Периодформальныхопераций(11/12-14/15лет). — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Периодформальныхопераций(11/12-14/15лет).

2018-01-07 229
Периодформальныхопераций(11/12-14/15лет). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В рамках формально-логического интеллекта мыслитель-ные операции могут совершаться без опоры на чувствен-ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные ва-рианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.


13. Концепция психического развития ребенка

Д. Б. Эльконина

 

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы-тался охватить и связать между собой два основных век-тора развития ребенка:

 

1) первый вектор характеризует взаимоотношения ре-бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

 

2) второй вектор характеризует взаимодействие ре-бенка с миром людей.

 

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут-ри этих двух векторов представляет единый процесс,

в котором формируется личность. Однако в ходе разви-тия этот единый по своей природе процесс раздваивает-ся. В каждом возрастном периоде один вектор домини-рует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми-нирующего вектора на субдоминантный и определяет на-чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию век-тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку

в данный момент, другими словами - ведущая деятель-ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельностине отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

 

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи-ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как не-посредственно-эмоциональное общение младенца со


 

Глава 3

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Процесс развития личности

 

Личность представляет собой онтогенетическое при-обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре-деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста-

новления- принципразвития.

 

Что же такое развитие? Как известно, объект может из-меняться, но не развиваться. Рост, например, - это ко-личественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

 

Развитие характеризуется качественными изменения-ми, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле-ментов в самом развитии; перестройка связей между сто-ронами объекта.

 

В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в кон-це XIX в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетиче-ский закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому за-кону онтогенез во внутриутробном состоянии есть крат-кое и сжатое повторение филогенеза.

 

Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становле-

 


& "

 

Преформированный

и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)

Л. С. Выготский различал преформированный и непре-формированныйтипыразвития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, зак-реплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, кото-рый явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития, эта теория получила название преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер}.

 

Непреформированный тип развития наиболее рас-пространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эво-люции, развитие общества. Процесс психического разви-тия ребенка также относится к этому типу процессов. Не-преформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и до-стигают разных уровней развития. С самого начала, с мо-мента рождения ребенка не даны ни те стадии, через ко-торые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформирован-ный тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая су-ществует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтоге-нетического, не осуществляется по уже готовому образ-цу. Человеческое развитие происходит по образцу, кото-


 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.