профессионально-педагогического взаимодействия» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

профессионально-педагогического взаимодействия»

2018-01-07 288
профессионально-педагогического взаимодействия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Цель и задачи дисциплины «Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия».

2. Образовательный процесс как сложная система педагогического взаимодействия. Важнейшее условие результативности и эффективности образовательного процесса.

3. Современные проблемы профессионально-педагогического взаимодействия.

4. Профессионально-педагогическое взаимодействие как фактор, оказывающий определяющее влияние на результаты обучения и воспитания.

5. Современная парадигма образования и организация педагогического взаимодействия.

6. Педагогика сотрудничества как основа учебно-воспитательного процесса.

7. Личностно ориентированное воспитание.

8. Профессионально-педагогическое взаимодействие и научно-педагогические исследования.

9. Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы.

10. Педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.

11. Активность личности и организация жизнедеятельности воспитанников.

12. Совместно разделенная деятельность педагога и обучающихся. Развитие личности в сотрудничестве педагога и воспитанника.

13. Методы, приемы и средства воспитания. Методы воспитания как совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

14. Общественная природа методов воспитания. Логическая связь между закономерностями, педагогическими принципами и методами воспитания.

15. Формы выражения отношения (рациональная, эмоциональная и поведенческо-деятельностная) и классификация методов воспитания. Три группы методов воспитания: методы убеждения, методы организации жизни и деятельности обучающихся, стимулирующие методы.

16. Элементы материальной и духовной культуры как средства воспитания.

17. Способы коммуникации как средства воспитания.

18. Коллектив и социальная группа, как среда для установления коммуникации и как организующие условия воспитания.

19. Педагогическая ситуация в решении задач профессионально-педагогического взаимодействия. Педагогическая ситуация как кратковременное взаимодействие педагога и воспитанника. Ситуации, имеющие педагогическое значение: ситуации стимулирования, ситуации выбора, ситуации принятия решения, ситуация успеха, проблемная ситуация, ситуация критики и самокритики, ситуация самооценки, ситуации общения и др.

20. Методика анализа педагогической ситуации. Поступок как действие личности, побуждаемое осознанными мотивами и целями. Психолого-педагогическая диагностика поступка.

21. Анализ педагогической ситуации на основе психолого-педагогической диагностики поступка.

22. Педагогическое общение как взаимодействие педагога и обучающихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

23. Общение как средство решения учебных задач. Общение как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса. Общение как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанников, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

24. Роль общения в создании педагогических ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание.

25. Общение и преодоление социально-психологических факторов, сдерживающих развитие личности (стеснительность, скованность, неуверенность). Создание условий для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Возможности в осуществлении социально-психологической коррекции развития и становления важнейших личностных качеств.

26. Типология педагогического взаимодействия, учитывающая такие характеристики как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация. Анализ различных типов взаимодействия.

27. Уровни педагогического взаимодействия. Стили взаимоотношений педагога и обучающихся. Характер педагогического взаимодействия в коллективе и особенности общения.

28. Особенности профессионально-педагогического общения. Гуманистическая парадигма образования и воспитания. Признание личности как субъекта общения в педагогическом взаимодействии. Новая позиция воспитателя в организации педагогического взаимодействия.

29. Система психолого-педагогических принципов организации личностного педагогического взаимодействия. Современное прочтение принципов диалогизации, проблематизации, персонификации, индивидуализации.

30. Психологические центрации в деятельности педагога. Личностная и ситуативная центрации. Диалог с доминантой на собеседнике как особый тип центрации. Особенности психологической центрации педагога и гуманистический характер организации педагогического взаимодействия.

31. Современный подход к рассмотрению роли воспитателя и воспитанника. Безусловное принятие личности. Возможность организации субъект-субъектного взаимодействия

32. Сущность личностно центрированного подхода. История возникновения личностно ценирированного подхода. Работы К. Роджерса.

33. Вера в огромные возможности человека, в конструктивность, позитивность и социальность его природы как основа содержания отношения к воспитаннику. Глобальное доверие человеку. Абсолютность утверждения о том, что в каждом человеке существует тенденция к росту, развитию, реализации своего потенциала.

34. Основные положения личностно центрированного подхода. Условия раскрытия ресурсов личности: атмосфера конгруэнтного самопредъявления, безусловного позитивного принятия, и эмпатического понимания. Особенности обеспечения конгруэнтности, безусловного позитивного принятия и эмпатического процесса.

35. Личностно ориентированное и личностно центрированное взаимодействия: сходство и отличия. Особенности понимания субъектности личности.

36. Культура педагогического влияния. Педагог как фасилитатор.

37. Экспрессивное личностно центрированное психолого-педагогическое взаимодействие.

38. Общение как контекст и способ психологического влияния. Межличностное общение: деятельность и активность.

39. Основные стороны и функции процесса общения. Коммуникативная и информативная функции общения. Интеракция и регулятивная функции общения. Перцепция и аффективно-когнитивная функции общения.

40. Феномен психологического влияния и характеристики воздействия. Средства психологического влияния.

41. Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта.

42. Применение невербальной и вербальной знаковых систем как средств влияния.

43. Регулирование реализации потребностей как средство влияния.

44. Подключение к совместной деятельности как средство влияния.

45. Влияние в процессе взаимодействия в профессионально-педагогическом общении и обеспечение субъектности воспитанника.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

8.1. Основная литература

1. Дорожкин Е.М. Профессиональное образование и рынок труда: ключевые факторы результативного взаимодействия: учебная монография для бакалавров, магистров, аспирантов и других научно-педагогических работников системы профессионального образования [Текст] / Е.М. Дорожкин, О.Н. Арефьев. М: Рос. акад. естествознания, Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. технол. колледж – фил. Нац. исследовательского ядер. ун-та «МИФИ». 2015. 335 с.

2. Лебедева В. А. Психологические основы взаимодействия педагога и учащихся: учебное пособие для аспирантов и профессионально-педагогических работников [Текст] / В. А. Лебедева, О. В. Кружкова, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2013. 153 с.

3. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов [Текст] / В. П. Симонов. М.: Вузовский учебник, 2015. 319 с.

4. Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учебник для студентов высш. образовательных учреждений. Серия «Бакалаврит». [Текст] / Т.Г. Сумина. М.: Изд. цент «Академия». 2014 г.192 с.

 

8.2. Дополнительная литература

1. Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Устьянцева О.М. Педагогическое исследование уровня владения педагогами среднего профессионального образования перспективными компетенциями // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 254 – 264.

2. Андрюхина Л.М., Власова О.Н., Днепров С.А., Пермякова Т.В. Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам всероссийского социологического исследования) // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 23 – 35.

3. Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Сумина Т.Г. Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания? // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 13 – 22.

4. Андрюхина Л.М., Днепров С.А., Зимина Е.Ю., Уткина С.Н. Готовность педагогов среднего профессионального образования к решению задач профессионального обучения // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 290 – 297.

5. Вечер Л.С. Секреты делового общения. [Текст] / Л.С. Вечер. Мн.: Высш. шк., 1996.197 с.

6. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. [Текст] / Т.Г. Григорьева. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. 121 с.

7. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. [Текст] / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. 173 с.

8. Днепров С.А., Сумина Т.Г., Венков С.С. Объективность экспертной оценки исследования готовности преподавателя СПО к профессионально-педагогической деятельности // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 53 – 60.

9. Душкина М.Р. Психология влияния [Текст] / М.Р. Душкина. СПб: Изд. дом «Питер». 224.с.

10. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М.Никольской, Под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. [Текст] / Дж. Дьюи. М.: Мир, 1926. 202 с.

11. Дьюи Дж. Школы будущего [Текст] / Дж. Дьюи // Народное образование, №8, 2000г. С.239 – 244.

12. Загвязинский В.И. Емельянова И.Н. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова М.: Высшая школа, 2008. 391 с.

13. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т., Т. I. [Текст] / Е.Н. Зарецкая. М.: 2002. 365 с.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Логос. 2002. – 384 с.

15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. СПб: Изд. дом «Питер». 2009. 573 с.

16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. – 2-е изд. [Текст] / О.М. Казарцева. М.: Флинта, Наука, 1999. 496 с.

17. Корепанова М. В. Основы педагогического мастерства: учебник для вузов [Текст] / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец; под ред. И. А. Лавринец. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2012. 238 с.

18. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. Н. Кохтев. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. – М.: Флинта, 2013. – 325 с.

19. Льюис Л. Язык эффективного общения. [Текст] / Л. Льюис. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2007. 320 с.

20. Маслоу А. Теория человеческой мотивации (цитируется по Маслоу А. Мотивация и личность. [Текст] / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105 (с сокращ.)

21. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студентов пед. университетов и институтов. [Текст] / А.К. Михальская. М.: Изд. центр «Академия», 1998. 432 с.

22. Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования: сб. науч. тр. / под ред. С.А. Днепрова, А.В. Пивоварова [Текст] / под ред. С.А. Днепрова, А.В. Пивоварова. Екатеринбург: Изд.-во Рос. гос. проф.-пед ун-та. 2017. 155 с.

23. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А. Б. Орлов. М.: Акад., 2002. 272 с.

24. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 2003. 451 с.

25. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. [Текст] / А. Пиз, А. Гарнер. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000. – 224 с.

26. Педагогические коммуникации: учебно-методический комплекс дисциплины [Электронный ресурс] // Блог Лапшовой Анны Владимировны: [сайт]. Режим доступа: https://vgipulapshova.wordpress.com/

27. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. [Текст] / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. М.: Флинта: Наука, 2006. 328 с.

28. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]: пер. с англ. / К. Р. Роджерс; под общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Прогресс: Универс, 1994. 480с.

29. Сальникова О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя [Электронный ресурс]: конспекты лекций, тренинги: учеб. пособие для вузов [Гриф Рос. акад. образования] / О. А. Сальникова. Моск. психолого-соц. ин-т. М.: Флинта: Издательство МПСИ, 2011. – 83 с.

30. Технологии интеллектуальных коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Под ред. А.В. Венковой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 236 с.

31. Шейнов В.П. Искусство убеждать: учебно-практическое пособие. [Текст] / В.П. Шейнов. М.: ЗАО «Книга-сервис», 2005. 304 с.

32. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник [Текст] / С. Д. Якушева. 5-е изд., стер. М.: Изд. цент «Академия». 2012. 254 с.

 

8.3 Справочная литература

1. Государственное задание № 2.76.2016/НМ «Методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования»: отчет / ЦИТИС. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www/rosrid.ru/search

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 г. г. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.edu.ru

3. Базы данных Gale Group. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

4. Библиотека Гумер. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.gumer.info

5. Федеральный портал Российское образование. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

6. Каталог образовательных интернет-ресурсов –Библиотека портала. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

7. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа – http://elibrary.ru/defaultx.asp

8. Гуманитарная электронная библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

9. Научная онлайн-библиотека Порталус [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.portalus.ru/

10. Сайт академика РАО Новикова А.М. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.anovikov.ru

11. Служба Twirps.com [Электронный ресурс] Режим доступа – http://www.twirpx.com/about/

12. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

13. Интернет библиотека электронных книг Elibrus [Электронный ресурс] Режим доступа – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

14. Высшая аттестационная комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru.

 


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия»

 

Подписано в печать. Формат 60 84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. 1,1. Уч.-изд. л.1,3. Тираж 100 экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 6020012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.