происходит по исто-рическим законам, а не по биологическим. Основным и всеопределяющим отличием этого процесса от эволюци-онного является то, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным за-конам.

 

До сих пор недостаточно выяснено, какова непосред-ственная зависимость высших психических функций и форм поведения от структуры и функций нервной систе-мы. Нейропсихологи и нейрофизиологи еще решают эту трудно поддающуюся проблему - ведь речь идет об изуче-нии тончайших интегративных связей клеток головного мозга и проявлений психической активности человека.

 

Безусловно, что каждый этап в биологическом разви-тии поведения совпадает с изменениями в структуре и функциях нервной системы, каждая новая ступень в раз-витии высших психических функций возникает вместе

 

с изменениями центральной нервной системы. Однако остается до сих пор недостаточно выясненным, какова

 


 

19. Движущие силы,   20. Закономерности псих «кого развития
условия и источники развития ребенка Сформулируем основные закономерности психическо-
Онтогенез человека разворачивается в культурном про- го развития.    
странстве и в некотором историческом промежутке вре- 1. Развитие характеризуется неравномерностью и
мени. При этом существуют воздействия как со стороны гетерохронностью.    
такого пространства на индивида, так и обратные. Сам Неравномерностьразвития проявляется в том, что
процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от- различные психические функции, свойства и образования
ношения между индивидом и средой, - это конкретные развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста-
условия, в которых осуществляется «развертка» геноти- дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ
пической программы. Условия могут быть благоприятны- колебательный характер. Гетерохронность развития
ми или неблагоприятными для процесса индивидуально- означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз
го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль развития отдельных органов и функций. Чем же она вызва-
системы отношений между индивидом и средой для пси- на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является
хического развития человека.   закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-
Социальнаяситуацияразвитияребенка- первоевертывании наследственной информации.  
основное понятие механизма психического развития. Это 2. Неустойчивость развития. Развитие всегда про-
та конкретная форма значимых для ребенка отношений, ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта
в которых он находится с окружающей его действитель- закономерность проявляется в кризисах развития. В свою
ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз- очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис-
раст характеризуется специфической, единственной темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко-
и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е. лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени
сложившейся системой взаимоотношений ребенка со разных психических процессов, свойств и функций -
взрослыми, которая выступает источником этого раз- с другой. Таким образом, устойчивость возможна благо-
вития.     даря неустойчивости.    
Ведущая деятельность -это та деятельность ребен- 3. Сензитивность развития. Сензитивный период
ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение развития - это период повышенной восприимчивости
которой определяет возникновение и формирование психических функций к внешним воздействиям, особенно
у него основных психологических новообразований на к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензи-
данной ступени развития.   тивного развития ограничены во времени. Поэтому если
Ведущаядеятельность,создавая условиядляразвития, упущен сензитивный период развития той или иной функ-
обусловливает основные изменения в психическом раз- ции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и
витии.     времени для ее становления.    

 


 


непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.

 

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изо-лированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои анало-ги. В свете данных генетической психологии можно раз-личать две линии психического развития ребенка, соот-ветствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и обра-зуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.

 

Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для психическо-го развития, а общественный опыт - среда и воспита-ние - источник психического развития человека.

 

 

4. Кумулятивность психического развития означает,что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным об-разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психи-ческом развитии. Характерный пример - последователь-ное становление и развитие наглядно-действенного, на-глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность - конвергентность ходаразви-

тия. Психическое развитие включает в себя две противо-речивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повы-шение разнообразия в процессе психического развития,

а конвергенция - его свертывание, усиление избиратель-ности.


 

их целенаправленной перестройке. В мотивах опредме-чиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминиру-ют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, вы-ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. При-чем это закономерное развитие, процесс которого обес-печивает освоение ребенком как действий, операций, так

 

и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладе-нию миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.

 

Кризис развития - это следующий основной меха-низм развития ребенка. Кризис - это переломный пункт

 

в нормальном течении психического развития. Он возни-кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно-вения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятель-

 

ности. Такое противоречие является основной движущей

 

силойразвития ребенка.

 

Психологическое новообразование -это:

- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

 

- обобщенный результат этих изменений, всего психи-ческого развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи-ческих процессов и личности ребенка следующего воз-раста.

 


 


2 1. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие

 

Развитие личности определяется не только врожденны-ми особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже

 

у малого ребенка определенным отношением к миру лю-дей, к миру вещей и к самому себе. Указанные пред-посылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окру-жающим людям.

 

На первом этапе происходит стихийное, не направляе-мое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда

 

у ребенка появляются в явных формах полимотивирован-ность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошколь-ного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физиче-

 

ский облик). Психологически «Я-образ» формируется

 

с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чув-ство половой принадлежности, что также определяет осо-бенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологи-ческое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому на-чинает относиться к самому себе - для него открывается

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.