Методы исследования возрастной психологии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методы исследования возрастной психологии

2018-01-07 276
Методы исследования возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Солодилова О. П.

 

С60 Шпаргалка по возрастной психологии: учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.

 

ISBN5-482-00071-0

 

 

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Воз-растная психология».

 

Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учи-тывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

 

УДК 159.922.6(075.8)

 

ББК 88.37я73

 

Учебное издание

 

Солодилова Ольга Петровна

 

ШПАРГАЛКА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Учебное пособие

 

Подписано в печать 24.01.05. Формат 60x901/ie.

 

Печать офсетная. Печ. л. 3,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 111

 

ООО «ТК Велби»

 

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

 

в ОАО «Типография № 9»

 

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.


 

 

© О. П. Солодилова, 2005

 

ISBN 5-482-00071-0 © ООО «ТК Велби», 2005


Глава 1 2. Становление возрастной психологии  
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА как науки    
1. Предмет и задачи возрастной психологии Детская психология зародилась как ветвь сравнитель-  
Предметом возрастной психологии является возраст- ной психологии в конце XIX в. Точкой отсчета для систе-  
матических исследований психологии ребенка служит  
ная динамика психики человека, онтогенез психических  
книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейе-  
процессов и качеств личности развивающегося человека,  
ра «Душа ребенка», в которой он описывает результаты  
закономерности развития психических процессов.  
Теоретическиезадачивозрастнойпсихологии- рас-ежедневных наблюдений за развитием собственного  
крытие общих закономерностей психического развития сына. В. Прейер первый осуществил переход от интро-  
в онтогенезе, установление возрастных периодов этого спективного к объективному исследованию психики ре-  
развития и причин перехода от одного периода к друго- бенка.    
му, определение возможностей развития. Объективные условия становления детской психоло-  
Объектом изучения возрастной психологии является гии, которые сложились к концу XIX века, связаны с ин-  
ребенок, подросток, юноша и др. тенсивным развитием промышленности, с новым уров-  
Проблемы современной возрастной психологии: проб- нем общественной жизни, что создавало необходимость  
лема органической и средовой обусловленности психики возникновения современной школы.  
и поведения человека; проблема влияния стихийного и Серьезное влияние на развитие возрастной психологии  
организованного обучения и воспитания на развитие де- имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, рефлектор-  
тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо- ная теория И. М. Сеченова, труды выдающегося русского  
собностей; проблема соотношения интеллектуальных и педагога К. Д. Ушинского.  
личностных изменений в психическом развитии ребенка; Дальнейшее развитие возрастной психологии связано  
проблема разработки разделов возрастной психологии; с начальным этапом экспериментальной психологии. Пе-  
проблема возрастной периодизации; проблема методов  
риод накопления эмпирических данных о развитии ре-  
исследования, их стандартизации, адаптирования для  
бенка (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников  
разных возрастов.  
и др.) сменился периодом экспериментального исследо-  
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:  
вания умственного развития детей. Уже с 1908 г. начина-  
1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);  
ется тестовое обследование детей, появляются измери-  
2) детская психология (от рождения до 17 лет);  
тельные шкалы умственного развития.  
3) психология взрослых, зрелых возрастов;  
Следующий этап в развитии возрастной психологии  
4) геронтология, или психология пожилого возраста.  
связан с попыткой исследователей выделить на основе  
Возрастная психология тесно связана с другими облас-  
богатого фактического материала стадии развития лич-  

 

тями психологии: общей психологией, психологией чело- ности в онтогенезе. Поиск закономерностей смены пе-  
   

 


 

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Концепция конвергенции

Психоаналитическиетеории

Детскогоразвития

 

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного

 

и открытие сексуального начала - составляют основу тео-ретической концепции психоанализа.

 

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо-вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести-мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого лич-ность спасается с помощью специальных «защитных ме-ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция,регрессия, сублимация.

 

Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит

 

к стадиям преобразования и перемещения по различным

 

эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.

 

Оральная стадия (0—1 год). Основной источник

 

удовольствия сосредоточивается на зоне активности,

 

связанной с кормлением.

 

Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру-

 

ется вокруг ануса, который становится объектом внима-ния ребенка, приучаемого к опрятности.

 

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс-шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-дозную привязанность к родителям противоположного


та - идея построения нового поведенческого акта в лабо-ратории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход

к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного дей-ствия, т. е. психического акта.

 

В классическом бихевиоризме проблема «развития ре-бенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

 

Таким образом, в социогенетических теориях в качест-ве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

 

 

пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи-кови комплексомЭлектры длядевочек.

Латентнаястадия(5—12лет). Снижениеполового

 

интереса. Энергия либидо переносится на освоение об-щечеловеческого опыта.

 

Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению

 

3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор-мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сек-суального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду-щих стадий.

 

Развитие психоанализ получил в работах дочери

 

3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со-ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, под-чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия кпринципуреальности.


 

ем аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

 

И в современных теориях развития сторонники биоло-гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяю-щей его жизненную судьбу. Генетически запрограммиро-ванными они считают интеллект, аморальные черты ха-рактера и др. Допущение преформизма мы видим и

в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, на-пример, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-тоидную природу, специфическую для человеческого рода.

 

двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликтмежду инстинктивной сферой душевной жизни человека

 

и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция - «Оно» - под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до са-мой старости. На «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типич-ная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные вле-чения - они находятся с ними в антагонистических, про-тиворечивых отношениях.


Теория социальногонаучения

 

Концепция социального научения показывает, как ре-бенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду

с классическим обусловливанием и оперантным научением существуеттакженаучениепутем имитации,подражания.

Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недо-статочны, чтобы научить новому поведению. Дети приоб-ретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (под-ражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в ка-честве модели).

Известный американский психолог Р. Сире предложил принципдиадическогоанализаразвитияличности. Посколь-ку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности перво-начально формируются в так называемых «диадических си-туациях». Он выделил три фазы развития ребенка:

 

- фазарудиментарногоповедения -основывает-ся на врожденных потребностях и научении в раннем мла-

 

- фазапервичныхмотивационныхсистем - ос-

новывается на научении внутри семьи (основная фаза со-циализации);

- фазавторичныхмотивационныхсистем -ос-новывается на научении вне семьи.

По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать.

 

Лет).

 

Глава 3

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Процесс развития личности

 

Личность представляет собой онтогенетическое при-обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре-деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста-

новления- принципразвития.

 

Что же такое развитие? Как известно, объект может из-меняться, но не развиваться. Рост, например, - это ко-личественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

 

Развитие характеризуется качественными изменения-ми, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле-ментов в самом развитии; перестройка связей между сто-ронами объекта.

 

В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в кон-це XIX в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетиче-ский закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому за-кону онтогенез во внутриутробном состоянии есть крат-кое и сжатое повторение филогенеза.

 

Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становле-

 


& "

 

Преформированный

и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)

Л. С. Выготский различал преформированный и непре-формированныйтипыразвития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, зак-реплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, кото-рый явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития, эта теория получила название преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер}.

 

Непреформированный тип развития наиболее рас-пространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эво-люции, развитие общества. Процесс психического разви-тия ребенка также относится к этому типу процессов. Не-преформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и до-стигают разных уровней развития. С самого начала, с мо-мента рождения ребенка не даны ни те стадии, через ко-торые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформирован-ный тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая су-ществует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтоге-нетического, не осуществляется по уже готовому образ-цу. Человеческое развитие происходит по образцу, кото-


 

 

Взаимодействие

В развитии личности

 

Биологическое и социальное в человеке в действитель-ности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически.

 

Л. С. Выготский в своей работе, посвященной истории развития высших психических функций, писал: «Доста-точно общеизвестно коренное и принципиальное отличие исторического развития человечества от биологической эволюции животных видов...» Процесс психологического развития самого человека, согласно многочисленным ис-следованиям этнологов, психологов, происходит по исто-рическим законам, а не по биологическим. Основным и всеопределяющим отличием этого процесса от эволюци-онного является то, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным за-конам.

 

До сих пор недостаточно выяснено, какова непосред-ственная зависимость высших психических функций и форм поведения от структуры и функций нервной систе-мы. Нейропсихологи и нейрофизиологи еще решают эту трудно поддающуюся проблему - ведь речь идет об изуче-нии тончайших интегративных связей клеток головного мозга и проявлений психической активности человека.

 

Безусловно, что каждый этап в биологическом разви-тии поведения совпадает с изменениями в структуре и функциях нервной системы, каждая новая ступень в раз-витии высших психических функций возникает вместе

 

с изменениями центральной нервной системы. Однако остается до сих пор недостаточно выясненным, какова

 


 

19. Движущие силы,   20. Закономерности псих «кого развития
условия и источники развития ребенка Сформулируем основные закономерности психическо-
Онтогенез человека разворачивается в культурном про- го развития.    
странстве и в некотором историческом промежутке вре- 1. Развитие характеризуется неравномерностью и
мени. При этом существуют воздействия как со стороны гетерохронностью.    
такого пространства на индивида, так и обратные. Сам Неравномерностьразвития проявляется в том, что
процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от- различные психические функции, свойства и образования
ношения между индивидом и средой, - это конкретные развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста-
условия, в которых осуществляется «развертка» геноти- дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ
пической программы. Условия могут быть благоприятны- колебательный характер. Гетерохронность развития
ми или неблагоприятными для процесса индивидуально- означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз
го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль развития отдельных органов и функций. Чем же она вызва-
системы отношений между индивидом и средой для пси- на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является
хического развития человека.   закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-
Социальнаяситуацияразвитияребенка- первоевертывании наследственной информации.  
основное понятие механизма психического развития. Это 2. Неустойчивость развития. Развитие всегда про-
та конкретная форма значимых для ребенка отношений, ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта
в которых он находится с окружающей его действитель- закономерность проявляется в кризисах развития. В свою
ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз- очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис-
раст характеризуется специфической, единственной темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко-
и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е. лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени
сложившейся системой взаимоотношений ребенка со разных психических процессов, свойств и функций -
взрослыми, которая выступает источником этого раз- с другой. Таким образом, устойчивость возможна благо-
вития.     даря неустойчивости.    
Ведущая деятельность -это та деятельность ребен- 3. Сензитивность развития. Сензитивный период
ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение развития - это период повышенной восприимчивости
которой определяет возникновение и формирование психических функций к внешним воздействиям, особенно
у него основных психологических новообразований на к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензи-
данной ступени развития.   тивного развития ограничены во времени. Поэтому если
Ведущаядеятельность,создавая условиядляразвития, упущен сензитивный период развития той или иной функ-
обусловливает основные изменения в психическом раз- ции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и
витии.     времени для ее становления.    

 


 


непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.

 

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изо-лированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои анало-ги. В свете данных генетической психологии можно раз-личать две линии психического развития ребенка, соот-ветствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и обра-зуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.

 

Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для психическо-го развития, а общественный опыт - среда и воспита-ние - источник психического развития человека.

 

 

4. Кумулятивность психического развития означает,что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным об-разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психи-ческом развитии. Характерный пример - последователь-ное становление и развитие наглядно-действенного, на-глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность - конвергентность ходаразви-

тия. Психическое развитие включает в себя две противо-речивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повы-шение разнообразия в процессе психического развития,

а конвергенция - его свертывание, усиление избиратель-ности.


 

их целенаправленной перестройке. В мотивах опредме-чиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминиру-ют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, вы-ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. При-чем это закономерное развитие, процесс которого обес-печивает освоение ребенком как действий, операций, так

 

и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладе-нию миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.

 

Кризис развития - это следующий основной меха-низм развития ребенка. Кризис - это переломный пункт

 

в нормальном течении психического развития. Он возни-кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно-вения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятель-

 

ности. Такое противоречие является основной движущей

 

силойразвития ребенка.

 

Психологическое новообразование -это:

- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

 

- обобщенный результат этих изменений, всего психи-ческого развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи-ческих процессов и личности ребенка следующего воз-раста.

 


 


2 1. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие

 

Развитие личности определяется не только врожденны-ми особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже

 

у малого ребенка определенным отношением к миру лю-дей, к миру вещей и к самому себе. Указанные пред-посылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окру-жающим людям.

 

На первом этапе происходит стихийное, не направляе-мое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда

 

у ребенка появляются в явных формах полимотивирован-ность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошколь-ного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физиче-

 

ский облик). Психологически «Я-образ» формируется

 

с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чув-ство половой принадлежности, что также определяет осо-бенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологи-ческое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому на-чинает относиться к самому себе - для него открывается

 

Глава 4

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

 

Главаб

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ: НОВОРОЖДЕННЫЙ, МЛАДЕНЕЦ

 

Зисомноворожденности.

 

Причиныкризисановорожденности:

 

- физиологические (рождаясь, ребенок физически от-деляется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);

-психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных реф-лексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорож-денный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.

Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде-ния. У него нет ни единой сложившейся формы поведе-ния. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функ-ционирования обеспечивается только взрослым. Наблю-дая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Един-ственное, что может ребенок, - это принять внутриутроб-ную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Этап новорожденности - это время адаптации ре-бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна,


 

Кризис первого года

 

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним дет-ством (1-3) существует переходный период, который на-

зывается «кризис первого года».

 

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио-нальных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на но-вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитно-сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по-являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи-са первого года жизни. В этом возрасте ребенокприобретает некоторую степень самостоятельности: по-являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви-ваются действия с предметами.

 

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо-койным, появляются проявления самостоятельности.

 

Внутренние причины кризиса: нарастание противоре-чия между потребностями в познании окружающего мира

 

и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удов-летворения потребностей.

 

Во-первых, речь носит автономный характер: слова си-туативны, они лишь осколки наших слов, слова много-значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство об-щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

 


 

1 9


Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или на-глядно-действенное мышление, которое строится наоснове проб и ошибок и связано с развитием первых са-мостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки - реакций на новые предметы, стремление их обследовать.

 

Развивается и речь, прежде всего пассивная - ребе-нок слушает и различает звуки. В первом полугодии фор-мируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочета-ния. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произ-носимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь-ко своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.

 

 

Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут-ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука-зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле-ния, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко-торые своими физическими свойствами определяют спо-соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен-тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается

 

в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.


 

стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер-вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го-лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио-нально активного призыва, хныкание превращается

 

в поведенческий акт, направленный на взрослого челове-ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

 

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит призна-ком физического и психического здоровья.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрос-лым, с развитием действий общение становится ситуа-тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).

 

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок ста-новится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал

 

Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раз-дробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходь-ба - первое из основных новообразований младенческо-го возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

 

Другое основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых словв том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

 


 

 


РАННЕЕ ДЕТСТВО

 

Социальная ситуация

 

Предметная деятельность.

 

Переход от младенчества к раннему детству связан

 

с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ упо-требления. Функции предметов не могут быть выявленыпутем простого манипулирования, их раскрывает ребенку взрослый.

 

На первых ступенях развития предметной деятельности действиеипредметоченьжесткосвязанымеждусобой: ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь

 

с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета,

в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующи-ми ему предметами или использовать предмет не по пря-мому назначению.

 

Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем детстве по двум основным направле-ниям:

 

1) развитие действия от совместного с взрослым до са-мостоятельного исполнения;

 

2) развитие средств и способов ориентации самого ре-бенка в условиях осуществления действия.

 

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов.

 

/ этап. От неспецифического употребления орудий к попыткам специфического использования орудий при

 

*

 


 

Этапыразвитияличности

 

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосо-знанием. Примерно в 2 года ребенок начинае


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.